"Калужница"
опыты и эксперименты на тему
Выступление на V межшкольных педагогических чтениях, 2014 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaluzhnitsa.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение и воспитание младших школьников посредством волшебного мира красок и звуков
Как мир естественно прекрасен
Прислушайся, всмотрись в него
Как хрупкое стекло прозрачен
И также хрупок, как стекло
Обучение и воспитание младших школьников не
мыслимо без формирования творческих способностей, так как именно они
помогают раскрыться в полной мере, создавать нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Уроки, насыщенные творческими идеями – обогащенные, оригинальные, запоминающиеся детьми несут в себе дидактические и воспитательные функции. А это развитие моторики мелких мышц рук, речи, воображения, памяти, эстетического вкуса, индивидуальных способностей ребенка и так далее.
Тема моего выступления, на мой взгляд, актуальна, так как дети с ОВЗ лишены возможности полноценно воспринимать окружающий мир в силу своих соматических и психологических особенностей, поэтому коррекционно-компенсаторное воздействие с помощью цвета и звуков восполняет пробелы в обучении и воспитании таких детей.
Цель работы: эффективное использование различных творческих инноваций на уроках гуманитарного цикла и внеурочное время для детей начального звена с ОВЗ.
Предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
- Ознакомление с методами и приемами формирования знаний нетрадиционных творческих технологий и навыков живописной работы: изучение теоретических основ цветоведения в начальной школе, изучение приемов методики работы красками на уроках изобразительного искусства и внеурочных занятиях.
- Коррекционное воздействие на сенсомоторную деятельность учащихся с ОВЗ на основе практических творческих манипуляций с предметами.
- Поддержание положительного эмоционального фона, предполагающего дружеское участие детей, как в индивидуальных, так и в коллективных видах творческой деятельности.
Почему я взяла именно эту тему – есть результат многолетнего опыта, подтверждающего эффективность работы в этом направлении:
- Общешкольная, постоянно – функционирующая выставка детских рисунков.
- Победы на областных и всероссийских выставках прикладного искусства.
- Подготовка победителей на областные малые Дельфийские игры.
- Участие во Всероссийских Дельфийских играх в Москве (апрель – май 2012 года).
- Участие и победа в международном конкурсе детских рисунков.
На уроках гуманитарного цикла я активно применяю художественные средства с использование музыкального сопровождения.
Так, например, урок чтения в 3 классе «Май» Н.Михайловой.
В упражнении на внимание использую цветную таблицу с зашифрованной в ней строчкой из выученного ранее стихотворения.
Показываю детям поочередно цветные карточки идентичные цветам в таблице. Учащиеся должны найти и соотнести цвет карточки с цветом в таблице и прочитать напечатанное там слово. Таким образом, они хаотично читают все слова и собирают строчку стихотворения: «Уходи мороз косматый…».
Для анализа дается серия цветных картинок о весне. Предлагается задание убрать лишнюю, ориентируюсь на знание цветовой палитры времен года.
Выразительное чтение эмоционально - окрашенных отрывков произведения сопровождается звуками природы и музыкой.
Все это побуждает младших учащихся к мотивации учебной деятельности, повышает интерес, мобилизует интеллектуальный и нравственный потенциал.
Но самый широкий спектр детских творческих возможностей реализуется на внеклассных мероприятиях и кружковой работе. На одном из внеклассных занятий «Мастер - класс дает третий класс» учащиеся познакомились с многообразием оттенков и научились получать цвета и оттенки экспериментальным путем.
Овладели новым видом графики – монотипией и активно работали в этой технике с применением всех приемов. Показ демонстрационных работ сопровождался музыкой.