Технология развития критического мышления
статья на тему
Технология развития критического мышления. Конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 78.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления
Учитель начальных классов МАОУСОШ № 2 г. Старая Русса Бараусова О.В.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.»
(Конфуций)
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Сергей Зар-Бек говорит, что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос : как учить мыслить.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Стадии | Методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Iстадия Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) |
|
|
|
II стадия Осмысление содержания (получение новой информации) |
|
|
|
III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) |
|
|
|
I стадия вызова
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Мозговая атака.
Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
«Плюс – минус - вопрос».
Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:
В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).
При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
«Корзина» идей.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Кластер.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Ключевые термины.
Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.
II стадия осмысления.
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
٧ | + | – | ? |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым. | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете. | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
|
|
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
«Чтение с остановками»
Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Работа при этом организуется следующим образом.
На первом этапе, актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, опорным словам, прогнозируются его содержание, проблематика.
На этапе осмысления содержания текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом - прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?»
На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации.
Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.
«Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
При использовании этого приёма необходимо помнить следующее:
- не стоит использовать приём на уроке больше одного раза
- все версии должны быть аргументированы
- после чтения дети обязательно должны вернуться к своим предположениям и посмотреть , какие предположения были верны , а какие нет и почему.
«Шесть шляп мышления» – это шесть способов мышления.
Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.
Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.
Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Прием "Кубик"
Данный прием используется на этапе осмысления. Этот приём :
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.
«Двухчастный дневник»
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
Цитата | Комментарии |
«Трехчастный дневник»
Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы) | Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы) |
3 стадия рефлексии
На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д
«Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
«Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
«РАФТ» (в переводе raft – «плот»)
Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
Дискуссия.
Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.
В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.
Преимущества ТРКМ
Мой опыт работы с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:
- работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- есть возможность повторения, усвоения материала;
- усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
- в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
- развивает активное слушание;
- исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
- предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая
в данной технологии.
- Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
- Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
- Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
- С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
- Неправильное понимание стратегий и методов.
- Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
- В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
- Сложность в подборе материала (из разных источников).
- Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
- Большие моральные, временные и материальные затраты.
Образовательные результаты
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
.
Приложение
Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России»
Тема: В.В.Бианки. Музыкант.
Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Задачи:
1. Обучающая - познакомить обучающихся с рассказом В.В.Бианки «Музыкант», создать условия для формирования навыка выразительного чтения.
2. Развивающая - с помощью приёмов технологии развития критического мышления стимулировать мыслительную и творческую деятельность обучающихся на уроке.
3. Воспитывающая – создать условия для формирования познавательного интереса к предмету «литературное чтение», воспитания культуры общения со сверстниками; воспитывать любовь к животным.
Создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий:
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные УУД: выделение и формулирование цели учебной деятельности, рефлексия деятельности, анализ и синтез, обобщение.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, в паре ,учитывать позицию собеседника.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно, оценка учебной деятельности.
Приёмы ТРКМ: «Предположение по ключевым словам», «Таблица: что знаем?, что хотим узнать?, что узнали?», «Прогноз», «Загадка», «Чтение с остановками», «Синквейн».
Оборудование: портрет и книги В. Бианки, карточки с таблицами ЗХУ, ноутбук, проектор, презентация, учебник «Литературное чтение» 2 класс часть1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.
Ход урока
Стадия вызова.
Вводная часть урока:
I. Орг. момент
- Для ребят звенит звонок ,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?
2. Разгадайте кроссворд, и вы узнаете фамилию автора, чьё произведение будем сегодня изучать.
1. Озеро в Окуловском районе Новгородской области. (Боровно)
2. Струнный музыкальный инструмент. (Скрипка)
3. Человек, играющий на музыкальном инструменте.(Музыкант)
4. Герои произведений писателей – натуралистов.(Животные)
5. Повествовательное произведение небольшого размера.(Рассказ)
6. Человек, который занимается охотой.(Охотник)
Фамилия писателя: Бианки.
3. Сформулируйте тему и цели урока.
Тема и цели урока – В.В.Бианки его жизнь и творчество.
4. Прогнозирование по названию и иллюстрации.
- Прочитайте название рассказа В.Бианки. можете ли вы определить , о ком будет этот рассказ?
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту на с. 144. А сейчас сумеете предположить?
5. Актуализация опорных знаний.
Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".
- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы). Дети заполняют первый и второй столбик.
З - что мы знаем об этом писателе? Х – что хотим узнать?
Работа в группах, проверка выполнения задания.
З - что мы знаем об этом писателе?
Варианты ответов:
Виталий Бианки.
Рассказы о животных и природе.
Произведение «Лесная газета».
Медведь живёт в лесу, любит мёд. Х – что хотим узнать?
Варианты ответов:
Сведения о биографии и творчестве. Где учился? Какую профессию получил?
Произведения В.Бианки.
Почему медведь музыкант?
В ходе работы на уроке попытаемся найти ответы на поставленные вопросы.
6. Рассказ учителя об авторе.
Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году (1954) в семье известного учёного-орнитолога, сотрудника зоологического музея. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, специализируясь в области биологии. Он много путешествовал по Уралу и Алтаю.
Источником вдохновения для писателя стал один из живописнейших уголков Новгородской области — Окуловский район, о котором он написал: "О себе скажу прямо: я влюблен в эту вашу природу, и край этот для меня - настоящая страна Див!»
Виталий Бианки жил на окуловской земле с ранней весны до глубокой осени в течение нескольких лет после Великой отечественной войны. В 1947 году по рекомендации боровичского инженера и охотника-любителя В. В. Брейтвейта детский писатель обосновался в погосте Боровно на берегу одноименного озера. Он поселился на мысе, рядом со школой, в доме местной жительницы Прасковьи Алексеевны Смородкиной. По словам местных, он был крайне общительный, дружелюбный, любил возиться с детьми. Бианки был очень красивым статным черноглазым мужчиной Он был страстным охотником, много времени проводил в окуловских лесах. Так продолжалось вплоть до 1950 года. Писатель приезжал на это «прекрасное охотничье и рыболовное место», к «милому сердцу Северу» ранней весной, чтобы «встретить всех перелетных, походить на тока, постоять на тяге». В середине лета 1950 года Бианки из-за болезни приехал в Боровно лишь на несколько недель. Охотиться он уже не мог. И в последующие годы друзья и знакомые по Боровну вели с ним переписку, подробно описывая интересные события.
За 35 лет литературной деятельности Бианки издал 120 книг. Его творческое наследие насчитывает более 300 рассказов и сказок, повестей и очерков. Книги писателя вводят детей в мир живой природы. В 1923 г. был опубликован его первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем и книжка «Чей нос лучше?». Его «Лесная газета на каждый год» (1-е изд. 1928) — своеобразная энциклопедия жизни леса и его обитателей. В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой.
Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые: но и их друзья – люди.
Смысловая стадия.
7. Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза.
- О ком Вы узнали из этой части?
- Как понимаете выражение: старый медвежатник?
- Кто хочет уточнить значение слов ?
Словарь:
Медвежатник – охотник на медведя;
Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;
- Какое увлечение было у старого охотника?
- Как автор говорит о том, что старик действительно любит музыку?
- Попробуйте предположить, пойдёт ли старик на охоту или нет?
8. Чтение второй части. Беседа по содержанию с использованием прогноза.
- Оправдался ли Ваш прогноз?
- Что удивило старика? (Кто же это в лесу на струне играет?)
- Предположите, кто и как в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
9. Чтение и анализ третьей части.
- Предположение подтвердилось?
- Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке.
- Сравните, как старик и медведь слушали пение щепки.
(Медведь наклонил голову и слушал. Старик тоже слушал: хорошо поёт щепка.)
- Как могут разворачиваться события дальше? Как поступит старик с медведем?
Словарь:
Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.
10. Физкультминутка.
11.Чтение четвёртой части.
- Ваши предположения оправдались?
-Вы были правы.
- Почему же старый охотник не стрелял в медведя? (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я.) (Старик и медведь одинаково любили музыку).(Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке и уважение, бережное отношение к братьям нашим меньшим.) (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.)
- Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
- Объясните, почему Бианки дал такое название своему рассказу?
12. Итоги урока.
К какому герою рассказа может подойти эта пословица?
Красив тот, кто красиво поступает.
- Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у вас возникнет чувство любви к природе, вам захочется совершать добрые поступки.
Как вы относитесь к поступку охотника?
Как бы вы поступили на его месте?
Что вы взяли для себя из этого рассказа?
- Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь её, уметь находить и замечать в природе необычное, такое, что может увидеть лишь человек, влюблённый в мир красоты.
Стадия рефлексии.
Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.
13. Заполнение таблицы"ЗХУ". Групповая работа.
Варианты ответов:
З - что мы знаем Х – что хотим узнать? У – что мы узнали
Виталий Бианки.
Рассказы о животных и природе.
Произведение «Лесная газета».
Медведь живёт в лесу, любит мёд. Сведения о биографии и творчестве. Где учился? Какую профессию получил?
Произведения В.Бианки.
Почему медведь музыкант?
Сведения о биографии, жил и творил на Новгородской земле,
Писал рассказы и сказки, более 300.
Медведь музыкант – играет на ращеплённом грозой дереве,любит музыку.
Произведения учат быть наблюдательными, внимательными. Учат любить и оберегать природу.
Заслушиваются ответы детей. На какие вопросы вы не получили ответов? Постарайтесь ответить на них самостоятельно. Для этого найдите информацию в дополнительных источниках.
14. Составить синквейн по теме урока, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. Работа выполняется в парах.
- Зачитайте свои синквейны.
Вариант синквейна:
Медведь
Бурый, косолапый
Хватает, играет,слушает
Потянул щепку, отпустил и слушает
Музыкант
- Дома вы можете составить еще варианты синквейна.
15. Домашнее задание.
Обязательное: учебник с. 145., вопрос 6.
По желанию на выбор: составить ещё вариант синквейна, сделать рисунок, найти дополнительные сведения о В.В.Бианки, учебник с. 145., вопрос 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума
технология развития критического мышления...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...