"Групповая работа при организации проектно-исследовательской деятельности"
методическая разработка на тему
В работе представлен механизм организации творческих групп для взаимодействия в работе (как можно распределить ребят для работы с учётом их индивидуальных особенностей), а также прописаны роли каждого члена группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota_pri_organizatsii.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»
Групповая работа при организации проектно-исследовательской деятельности
Учитель: Хомяк Н.А.
ХМАО-Югра
Групповая работа при организации
проектно-исследовательской деятельности.
Одной из проблем при организации учащихся в работе по проектно-исследовательской деятельности является групповая работа. Это процесс социального взаимодействия: сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло. Этот процесс требует определённой подготовки учащихся. Поэтому есть необходимость определить дидактические условия, с учетом которых и должна строиться эта работа. Одной из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчёт надо брать два признака: уровень учебных успехов и характер межличностных отношений. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимается тревожность и страх». Численность участников в группе по наблюдениям продуктивно и слаженно работает из четырёх человек или нечётной по три или пять учеников. Прежде чем групповая работа станет формой организации деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала надо найти время, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им групповую работу. Формы обучения могут быть разными: специальный курс, проводимый психологом, серия занятий, уроков в рамках какого-либо предмета, цикл классных часов.
Способы создания учебных групп.
Разделение класса на группы. Казалось бы, это проходной и малозначимый момент. Однако дело обстоит не так. Способов разделения существует множество, и они в значительной мере определяют то. Как будут протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат выйдет.
Способ создания группы | Процедура разбиения на группы | Эффективность работы группы | Место применения такого способа |
По желанию. | По взаимному выбору. | Малоэффективно: Возникают эмоциональные проблемы (выбирают тех, кому симпатизируют, или за кем хотят спрятаться, или с кем можно почувствовать себя лидером и др.) |
|
Случайным образом: жребий, объединение тех, кто рядом, «фантом» ит.д. | Группа формируется по случайному признаку, характеризуется тем, что в ней объединяются люди, которые в иных условиях не взаимодействуют. | Малоэффективно: Придётся приспосабливаться, брать функции не свойственные им, руководить, а привык быть исполнителем, и наоборот, продуцировать идеи, а привык работать по шаблону и др. поэтому, возможны конфликты. |
|
По определённому признаку. | Задаётся ведущим либо выбранный участниками: по первой букве имени, в какое время года родился, по цвету глаз ит.д. | Способ интересен, так как может объединить людей, которые раньше не взаимодействова-ли, но есть некий объединяющий признак. | Если есть время деления на группы по определённому признаку. |
По выбору лидера. | «Лидер» в данном случае может назначаться организатором или выбираться участниками. | Эффективен: «лидеры» выбирают тех, кто будет работать, достигать результата. Если остаются не выбранные дети, организуется аукцион и эти ребята становятся востребованными. | Может быть использован при любой разработке проекта. |
По выбору педагога. | Педагог создаёт группы по некоторому важному признаку., решая важные педагогические задачи. Объединить может учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, равные по силе группы. | Эффективен: Учитель объясняет принцип деления на группы. Высший пилотаж, когда сами участники работы могут назвать способ деления на группы, который будет более эффективен. | Может быть использован при любой разработке проекта. |
Распределение ролей участников проекта в группе
№ п\п | Роль участника проекта | Обязанности участника проекта |
Первая группа распределение ролей | ||
1 | Аналитики |
|
2 | Экспериментаторы |
|
3 | Иллюстраторы |
|
4 | Испытатели |
|
Вторая группа распределение ролей | ||
1 | Руководитель группы |
|
2 | Хронометрист |
|
3 | Секретарь |
|
4 | Генератор идей |
|
5 | Критик |
|