Проект "Перекресток"
проект (1 класс) на тему

Ситкова Галина Ивановна

Мне бы хотелось рассмотреть  работу над проектом в начальных классах на примере коллективного проекта “Перекресток” (1-й класс). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_perekrestok_poryadok_raboty.docx16.65 КБ
Файл proekt_perekrestok.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Перекресток»

Мне бы хотелось рассмотреть  работу над проектом в начальных классах на примере коллективного проекта “Перекресток” (1-й класс).

Начиная работу над любым проектом, всегда вспоминаем основные компоненты или этапы работы.

Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы.

На этом этапе создаю проблемную ситуацию, из которой выявляется проблема, потребность. Например, при работе над проектом “Перекресток ” детям предлагается проблемная ситуация в виде беседы.

Учитель:  - Ребята, вы знаете правила дорожного движения?

- Какие правила дорожного движения вы знаете?

- Всегда ли вы, ваши друзья и просто окружающие вас люди, выполняют правила дорожного движения?

Отвечая на этот вопрос, дети начинают приводить примеры и случаи из жизни, когда люди, нарушая правила дорожного движения, попадают в различные неприятные ситуации, которые вредят их здоровью.

Учитель: - Есть ли у нас проблема?

Формулировка проблемы: Люди знают правила дорожного движения, но не выполняют их. Потребность в безопасности и сохранении здоровья.

Учитель: Ребята, а мы с вами можем что-нибудь сделать для того, чтобы привлечь внимание ребят нашей школы к важности соблюдения правил дорожного движения?

Отвечая на этот вопрос, мы плавно переходим к следующему этапу работы над проектом.

Набор первоначальных идей.

На этом этапе дети выдвигают как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь по удовлетворению потребности одного человека или общества. Научиться выдвигать идеи нам помогает упражнение “Мозговой штурм”. Это упражнение проводится в группах по 3-4 человека. Для проведения упражнения нам понадобится карандаши, большие листы бумаги.

“Мозговой штурм” или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже учитель и дети смогут оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Проработка одной или нескольких идей. На этом этапе дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. На этом этапе создаём схему обдумывания или “звёздочку рассуждения”. Вот какая схема обдумывания у нас получилась при работе над проектом «Перекресток»

После того, как дети выбрали интересные идеи, класс делится на группы, каждая из которых работает над своим продуктом.

Таким образом, мы переходим к следующему этапу проектной деятельности.

Планирование и изготовление изделия или продукта.

На этом этапе дети начинают разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа занимает большую часть времени, отведённого на проект. Дети ведут краткую запись того, как они продвигались по пути изготовления. Возможно, где-то приходилось изменять свой план. В начальной школе изменение плана работы достаточно проговорить устно. Руководитель проекта (учитель) должен получить ответ на вопрос “Почему, с какой целью были внесены изменения”. На этом этапе дети работают в системе ученик-ученик. Здесь есть некоторые особенности.

В команде нет лидера, есть организатор.

В ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

Ответственность за результат несут все члены группы выполняющие работу.

В ходе работы над проектом дети использовали знания математики, технологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства.

В результате работы над проектом “Перекресток ” у нас получились следующие продукты.

1 группа - “Перекресток ”. Продукт – модель перкрестка.

Указатели поставим на выходе из школы для безопасного пути. При изготовлении указателей дети обращались за помощью к родителям.

2 группа - “Дорожные знаки ”. Продукт дорожные знаки.

Дети изготовили дорожные знаки  познакомили учащихся с ними.

3 группа - “Конкурс рисунков”. 

Продукты: объявление, выставка рисунков учащихся класса на тему “Берегись автомобиля”, грамоты, призы для награждения.

4 группа - “Придумай игру ”.  Продукт лото “ Дорожные знаки ”.

Дети играли в лото и запоминали знаки дорожного движения.

6 группа. “Приглашение”.  Продукт “Приглашение”.

Дети пригласили инспектора ГИБДД на защиту проекта “Перекресток ”. Он рассказал учащимся начальной школы о последствиях несоблюдения правил дорожного движения.

К проектной деятельности привлекаются и родители учащихся. Они помогают детям в изготовлении продуктов, а так же являются спонсорами некоторых проектов.

Когда все продукты готовы, мы переходим к заключительному этапу проектной деятельности.

Защита проекта или презентация. Этот этап делится на две части.

А. Представление продукта.

Дети представляют свой продукт. Делятся своим мнением, например о том, для кого или для чего предназначен данный продукт, насколько изделие отвечает потребностям данного проекта, соответствует ли выбранным критериям, приятно ли им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить.

Б. Оценка работы.

Оцениваем ребёнка по трём уровням:

- самооценка;

-оценка сотрудников (одноклассников);

- оценка учителя.

Для оценки своей работы предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

 правильно ли были приняты решения при изготовлении того или иного продукта? Была ли какая-нибудь часть работы пустой тратой времени и почему? Что было самым сложным? И, наконец, если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?

Оценка сотрудников может выглядеть следующим образом. У группы, работающей над одним продуктом, на столе лежат кружочки разного цвета. Например: красные, жёлтые, зелёные. Перед детьми ставится следующая задача: если ваш сотрудник во время работы над проектом работал активно, грамотно, вносил в работу интересные идеи, то дайте ему зелёный кружок; если вашему сотруднику приходилось напоминать о его обязанностях в группе и он выполнял их, но не вовремя, дайте ему жёлтый кружок; если ваш сотрудник был пассивен, ему постоянно приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он всё равно их не выполнял, дайте ему красный кружок.

Роль учителя оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией. За каждый из этих пунктов выставляется определённое количество баллов. Объектом оценки является “Отчёт о работе над проектом” (для учащихся начальной школы). Если листы не заполняются, возможно, проведение оценки на основе наблюдения за учащимися во время консультаций.

Учащимся начальных классов важно достичь I уровня сформированности ключевых компетенций. Для этого можно  использовать критерии для оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся разработанные Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой.

Многие учащиеся отметили положительное влияние проектов на развитие их личности. В ходе работы над проектами дети приобрели такие личностные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, уважительное отношение к людям, как к взрослым, так и к своим сверстникам, умение взаимодействовать с ними, добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из неё главное и важное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Перекресток» Работу подготовили: ученики 1 а класса МБОУСОШ №49 Руководитель: Ситкова Г.И., учитель начальных классов

Слайд 2

Проблема: Знания дорожных знаков и правил влияют ли на безопасность дорожного движения?

Слайд 3

Цель проекта: Потребность в безопасности и сохранении здоровья.

Слайд 4

Задачи: Вызвать интерес к изучению правил дорожного движения. Учить применять полученные знания на практике. Побудить стремление к соблюдению правил дорожного движения.

Слайд 5

Выступление инспектора ГИБДД

Слайд 6

Изучаем дорожные знаки

Слайд 7

Читаем книги по ППД

Слайд 8

Играем в лото «Дорожные знаки»

Слайд 9

Изготавливаем макеты перекрестков

Слайд 10

Разыгрываем на макете «Перекресток» различные ситуации, возникающие на дорогах

Слайд 11

Продукты проекта: Рисунки дорожных знаков Презентация «Дорожные знаки» Лото «Дорожные знаки» Макет перекрестка Папка разработок по ПДД