Этапы пед.исследования
статья на тему

Этапы педагогического исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.issledovanie_ego_etapy.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в школах существенно отличается от работы учёного не только по целям и задачам, но и по объёму и содержанию. Её цель – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).

Можно выделить несколько этапов ученической исследовательской деятельности:

– I уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров знаний;

– II уровень – эмпирико-практический, включающий усложнённый элемент прохождения через экспедиции, экскурсии, коллекционирование, экспонирование и т.д.;

– III уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий ещё более усложнённый элемент прохождения учащегося через спецкурсы, творческие и научные лаборатории:

– IV уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий самый сложный элемент прохождения учащегося через систему  научной организации труда, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием, выдвижением научных гипотез и защитой своих идей.

Чтобы ученик смог заниматься исследованием, необходимо с первых классов закладывать навыки исследовательского труда.

На I ступени обучения учащиеся ставят цели и задачи, выдвигают гипотезы, обобщают, анализируют.

На II ступени обучения учащиеся начинают знакомиться с методами исследования, грамотной работе с библиографическим, научным и архивным материалом, учатся элементам классификации, описания, коллекционирования, композиционного оформления исследования (реферата), изучают стиль научных публикаций, включаются в практическую деятельность по созданию моделей, простых устройств и т.д.

На III ступени осваиваются различные виды исследовательской работы, формируются умения оформить эмпирический материал в тезисы, таблицы, графики, провести анализ, сделать выводы, постигается методика публичных выступлений, делового общения, способность поставить и описать эксперимент.

Наполняемость каждого уровня конкретным содержанием даёт возможность и ученику, и учителю самостоятельно соотнести свою исследовательскую деятельность и успехи с тем уровнем, на котором он находится и передвигаться к всё более высокому. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа.

 Выделяют пять видов творческих исследовательских работ  реферативные, экспериментальные, проектные, исследовательские .

Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

1. Диагностический этап

Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является "найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику. Прежде чем приступить к выполнению творческой работы нужно изучить уровень соматического, психологического и социального здоровья школьника, чтобы исследовательская деятельность не навредила здоровью ребенка.

2. Теоретический этап (этапы планирования)

Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.

Теоретический этап включает следующие направления деятельности:

 Определение области исследования – нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. .

Определение проблемы и темы исследования

Проблема – задача, преграда, трудность. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.

Формулировка цели и задач исследования.

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов:

- доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить , установить .

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования – выбор путей и средств  ля достижения цели. Задачи формулируют со слов: - выявить, определить, установить, изучить,

- провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

3.Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу.

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.

4.Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)

На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования , презентации для защиты научно-исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения

Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....

"Методика проектно - исследовательской деятельности. Этапы исследования."

в данной разработке описаны все этапы проектно - исследовательской деятельноси в самом начале работы с детьми младшего школьного возраста. Приведены практические примеры исследования на уроках литерат...

"Методика проектно - исследовательской деятельности. Этапы исследования."

в данной разработке описаны все этапы проектно - исследовательской деятельноси в самом начале работы с детьми младшего школьного возраста. Приведены практические примеры исследования на уроках литерат...

"Методика проектно - исследовательской деятельности. Этапы исследования."

в данной разработке описаны все этапы проектно - исследовательской деятельноси в самом начале работы с детьми младшего школьного возраста. Приведены практические примеры исследования на уроках литерат...

"Методика проектно - исследовательской деятельности. Этапы исследования."

в данной разработке описаны все этапы проектно - исследовательской деятельноси в самом начале работы с детьми младшего школьного возраста. Приведены практические примеры исследования на уроках литерат...

"Методика проектно - исследовательской деятельности. Этапы исследования."

в данной разработке описаны все этапы проектно - исследовательской деятельноси в самом начале работы с детьми младшего школьного возраста. Приведены практические примеры исследования на уроках литерат...

"Методика проектно - исследовательской деятельности. Этапы исследования."

в данной разработке описаны все этапы проектно - исследовательской деятельноси в самом начале работы с детьми младшего школьного возраста. Приведены практические примеры исследования на уроках литерат...