Воспитание патриотизма и толерантности на уроках окружающего мира
статья (1 класс) на тему
Воспитание патриотизма и толерантности на уроках окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_i_tolerantnosti.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Митрофановская СОШ
Учитель начальных классов
Заерко Татьяна Николаевна
Патриотическое воспитание в школе является приоритетным в системе воспитания младших школьников. Любовь к Родине, к государству прививается не только во внеурочной деятельности, но и на уроках окружающего мира.
Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.
Давно и хорошо известна взаимосвязь экологического и патриотического воспитания. Роль предмета «окружающий мир» в патриотическом воспитании детей очень велика. Ведь именно этот предмет целенаправленно формирует знания детей о своей Родине, без которой нельзя представить себе воспитания патриотических чувств.
Знания о родной стране представлены в курсе «окружающий мир» в разных аспектах. Один из них – географический. Систематизированные, хотя и элементарные, представления о географии России дети получают именно на уроке окружающего мира. И тут большое значение имеет работа учащихся с географической картой. Именно карта даёт возможности для создания яркого, неповторимого образа Родины.
Решению задач патриотического воспитания помогают уроки-путешествия по городам России. Сначала это обобщённое путешествие по стране и знакомство с его столицей – Москвой. Затем – подробное знакомство с Москвой, Санкт-Петербургом и рядом других городов. Учащиеся самостоятельно находят сведения об истории одного из городов: когда возник, в каких природных условиях, чем занимались горожане, какие важные или интересные события были в истории города, какими памятниками культуры он славится. При этом можно использовать любые доступные источники сведений – энциклопедии, учебники истории, журналы, художественные произведения, Интернет. На основе собранных сведений дети готовили сообщения. (Показ работ учащихся). Такой способ освоения учебного материала позволяет интегрировать знания их областей географии, истории, экологии, экономики, культуры. Дети с удовольствием готовятся к таким урокам-путешествиям, ждут их с нетерпением.
Курс «Мы и окружающий мир» насыщен материалом о прошлом России. Историческая память, историческое сознание – важнейшие составляющие духовной культуры. Изучение тем «Образование Древнерусского государства», «Путь от Руси к России», «Преобразования в России», «Современная Россия» и другие позволяют учащимся узнать о ярких событиях, выдающихся личностях родной истории, познакомиться с примерами благородного служения Отечеству.
При изучении темы «Как жили наши далёкие предки – славяне» дети через проблемные ситуации выделяют основные качества характера русского человека: патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, умение дружить, жизнерадостность. Черты славянского характера ученики познают через краткие народные изречения – пословицы. Анализируя пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья», «Терпение и труд всё перетрут», школьники делают вывод о том, что славяне – трудолюбивый народ. Дети узнают о русском изобретателе Иване Петровиче Кулибине, о его удивительных изобретениях.
Пословицы «Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим», «Лучше смерть принять, чем Родину предать» говорят о смелости и любви к Родине, патриотизме русского народа. Ученики называют лучших воинов, самых известных богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
Прочитав пословицу «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой», дети делают вывод, что русские люди дружные и сплочённые. Славяне никогда не оставляли в беде своего брата или соседа. Погорельцу всем миром помогали построить дом. В семью брали осиротевших детей. Если случался неурожай, делились друг с другом.
Поскольку уроки строятся на конкретном и близком детям материале, они затрагивают их чувства, позволяют сравнивать свой опыт с приобретённым, иметь свою точку зрения. Например, при изучении достаточно трудной темы «Россия – твоя Родина» можно предложить две эмоциональные опоры. Первая – рассказ «О чём рассказал папа» - рисует эмоциональную ситуацию, знакомую почти каждому ребёнку: папа возвращается из поездки и беседует с детьми о том, как он соскучился по дому. В процессе чтения и обсуждения текста дети могут ответить на следующие вопросы: «Случались ли такие истории с вами? Когда вы скучали по дому? Вспоминаете ли вы о своём родном селе, улице, доме, когда уезжаете в другие места? Почему человек скучает по дому?».
В результате коллективного обсуждения школьники приходят к выводу: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, где его ждут и скучают по нему. Родина – это тоже родной дом, поэтому человек не может долго жить без своей Отчизны.
Одновременно предлагаю другую эмоциональную опору: школьники рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана «Вечерний звон». Особенно важно обратить внимание детей на такие слова: «Поэт передает свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник – красками».
Конечно, личностное отношение к событию, нравственной норме формируется у младшего школьника непросто. Для этого и необходимо выстраивать систему эмоциональных «подмог»: приводить примеры из жизни детей, оживлять их опыт, использовать наглядный материал и др.
Большую роль в воспитании патриотизма играет тема «Великая Отечественная война». Материал урока знакомит учащихся с героическим сопротивлением нашего народа, с патриотизмом и стойкостью каждого солдата.
Учащимся предлагается сделать сообщение о подвигах воинов, детей, партизан, людей в тылу. Это благодатный материал для воспитания патриотизма, гордости за свою Родину.
В преддверии 65-й годовщины Великой Победы в нашем классе прошла встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Свои впечатления дети выразили в сочинениях. (Зачитать отрывки). А сейчас мы работаем над созданием «Книги Памяти», которую посвящаем всем тем, кто не жалея своей жизни, сражался за наше светлое будущее. (Показ материалов).
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознаёт себя.
Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая её связь с современностью.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом своего села.
Краеведческий материл можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, заданиях по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру.
Картины родной природы: горы и озёра, степные дали и дремучие леса – всё это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив в ребёнке любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.
Экскурсионные прогулки позволяют учащимся лучше узнать свой край. Ребята зарисовывают животных и птиц, обитающих в наших краях, помещают в альбомы интересную информацию о растениях.
В качестве домашнего задания предлагаю детям составить рассказ, посвящённый истории улицы, на которой они проживают, подобрать пословицы о родном крае, подготовить сообщение о людях, прославивших наше село.
Большие возможности предоставляют уроки окружающего мира для воспитания толерантности.
Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживая им, можно вести и на уроках литературы, окружающего мира, даже математики, выбирая задачи, в которых действуют отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями.
На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.
А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет.
Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.
Однако, только реагируя в режиме «скорой помощи» на случаи терпимого отношения к другому человеку, невозможно воспитать толерантность в детях. Нужна постоянная планомерная работа.
Дети, как и некоторые взрослые, оценивая другого человека, за точку отсчета принимают обычно самого себя. Если я сильный, то все, кто слабее меня, воспринимаются, как недоразвитые. Если я могу постоять за себя, то все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хорошие отметки, значит, я умный, а «троечники» - люди второго сорта. Пусть тренируется, занимается спортом, развивает силу воли, слушает учителя и старательнее готовит уроки. Тогда он станет «своим». А сейчас он сам виноват, что не такой, как мои друзья.
Правильная ли это позиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.
Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.
Каждому из нас надо учить детей видеть чудеса в простом, обыденном, уметь разгадывать загадки природы, любить и беречь тот мир, который нас окружает, потому что мы – часть этого мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"
Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...
Экологическое воспитание на уроке окружающего мира. Нестандартный урок "Сохраним мир цветным"
Открытый урок по экологии в начальной школе. Предусматривает использование медиа презентации. На уроке отслеживаются основные навыки работы в группе, используются фоновые знания по литературному чтени...
Презентация "Нравственное воспитание учащихся на уроках окружающего мира"
Для учителей начальных классов...
Реализация целевых установок « Программы Духовно-нравственного воспитания» на уроках Окружающего мира, УМК «Школа России» в 3-4 классах.
В статье кратко изложен материал о содержании УМК «Школа России», покакзан потенциал для реализации целевых установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Ро...
Урок окружающего мира. 2 класс. "Умеем ли мы дружить. Толерантность."
Урок проведён в рамках недели толерантности....
Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"
Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...
Сохранение народных традиций как средство воспитания патриотизма и толерантности.
В современном российском обществе частично утрачены народные традиции - связь поколений, присущая каждой народной культуре. Особенно заметна эта проблема в крупных мегаполисах. Средства массовой инфор...