Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
статья по теме
Выступление "Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmo_5.10.2013.docx | 44.33 КБ |
sistema_otsenivaniya.pptx | 509.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
СЛАЙД №1
Система оценки разработана на основе:
- ФГОС, Примерной программы Начального Общего Образования, Программы УМК «Школа России»,
Методических рекомендаций УМК «Школа России» «Система оценки достижения образовательных результатов Основной Общеобразовательной Программы Начального Общего Образования»
СЛАЙД №2
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Главное достоинство системы оценки в том, что она реально переключает контроль и оценивание со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Предлагается изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу. Она была построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадения с образцом. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке.
Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
УМК «Школа России» предлагает следующие возможности для оценки планируемых результатов:
- Внесены изменения в задания для формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
- В учебники включены рубрики: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», В конце каждого урока, темы есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения», которая позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий).
- Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы.
Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;
- увеличено число заданий, требующих умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания, а также число заданий, предполагающих взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.
СЛАЙД №3
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает в себя следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Особенности оценки личностных результатов.
3. Особенности оценки метапредметных результатов (особенности оценки индивидуального проекта, требования к организации проектной деятельности, критерии оценки проектной работы).
4. Особенности оценки предметных результатов.
5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений.
6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию.
7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения.
В педагогических измерениях принято различать три уровня результатов образования:
- Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
- Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретной школе, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
- В процессе измерений появляется третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте.
Система оценки освоения образовательных программ создана с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ начального общего образования обучающимися школы.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
СЛАЙД №4
В системе оценивания в начальной школе используются:
- внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;
- внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур в ходе мониторинговых исследований, результаты которых не влияют на оценку;
- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ);
- объективные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки;
- оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;
- интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
- самоанализ и самооценка обучающихся.
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словарики, памятки, дневники, а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, поделки);
- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
- результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
СЛАЙД №5
В качестве оценивания в начальной школе используют следующие три вида:
стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
С целью проведения текущего оценивания используют следующие методы оценивания: наблюдение, оценка выполнения деятельности (основана на выборе ответа, или кратком свободном ответе, или открытом ответе), портфолио, самоанализ (для ситуаций, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции).
Для использования оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижений. Проверочные работы по предметам составленые на основе контрольно-измерительных материалов.
Планируемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками школы приведены в примерных программах по всем учебным предметам.
Основным критерием достижения выпускником начальной школы планируемых результатов освоения программ начального образования является успешное прохождение испытаний в рамках итогового внешнего и внутреннего оценивания.
При установлении критериев успешности в освоении программ начального образования рассматривается достижение учащимися планируемых результатов предметных, метапредметных и личностных.
СЛАЙД №6
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.
СЛАЙД №7
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося;
- смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;
- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
СЛАЙД №8
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
- ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
СЛАЙД №9
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
СЛАЙД №10
Оценка метапредметных результатов:
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами внеурочной деятельности.
СЛАЙД №11
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг достижения образовательных результатов.
СЛАЙД №12
Оценка предметных результатов:
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится анализ результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
СЛАЙД №13, 14
Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы являются предметные достижения и приобретение универсальных учебных действий при освоении основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках основной образовательной программы так и за ее пределами.
В итоговой оценке реализации основной образовательной программы выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
- результаты текущего, промежуточного оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
- внеучебные достижения младших школьников.
СЛАЙД №15
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
СЛАЙД №16
В нашей школе методическим объединением разработано положение по созданию Портфолио.
Портфолио представляет собой комплект материалов, в который входят разделы:
- Выборки детских работ
- Результаты стартовой диагностики
- Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы
- Результаты и материалы тематических работ
- Результаты и материалы итогового контроля
- Достижения во внеучебной деятельности
Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
СЛАЙД №17
Формы представления образовательных результатов:
- успеваемость по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- справки по результатам психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
СЛАЙД №18
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС второго поколения содержат чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна : - фиксировать цели оценочной деятельности; - фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов; - фиксировать условия и границы применения системы оценки. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников , т.е. то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Какова система оценивания в соответствии с ФГОС ? Проблемный вопрос:
Что должна фиксировать Система оценки ?
Оценочная деятельность учителя
Виды оценивания, используемые в начальной школе
Виды оценивания, используемые в начальной школе
Виды оценивания, используемые в начальной школе
Составляющие итоговой оценки
Формы и методы оценки Диагностика результатов личностного развития Метапредметные диагностические работы Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Принципы оценивания Самооценка ученика предшествует оценке учителя Оцениваются в первую очередь индивиду альные достижения учащихся Содержательное (само)оценивание неотрывно от умения себя контролировать Самостоятельный выбор учащимися сложности заданий Право учащихся на незнание и сомнение Для итоговой аттестации используется накопительная система оценок
Уважаемые коллеги! Попробуйте составить правила оценочной безопасности Работа в группах
1.Презентация результатов работы группы 2.Анкетирование . Рефлексия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...
Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработ...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...