Открытая (сменная) общеобразовательная школа. Специфика и проблемы учебного процесса
статья на тему
В статье рассматриваются основные проблемы учебного процесса услорвиях открытой (сменной школы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_i_problemy_uchebnogo_protsessa_v_ososh.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытая (сменная) общеобразовательная школа.
Специфика и проблемы учебного процесса.
История вечерних школ начинает свой путь из середины прошлого столетия. В 1943 году, в самый разгар второй мировой войны, в нашей стране в массовом порядке начали возникать общеобразовательные школы для подростков, работавших на предприятиях и желавших продолжить свое образование.
В 1947 году в планах российской Академии наук впервые появилась тема «Обучение молодежи в школах без отрыва от производства». С этого времени фактически начала формироваться новая частная дидактика – теория и методика общего образования взрослых. С возникновением Ленинградского Института образования взрослых эта новая ветвь педагогики стала обретать первые теоретические конструкции.
Вечерняя школа в наши дни работает в рамках норм и требований Государственного образовательного стандарта и занимается по образовательным программам, общим с дневной общеобразовательной школой.
Однако образовательный процесс вечерней школы имеет существенные различия в силу особого состава учащихся.
Контингент учащихся, весьма разнородный по вариантам дидактической запущенности и социальному опыту, по социальному и возрастному составу, с преобладанием подростков и безработной молодежи, а такая особенность контингента учащихся ставит перед нынешней вечерней школой одновременно две совершенно разнородные задачи: взрослым, т.е. социально и профессионально определившимся ребятам, школа может успешно работать по традиционным учебным планам и программам типовой вечерней (сменной) школы, вполне удовлетворяясь минимумом содержания образования .
Разнородность контингента обучаемых объективно предопределяет специфику вечерней школы: её дидактическая система должна обеспечивать возможность получения образования нестандартными способами:
1. Вариативность обучения по темпу образовательной деятельности обеспечивают классы и группы традиционного для вечерней школы темпа обучения, ускоренного, обучения по индивидуальному учебному плану.
2. Возможность выбора темпов обучения.
3. Разнообразие организационных форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, обучение по индивидуальным учебным планам, индивидуальным учебным планам на дому.
Очная форма обучения в организационно-методическом отношении позволяет педагогам вечерней школы выстроить учебный процесс с учетом острого дефицита времени обучающихся на домашнюю учебную работу. Лозунг «Учить на уроке» в школе взрослых воспринимается как обязательная составная часть педагогического процесса.
Что касается очно-заочного и особенно заочного обучения, то оно скачкообразно поднимает роль домашней самостоятельной работы и превращает ее в основу учебной деятельности.
Очно-заочное и заочное обучение эффективно, как правило, при серьезной мотивации к учебе, при относительном сохранении навыков учебной деятельности.
4.Дистанционное обучение.
5.Индивидуальное обучение ( на дому, по индивидуальным учебным планам). в соответствии нормативным документам с учетом медицинских и социальных показаний).
Педагогической практикой выработано множество форм педагогической деятельности: урок, консультация, зачет, экзамен, и другие.
Обыденным сознанием среднее общее образование воспринимается как норма развития личности. При этом любое отставание подростка, юноши по образовательному цензу от своего возрастного потока расценивается как дефект развития и почти всегда трансформируется в признак неполноценности личности. Иначе говоря, общее образование в общественном мнении является неким обобщенным критерием успешности социализации личности в школьный период.
Ценный работник, обеспеченный человек и хороший семьянин в общественном мнении всегда расценивается как состоявшаяся личность, независимо от имеющегося уровня образования. Но в иных показателях социализации «недообразованность» может восприниматься как свидетельство неполноценности. В соответствующих условиях это может стимулировать возобновление образовательной деятельности личностью.
Педагогам вечерней школы необходимо иметь в виду, что возобновлению обучения, как правило, предшествует психологически неблагоприятный период длительного стресса (фрустрации), вызванного прежними учебными и / или социальными неудачами. Мотивация может быть достаточной лишь для попытки возобновления обучения. Но при первом же намеке на повторение прежних неудач она может исчезнуть. Поэтому объективно необходимыми становятся либо жесткие внешние стимулы (условия получения выгодной работы, усиленный родительский контроль, надзор милиции), либо постепенное формирование внутреннего стимула, основанного на первичных успехах в учебной деятельности.
Еще одной актуальной проблемой педагогов вечерней школы на этапе - восстановления учебной деятельности является выявление и устранение психологических барьеров, типа «Ученик – учитель», «Ученик – учебная деятельность», а в ряде случаев и «Ученик – учащиеся». И здесь в первый ряд эффективных педагогических средств выходит педагогическая этика.
Прежний опыт негативных отношений со школой и в новой школе заранее ставит ученика в защитно-оборонительную (а то и защитно-агрессивную) позицию. Эта позиция, позволяет ученику в минимально допустимой степени сохранять самоуважение, но является заведомо невыгодной для всех участников. Следовательно, перед педагогами вечерней школы встает проблема тактичного преодоления привычных для ученика способов защиты своего достоинства
Этому способствуют отказ от общения в рамках социальных масок «Взрослый – ребенок». Опытные учителя-вечерники знают, что восстановление доверия к школе начинается с постановки ученика в непривычно-приятную для него позицию равноправного уважительного общения по схеме «Взрослый – Взрослый».
Третьей актуальной проблемой является перевод отношений между членами возникающей учебной группы из агрессивного состояния соперничества групп в состояние сотрудничества.
В особо тяжелых случаях возможным психологическим приемом вывода ученика из такого состояния является временный перевод на индивидуальное обучение.
Человек учится в любом возрасте – стихийно (путем подражания, через собственные пробы и ошибки, на примере других) и направленно (дидактически организованно).
В качестве целей общего образования обычно выступают приобретение знаний, умений и навыков, необходимых каждому человеку, независимо от его будущей специальности, профессии. Обучение, согласно определению, «должно предшествовать развитию школьников, вести его за собой». Однако вечерняя школа и в этом отношении имеет дело с дидактической аномалией: сам факт обучения в «вечерке» говорит о том, что период такого развития был в значительной мере упущен.
То есть обучение в данном случае должно сначала реконструировать (восстановить) развитие школьника и лишь на этой основе в дальнейшем вести его за собою, но с учетом реальных возрастных и социальных новообразований
В этом подходе, в частности, вечерняя школа реализует особенности своего видения еще одного классического требования – необходимости «дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебной подготовленности».
Ни в одном другом общеобразовательном учреждении нет такого богатства и разнообразия организационных форм! Только вечерняя школа предоставляет учащемуся реальную возможность выстраивания индивидуализированной образовательной траектории, отвечающей его личностным потребностям и возможностям.
Вечерняя школа всегда была важной составной частью общей системы образования в нашей стане. У неё – своя непростая, но богатая история развития и не малые специфические особенности, главная из которых – неоднообразный контингент учащихся, как по возрасту, так и по уровню подготовки и профессиональной занятости.
Социальный заказ для школ этого типа всегда был один – доучивать и воспитывать всех тех, кто по каким-то причинам не смог получить образования в дневных школах, учреждениях профессионального образования. И вечерняя школа выполняла его с честью, приспосабливаясь к меняющимся социально – экономическим условиям и вызовам времени.
Этот результат творческих поисков нескольких поколений педагогов необходимо сохранять и оберегать как серьезное социальное завоевание, приобретающее новое значение в условиях современной вечерней школы.
В то же время, какие бы преобразования не происходили в сфере образования они непременно не обходят стороной и вечернюю школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов на тему "День рождение Слоненка"
Тема: «День рождение Слоненка». Развитие наглядно-образной памяти.Цель: развитие наглядно-образной памяти, через операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения.Задачи:ü Развитие зрительно...
Открытие смены в летнем пришкольном лагере "Росинка"
Цель: Выстраивание отношений внутри нового коллектива,Содействие общению между детьми.Задачи: познакомить детей к распорядку дня в летнем пришкольном лагере;Сплотить детей между собой;Привить детям чу...
Праздник открытия смены в пришкольном лагере
Праздник открытия смены в пришкольном лагере...
«Процесс как смена состояний». (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
Тема: «Процесс как смена состояний»Цели деятельности учителя: развивать умение наблюдать за окружающим миром; обобщение знаний учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчиво...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СМЕНЫ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «РАДУГА»
Лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами....
Сценарий открытия смены летнего лагеря дневного пребывания. ( Праздник)
Методическая разработка представляет сценарный конспект праздничного мероприятия для обучающихся начальной школы - открытие школьного Лагеря дневного пребывания. По структуре, разделам, информационной...
Открытие смены в пришкольном лагере
Сценарий линейки открытия пришкольного лагеря...