Обучение быстрому чтению
учебно-методический материал на тему

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_bystromu_chteniyu.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальна ли эта цель? Чрезвычайно! В нашем современном мире народы отстаивают своё право на свободный созидательный труд и спокойную счастливую жизнь. Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям – дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книжек, без искусства слова. Каждый черпает из книг мудрость и силу в этой мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект – чтение книг – всегда прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги всё, что она может дать.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. Я стремилась к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в создании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивая у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививая им полезные для их дальнейшей учёбы умения  и навыки.

В течение многолетних поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся. Эта система была разработана на базе Белгородской школы. Я решила подробно её изучить и применять в своей работе.

Предполагает она в процессе формирования навыков чтения вводить специальные тренировочные упражнения и таблицы, разделённые на группы:

  1. тренировка углового зрения.
  2. тренировка вертикального зрения.
  3. тренировка зоркости, начиная с букварного периода.

Вся система может применяться не только на уроках чтения, но и на математике и на русском языке, на природоведение.

Кропотливая работа даёт положительные результаты.

1. Найди лишнюю букву

           А, О, В, У, И

2. Найди лишний слог

           бо, но, ро, мы, со, ко.

3. Найди лишнее слово

река

слон

мала

речка  

лев

моль

ручей

мак

мела

ручка

тигр

мила

ручеёк

 4. Раздели слова на 2 группы

корова

заяц

ленивый

соловей

горох

смелый

коза  

ёжик

честный

ворона

медведь

жадный

овца

капуста

добрый

сорока

волк  

трусливый

огурец

5. Из какой сказки слова?

  «Я мышка-норушка…»

  «Бежит молочко по вымечку…»

6. Таблицы-карточки.

    а).  Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

    б). Старайся запомнить расположения сразу двух – трёх следующих друг за другом чисел.

     в). Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

7. Чтение-спринт.

   Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на вопросы.

  а). Плотно сожми губы и зубы.

  б). Читай только глазами.

  в). Читай как можно быстрее.

  г). Ответь на вопросы к тексту.

8. Чтение со счётом слов.

 Заключается в том, что учащийся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Читать – считать можно строки, пары слов, предложения.

9. Чтение-разведка.

Учащийся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы, на вопросы, поставленные учителем перед чтением.

10. Упражнение «финиш».

Читать до указанного слова или выражения.

11. Чтение с речевыми помехами.

Учащийся читает текст, про себя, одновременно, напевая песню или читает наизусть стих.

12. Чтение с простукиванием ритма.

Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм.

13. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно.

14. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

             

              №1                                                         №2  

5

7

3

9

1

8

10

6

4

2

1

16

3

6

20

8

19

11

10

13

4

9

15

18

2

14

5

12

7

17

                                                           

             

                                       

                                                №3

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

Комплект А №1

13

33

9

4

26

3

22

19

2

30

28

31

12

24

6

7

10

21

27

14

35

18

1

16

8

23

5

29

32

11

16

34

17

25

20

Комплект А №2

26

31

23

5

21

17

3

35

11

29

14

22

8

24

6

20

33

27

16

13

12

30

18

2

34

1

7

25

28

9

32

10

15

4

19

Комплект А №3

10

32

27

3

23

6

35

17

13

33

30

12

24

5

8

22

9

15

26

29

20

28

34

18

1

25

4

7

31

13

16

11

19

2

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скорость. Быстрое чтение - резервы, возможности, результаты.

Из этой статьи вы можете узнать какие формы работы можно использовать, чтобы повысить скорость чтения....

Памятка для родителей о правильном и быстром чтении.

Правильное и скорое чтение в начальных классах.Памятка для родителей....

Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"

Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....

Обучение младших школьников быстрому чтению.

Презентация на тему "Обучение младших школьников быстрому чтению"  подойдёт как учителю для обогащения опыта и применения на практике, так и для презентации опыта учителям....

Обучение младших школьников быстрому чтению О.А. ТРУТНЕВА, учитель начальных классов, МОУ «Боцинская СОШ», с. Боций, Джидинский район, Республика Бурятия

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15248021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 150px; height: 206px; float: left;"}}]]Полезная информация для родителей. Журн...

Обучение младших школьников быстрому чтению

Чтение -основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.Между скоростью чтения и успеваемостью есть прямая связь....