Доклад "Формирование коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы."
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алехина Елена Николаевна

Доклад учителя начального малокомплектного класса на тему "Формирование коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kommunikatsiya_no1.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы.

Алёхина Е.Н.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Коммуникативные учебные действия связаны с формированием следующих умений:

  • строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • использовать речевые средства и средства информационных и  коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • готовить выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы  информационной избирательности, этики и этикета;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД необходимы как в школьной, так и в повседневной жизни, при решении различных проблем.  Поэтому, формируя коммуникативные УУД, целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и выходящие за его пределы.

Приведу пример задания, способствующего формированию умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также составлению текстов в устной и письменной формах.

Задание 1. Герда и Маленькая разбойница из сказки Х-К Андерсена «Снежная королева» решили обратиться к Снежной королеве с просьбой об  освобождении Кая. Подумайте и напишите, как будет выглядеть письмо Герды, а как письмо Маленькой разбойницы.

Выполняя это задание, учащиеся должны как бы вжиться в образ Герды и  Маленькой разбойницы, использовать их лексику, отражающую характеры героинь. С помощью этого задания развиваются не только коммуникативные умения, но и эмпатия - умение почувствовать другого, встать на его место. Этого психологического свойства многим не хватает в повседневной жизни.

Можно предложить ученикам III-IV классов выполнить непростое задание 2, которое формирует не только коммуникативные, но и регулятивные УУД. 

Задание 2. Представьте, что ваш класс разделили на несколько команд, которые получили задание составить исследование на тему «Дети и война». Ты - командир команды. В вашей команде есть ученик, который не  хочет участвовать в этом проекте. Плпробуй с помощью диалога (вставив вместо троеточия свои слова) убедить одноклассника, что ему это будет интересно.

  • Как- то неохота.
  • А что надо-то?
  • Это и всё?
  • Это как? Стать участником событий?
  • Так не бывает.
  • Почерк у меня плохой.
  • Мои рассказы никогда не  печатали в стенгазете. Я попробую, могу ли я рассчитывать на твою поддержку?

Одно из важных коммуникативных умений связано с пониманием точки зрения собеседника. Его можно формировать с помощью литературных произведений, в которых есть диалоги героев.

Задание 3. Прочитай диалог Валека и Васи.

  • Как твоё имя?- спросил мальчик, гладя рукой белокурую головку девочки.
  • Вася. А ты кто такой?
  • Я Валек… Я тебя знаю: ты живёшь в саду над прудом. У вас большие яблоки.
  • Да, это правда, яблоки у нас хорошие… Не хочешь ли?
  • Вынув из кармана два яблока, назначавшиеся для расплаты с моею постыдно бежавшей армией, я подал одно из них Валеку, другое протянул девочке. Но она скрыла своё лицо, прижавшись к Валеку.
  • Боится,- сказал  тот и сам передал яблоко девочке.
  • Зачем ты влез сюда? Разве я когда-нибудь лазал в ваш сад?- спросил он затем.
  • Что ж приходи! Я буду рад,  -ответил я радушно.

Ответ этот озадачил Валека; он призадумался.

  • Я тебе не компания,- сказал он грустно.
  • Отчего же? - спросил я, огорчённый грустным тоном, каким были сказаны эти слова.
  • Твой отец-пан-судья.
  • Ну так что же? –изумился я чистосердечно.- Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом.

Валек покачал головой.

  • Тыбурций не пустит, - сказал он, и, как будто это имя напомнило ему что-то, он вдруг спохватился: - Послушай… Ты, кажется, славный хлопец, но всё-таки тебе лучше уйти. Если Тыбурций тебя застанет, будет плохо. (В.Короленко «В дурном обществе»).

Укажи, кто из участников диалога мог бы так сказать. Впиши имена героев оеоло высказываний, приведённых ниже.

              Он обо мне знает много, а я о нём даже не слышал.

             Этот мальчик добрый и не жадный.

              Девочка очень напугана.

             Я не против поиграть с этими детьми.

             С этим мальчиком не стоит иметь никаких дел.

               Чего так боится этот мальчик?  

Коммуникативные УУД   чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся, поэтому на уроках целесообразно давать групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их состав. Как правило, работа в группах проходит как мини-проект на уроке (при этом тему выбирает учитель).  Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке  мини-проекта главное - научить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. Поэтому на первых этапах подготовки проекта желательно  оговорить с каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределять роли.

Развитие УДД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать  любые жизненно-важные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.        

Литература: 1. Ж.Начальная школа №10, 2012г.  Н.М.Осмоловская, Л.Н. Петрова. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и нав...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающими...

"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы

Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...