Системно-деятельностный подход в начальной школе
материал на тему
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает следующие этапы деятельности:
1. Появление у детей познавательного мотива (желания узнать, научиться) и понимания того, что нужно выяснить, усвоить,для чего это нужно.(Мотивы социальные, учебные).
2.Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.
3. Выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
4. Формирование у школьника умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу. Т.е. действие оценки своей работы. Главное самому ребёнку выделить достоинства и недостатки; понять, почему что-то не получилось, и исправить (опять деятельность).
5. Включение содержания обучения в контекст жизненных (познавательных) задач.
Далее авторы делятся своим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование деятельностного метода в работе учителя начальных классов | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 имени А.Г. Ломакина
(МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина)
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Выполнили:
Радионова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина;
Филатова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина.
Таганрог,
2014 г.
Б. Шоу « Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Основными требованиями ФГОС являются:
- Системное развитие учащихся и становление умения учиться.
-Формирование наряду с предметными умениями личностных и метапредметных УУД.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает следующие этапы деятельности:
1. Появление у детей познавательного мотива (желания узнать, научиться) и понимания того, что нужно выяснить, усвоить,для чего это нужно.(Мотивы социальные, учебные).
2.Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.
3. Выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
4. Формирование у школьника умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу. Т.е. действие оценки своей работы. Главное самому ребёнку выделить достоинства и недостатки; понять, почему что-то не получилось, и исправить (опять деятельность).
5. Включение содержания обучения в контекст жизненных (познавательных) задач.
Сегодня нам хотелось бы поделиться своим опытом работы на некоторых уроках.
Ребёнок накапливает информацию об окружающем мире путём живого общения с ним. Поэтому он должен рассматривать, ощупывать предметы, пытаться их преобразовать. Именно эта деятельность - первооснова мышления.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения…
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит такие звенья научного творчества как:
-постановка проблемы, выдвижение гипотез и поиск решения – на этапе введения знаний;
-выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
Красивый проблемный урок начинается с проблемной ситуации, которая возникла действительно, если у класса появился эмоциональный отклик. По реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два типа: «с удивлением», «с затруднением».
Приёмы создания проблемной ситуации по Е.Л. Мельниковой
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением
| Между двумя (или более) положениями | 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. |
Между житейским представлением учащихся и научным фактом | 3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». | |
С затруднением | Между необходимостью выполнить задание учителя | 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. |
Например, урок окружающего мира в 3 классе по А.А.Вахрушеву «Грибы».
Учитель дает задание прочитать в учебнике диалог между героями.
Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Этим фрагментом предъявляется классу основанные на фактах взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации).
На уроке математики в 1 классе, разбирая понятия «число» и «цифра», учитель ставит вопрос, чтобы столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявляет ребятам чьи-то чужие точки зрения.
Учитель | Ученики |
- «5» - это что? - Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия) - Какой возникает вопрос? | - Цифра, число (сталкиваются разные мнения учеников). - 2 разных мнения (осознание противоречия) -Кто прав? |
На уроке русского языка в 4 классе по теме «Глаголы-исключения»
Учитель | Ученики |
- Какую тему проходили на прошлом уроке? - Поупражняемся определять спряжение глаголов. - А теперь определите спряжение глаголов видеть и брить (задание сходное с предыдущим). - Давайте проверим. Я проспрягала глаголы на доске. Что вы замечаете? (доказывает, что задание не выполнено) | - Спряжение глаголов. - Дети справляются с заданием. - Видеть- глагол 1 спряжения, брить – 2 спр. (допускают ошибку, используя правило). - Глагол видеть – 2 спр., брить – 1. (реакция затруднения, возникает проблемная ситуация) |
На примере этих фрагментов уроков видно, что используя в своей работе проблемную ситуацию, которая является средством формирования регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий, мы готовим личность, которая активно самостоятельно добывает необходимые знания, извлекает их из различных источников, ставит перед собой цели и достигает их, выдвигает гипотезы и находит им подтверждение или опровержение. Все это создает условия развития личности и ее самореализации.
Но не всегда возможно создать проблемную ситуацию. В этом случае на помощь учителю приходит прием «яркого пятна»: сказки и легенды, случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Риторика 3 класс. Поздравляю тебя…Вас…
Учитель | Ученик | Формирование УУД |
В некотором царстве, в некотором государстве жили сказочные герои, не тужили. Вот узнали они, что этот год – год России и решили устроить праздник для героев русских народных сказок. Со всего света им шлют поздравления. А мы с вами тоже их поздравим? | Да | Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Какая тема урока? | Поздравления. | Познавательные УУД Умение извлекать информацию из текста |
Как вы будете обращаться к героям сказок? На ты или на вы? Почему? | Вы. К взрослым и незнакомым людям обращаются на Вы. | Систематизация знаний и обобщение полученной информации. |
Давайте теперь уточним тему урока? | Поздравляем Вас… | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.2. Прогнозировать предстоящую работу |
Так как героев много, то мы разобьемся на группы. Каждая группа выберет себе конверт, в котором спрятано имя героя. | Выбирают | |
Зачитайте, какого героя вы будете поздравлять. | Иван-царевич, Баба-яга, Серый Волк, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный | |
Какие это будут поздравления? | Письменные | Познавательные УУД Систематизация знаний |
Из чего состоит письменное поздравление? | Обращение, поздравление, пожелание, подпись. | |
Согласны? | Да | |
Могут ли у вас получиться одинаковые поздравления? Почему? | Нет. Разные герои, разные характеры. | Познавательные УУД Умение извлекать информацию из иллюстрации. Систематизация знаний и обобщение полученной информации |
Опишите в группе характер своего героя, стараясь отыскать в нем разные качества. Результаты сразу записывайте на лист. (3-4 мин) Закончившая группа поднимает руки. | Выполняют | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе. |
Посмотрим, что у вас получилось. Вы согласны с мнением группы? | Зачитывают свои работы. | Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё мнение на основе услышанного материала. |
Теперь вы готовы писать поздравление? | Да | |
О чем надо подумать, прежде чем писать поздравление? | Каким будет обращение к нашему герою, какие пожелания он хотел бы прочитать в свой адрес. | |
Обсудите в группе и запишите на листке вариант своего поздравления. Каждый участник группы должен записать по одному своему пожеланию. (5-7 мин) Можно использовать подсказки учебника. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устнойи письменной форме. 4. Умение работать в группе. Регулятивные УУД 1.Развиваем умение работать по плану. 2.Использование источников информации. | |
Зачитывание работ. Как вы оцените свою работу? Хотелось бы что-то добавить? (Обращение к остальным группам.) | ||
Молодцы! Итак, чему сегодня учились на уроке. | Составлять поздравление | |
Что нужно учитывать? | Кому адресовано поздравление, что можно пожелать. | |
Вспомните, какое у вас было поздравление | Письменное | |
Что нам еще нужно сделать, чтобы отправить ваши поздравления? | Открытки | |
К уроку труда подготовьте проект вашей открытки. |
Вначальной школе учебная ролевая игра является неотъемлемым структурным компонентом уроков. «Примеряя на себя роль» реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.
Например:
Игровая модель «День рождения любимого героя»:
- Учащиеся делятся на группы (в зависимости от выбранного героя).
- Отвечают на вопросы:
-Кто может прийти в гости?
- Какое будет убранство комнаты?
-Какое поздравление? (Развитие речи)
-Что подарят? (Проект аппликации…)
-Обыграть ситуацию с незваным гостем (Превратить его из отрицательного героя в положительного)
Придумать и изготовить:
-Эскизы костюмов
-Этикет стола…
Это модель! Цель- перенос на свою жизнь.
Модель игры в путешествие
Учитель задаёт вопросы:
- Зачем люди путешествуют?(Что-то узнать, подтвердить гипотезу, сделать открытие, кому-то помочь…)
- На чём будем передвигаться? (Реальные и выдуманные виды транспорта)
-Что возьмём в багаж?
-Разыграть ситуацию, например, если потерян билет.
Остановки на островах «Сказок», «Невезения», «Музыкальном», «Спортивном», в стране «Знаний»…
Проект «Отмечаем Новый год в другой стране»:
- Если в Японии, то вместо ёлки – веник (Проект как украсить)
- Если в Африке, то - пальма, жираф…?
- Приглашаем на Новый год открыткой (Можно сделать в разной технике)
-Подобрать музыкальный ряд, сделать сюрпризы, чтобы доставить радость.
Как видно из данных примеров нам удалось обеспечить первые звенья творческого цикла – постановку учебной проблемы и поиск решений – при введении нового материала. Значит, на этапе воспроизведения следует довести творческий процесс до победного конца, пропустив ребят через оставшихся два звена: выражение решения и реализацию продукта.
Практический вывод прост: нужно ввести в педпрактику такие задания, которые обеспечили бы творческое воспроизведение знаний, т.е. каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученные на уроке знания и представить на суд класса и учителя собственный продукт. Отсюда и название – продуктивные задания.
Многие задания могут быть выражены опорным сигналом: схемой, таблицей, алгоритмом, ключевыми словами, созданием кластера.
Кластер
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Помимо опорного сигнала предлагаем задание на художественный образ. Это могут быть стихотворения, загадки, синквейн. Но сначала ребятам необходимо привести пример его выполнения.
Синквейн-это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Учителю необходимо уделять большое внимание этапу подведения итога урока, выявлению саморефлексии.
Например, после работы на уроке в группах уместным будет учащимся оценить свою деятельность с помощью «Листков впечатлений».
Отвечая на вопросы, дети чертят отрезки:
- Насколько высока сегодня ваша творческая мысль?
- Насколько сегодня вы были творчески активны в группе?
- Насколько вы были сегодня внимательны к мнению других членов группы?
Листок впечатлений _____________________
(Ф.И.)
1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ |
Можно задать вопрос: Кому сегодня вы хотели бы выразить слова благодарности? (Учителю, какой-либо группе, всем детям…)
Надо стремиться к тому, чтобы при проверке уровня достижения цели уроков в речи обучающихся появлялись такие слова как: Я узнал.. Я был удивлён.. Мне понравилось.. Я сегодня научился..
Дляразвития умения самопроверки, самооценки, самоотметки необходимо сделать карточки - «помощники» для письменных и устных работ.
Для письменныхработ:
- Что нужно было сделать в задании, какая была цель?
- Задание выполнено? Цель достигнута?
- Задание выполнено без ошибок или с ошибками?
- Задание выполнено самостоятельно или с помощью?
Карточки для устного опроса:
- Выучил/не выучил.
- Выучил полностью или частично.
- Рассказал с ошибками или без.
- Выразительно или нет.
Выполнениедомашнего заданиядолжно быть мотивировано: если вы сделаете это, то…
Приведём пример мотивированного домашнегозадания по выбору учащегося на уроке ознакомления с эпистолярным жанром (написание письма):
- Если вы добрые внимательные и отзывчивые дети, то напишите письмо своим близким.
- Если вы любите свою семью, узнайте у своих родителей, хранят ли они письма, есть ли письма с фронта.
- Если вы любознательные и владеете компьютером, найдите информацию о том, как появилось письмо, как выглядели первые письма, какие бывают письма.
Д/з может быть задано на трёх уровнях:
-базовом,
-повышенном (базовый + дополнительное задание),
-и творческом (базовый + творческое задание при условии 1-го дополнительного дня).
Таким образом, системно-деятельностный подход обеспечивает:
- Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса.
- Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки.
- Повышение самооценки и коммуникативной компетентности.
У обучающихся в наибольшей степени:
- развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
- интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки.
Системно-деятельностный подход позволяет:
- уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
- изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.
Наше выступление хочется закончить китайской мудростью:
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе."
Накопление педагогического опыта в рамках нового стандарта образования...
Системно - деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания учащихся при реализации Стандартов нового поколения. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность ...
«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...