Обучение быстрому чтению
учебно-методический материал на тему
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_bystromu_chteniyu.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальна ли эта цель? Чрезвычайно! В нашем современном мире народы отстаивают своё право на свободный созидательный труд и спокойную счастливую жизнь. Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям – дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книжек, без искусства слова. Каждый черпает из книг мудрость и силу в этой мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект – чтение книг – всегда прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги всё, что она может дать.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. Я стремилась к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в создании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивая у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививая им полезные для их дальнейшей учёбы умения и навыки.
В течение многолетних поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся. Эта система была разработана на базе Белгородской школы. Я решила подробно её изучить и применять в своей работе.
Предполагает она в процессе формирования навыков чтения вводить специальные тренировочные упражнения и таблицы, разделённые на группы:
- тренировка углового зрения.
- тренировка вертикального зрения.
- тренировка зоркости, начиная с букварного периода.
Вся система может применяться не только на уроках чтения, но и на математике и на русском языке, на природоведение.
Кропотливая работа даёт положительные результаты.
1. Найди лишнюю букву
А, О, В, У, И
2. Найди лишний слог
бо, но, ро, мы, со, ко.
3. Найди лишнее слово
река | слон | мала |
речка | лев | моль |
ручей | мак | мела |
ручка | тигр | мила |
ручеёк |
4. Раздели слова на 2 группы
корова | заяц | ленивый |
соловей | горох | смелый |
коза | ёжик | честный |
ворона | медведь | жадный |
овца | капуста | добрый |
сорока | волк | трусливый |
огурец |
5. Из какой сказки слова?
«Я мышка-норушка…»
«Бежит молочко по вымечку…»
6. Таблицы-карточки.
а). Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
б). Старайся запомнить расположения сразу двух – трёх следующих друг за другом чисел.
в). Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.
7. Чтение-спринт.
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на вопросы.
а). Плотно сожми губы и зубы.
б). Читай только глазами.
в). Читай как можно быстрее.
г). Ответь на вопросы к тексту.
8. Чтение со счётом слов.
Заключается в том, что учащийся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Читать – считать можно строки, пары слов, предложения.
9. Чтение-разведка.
Учащийся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы, на вопросы, поставленные учителем перед чтением.
10. Упражнение «финиш».
Читать до указанного слова или выражения.
11. Чтение с речевыми помехами.
Учащийся читает текст, про себя, одновременно, напевая песню или читает наизусть стих.
12. Чтение с простукиванием ритма.
Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм.
13. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно.
14. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
№1 №2
5 | 7 | 3 | |
9 | 1 | 8 | |
10 | 6 | 4 | |
2 | |||
1 | 16 | 3 | 6 |
20 | 8 | 19 | 11 |
10 | 13 | 4 | 9 |
15 | 18 | 2 | 14 |
5 | 12 | 7 | 17 |
№3
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
Комплект А №1
13 | 33 | 9 | 4 | 26 |
3 | 22 | 19 | 2 | 30 |
28 | 31 | 12 | 24 | 6 |
7 | 10 | 21 | 27 | 14 |
35 | 18 | 1 | 16 | 8 |
23 | 5 | 29 | 32 | 11 |
16 | 34 | 17 | 25 | 20 |
Комплект А №2
26 | 31 | 23 | 5 | 21 |
17 | 3 | 35 | 11 | 29 |
14 | 22 | 8 | 24 | 6 |
20 | 33 | 27 | 16 | 13 |
12 | 30 | 18 | 2 | 34 |
1 | 7 | 25 | 28 | 9 |
32 | 10 | 15 | 4 | 19 |
Комплект А №3
10 | 32 | 27 | 3 | 23 |
6 | 35 | 17 | 13 | 33 |
30 | 12 | 24 | 5 | 8 |
22 | 9 | 15 | 26 | 29 |
20 | 28 | 34 | 18 | 1 |
25 | 4 | 7 | 31 | 13 |
16 | 11 | 19 | 2 | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скорость. Быстрое чтение - резервы, возможности, результаты.
Из этой статьи вы можете узнать какие формы работы можно использовать, чтобы повысить скорость чтения....
Развивающие компьютерные игры как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников.
Выступление на школьном методическомобъединении...
Памятка для родителей о правильном и быстром чтении.
Правильное и скорое чтение в начальных классах.Памятка для родителей....
Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"
Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....
Обучение младших школьников быстрому чтению.
Презентация на тему "Обучение младших школьников быстрому чтению" подойдёт как учителю для обогащения опыта и применения на практике, так и для презентации опыта учителям....
Обучение младших школьников быстрому чтению О.А. ТРУТНЕВА, учитель начальных классов, МОУ «Боцинская СОШ», с. Боций, Джидинский район, Республика Бурятия
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15248021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 150px; height: 206px; float: left;"}}]]Полезная информация для родителей. Журн...
Обучение младших школьников быстрому чтению
Чтение -основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.Между скоростью чтения и успеваемостью есть прямая связь....