Технология оценивания образовательных достижений
статья на тему
Технология оценивания образовательных достижений разработанная в образовательной системе "Школа 2100"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»
ДОКЛАД
на тему: «Технология оценивания
образовательных достижений
(разработанная в Образовательной системе «Школа 2100»)»
Прочитан на кустовом МО учителей начальных классов.
Докладчик: Митрейкина В.Б.
учитель начальных классов
п. Зубова Поляна 2014г.
Технология оценки учебных успехов разработана в рамках эксперимента Российской Академии образования в 2003-2005 годах.
Научный руководитель эксперимента – академик, доктор психологических наук
Д.И. Фельдштейн.
Авторский коллектив разработчиков:
Координатор: Д.Д.Данилов
Авторы учебников ОС «Школа 2100»: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, С.А.Козлова, С.С.Кузнецова, Е.В. Сизова,
Методисты: М.Е. Турчина, О.А.Родыгина, Ж.И. Серова, А.А. Николаева.
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100»
Основные задачи новой технологии:
- Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть как реализуются современные цели образования.
- Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
- Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
«В Образовательной системе «Школа 2100» … разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
Правила технологии оценки учебных успехов
в Образовательной системе «Школа 2100»
(КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ)
Правила ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
Описание ЭТАПОВ введения правил:
(время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель)
1-й класс Вводятся только правила, которые составляют основу технологии, ее минимальное содержание:
1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не градируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя. (См. отдельный документ «Вариант правил оценивания для 1-го класса»)
2-е правило (Самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (сначала без разделения на уровни успешности).
3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. Начиная со 2-го класса определяется отметка за каждую учебную задачу.
4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в таблицу требований (свои рабочие материалы).
2-й класс. Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на обычных уроках).
3-й класс. Дополнительно вводится 6-е правило (уровни успешности) и 5-е правило (право отказа и право пересдач). Учитель и дети учатся определять уровень задания, уровень успешности по признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.
4-й класс Мы даём возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.
ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
1-е правило: «Отличие оценки и отметки»:
Оцениваться может все! Фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрацию умения по применению знания (решение задачи)!
Оценка - это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…») | Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) |
- можно давать любому действию ученика (особенно успешному): удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. | – ставиться только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. |
КТО ОЦЕНИВАЕТ?
2-е правило: «Самооценка».
Оценку определяют учитель и ученик сообща!
Если оценивание проводится сразу, после того как ученик изложил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку и (если требуется - отметку) в диалоге (кратком или развернутом). | Если оценивание проводится после сдачи письменного решения учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, опять же в диалоге с учителем давая оценку своей работе. |
Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию:
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Начиная со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило) к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт:
5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки:
6 шаг. Каков был уровень задачи-задания?
- Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания. (Необходимый уровень)
- Эта задача необычно сформулирована (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания). (Программный уровень)
- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали. (Максимальный уровень)
7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи, какую отметку ты можешь себе поставить.
КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ?
3-е правило: «Одна задача – одна отметка».
За каждую учебную задачу (задание), демонстрирующую овладение определенным умением, ставится своя, отдельная отметка.
Ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается переживания успеха, а учитель (отдав работу ученику) – информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика затруднение, над чем с ним еще необходимо поработать.
Алгоритм введения правила для проверочной работы.
1 шаг. В начале урока, перед тем как дать саму проверочную работу, напоминаем о том, что вам необходимо выполнить все задания проверочной работы, так как за каждое из них будет выставлена своя отметка.
2 шаг. При проверке за каждое задание учитель выставляет отдельную отметку за то умение, которое было продемонстрировано при выполнении (см. 4-е правило).
ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
4-е правило: «Таблица требований».
Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований
Порядок освоения и применения правила «Таблица требований».
1 шаг: Начать использовать таблицу требований только на одном предмете (курсе). Определить тему (группу тем, модуль), которая будет изучена по данному предмету в ближайшей четверти (триместре). В этот отрезок учебного года будет использоваться только один конкретный лист таблицы требований. В его заголовке надо записать изучаемую тему (группу тем, модуль).
2 шаг: Сначала выставляются в таблицу требований отметки только за письменные работы (рабочая тетрадь, проверочный работы), что можно делать в спокойной обстановке после урока. Постепенно учитель привыкает определять умение по формулировке задания и находить его в таблице требований. При этом:
- Отметки за задания проверочных работы, обязательные для всех – обводить в кружок.
- Отметки за прочие текущие задания, не обязательные для всех – ставить, не обводя в кружок.
3 шаг: Перейти к выставлению в таблицу требований отметок за устные ответы детей на уроках:
- По конспекту урока выбрать наиболее важные задания, которые будут даны детям на уроке.
- Заранее определить, какое главное умение демонстрирует каждое из этих заданий и пометить это в конспекте.
- На уроке, давая очередное задание, Вы уже будете точно знать, к какому оно относится умению, и сможете быстрое найти его в таблице требований.
4 шаг: Использовать данные таблицы требований в общении с учениками и их родителями. Проговаривать самим и учить детей самостоятельно определять:
- какие типы заданий уже научился решать конкретный ученик и какими программными требованиями он, соответственно, уже овладел;
- какие умения (программные требования) он пока не сумел продемонстрировать – над чем ему еще предстоит поработать.
5 шаг: Когда группа тем четверти (полугодия, триместра) будет изучена, по таблице требований определяется (проговаривается) итоговая оценка и высчитывается итоговая отметка (см. 7-е правило). Таким образом, заполненный лист таблицы требований по теме (группе тем, модулю) изученной в этой четверти (триместре) закрывается.
6 шаг: Итоговые отметки за четверть при необходимости, выставляются в официальный классный журнал. Если в таблице требований использовалась не 5-баллльная шкала, отметки (если не было специального решения педагогического совета школы) переводятся в традиционную шкалу.
7 шаг: Аналогично проводится работа по теме следующей четверти – на новом листе таблицы требований. По итогам учебного года у учителя в его рабочем журнале и у ученика в дневнике окажется несколько таблиц требований – по числу четвертей (триместров или полугодий). Общий взгляд на текущие и итоговые отметки позволит сделать вывод о динамике отношения к предмету и обученности каждого ученика.
8 шаг: Когда учитель освоит использование таблицы требований на одном предмете, можно начинать использовать ее на других предметах (курсах). Если учитель готов, ощущает в этом необходимость, он может одновременно осваивать несколько предметов (курсов).
КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ?
5-е правило: «Право отказа и право пересдач».
Суть правила
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ | За задачи, решенные в процессе изучения новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще только овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать. Задачи, решенные в ходе текущего контроля, показывают не столько обученность, сколько старательность ученика, выявляют трудности, с которыми он сталкивается. Порядок действий: 1 шаг: Закончен ответ ученика по решению текущей задачи на уроке. 2 шаг: Проведен диалог по оценке и самооценке этого ответа. 3 шаг. В конце диалога совместно учителем и учеником определена и названа отметка, которую заслуживает данный ответ. 4 шаг: Следует вопрос учителя ученику: «Ты хочешь, чтобы эта отметка была выставлена в журнал (таблицу требований)?» 5 шаг: Если ученик отвечает «Да», учитель выставляет отметку. Если – «нет», не выставляет, но напоминает: «Ты понимаешь, что на проверочной работе такое решение заслуживает такой отметки!» |
За задачи, решенные в ходе проверочных работ по итогам большой темы (примерно соответствующей одной четверти учебного года), отметки ставятся всем ученикам. В таблице требований они отличаются от текущих отметок, тем, что обводятся в кружок. Это своеобразный «зачет», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность: как ученик овладел умениями по использованию знаний, которые развивались в ходе изучения данной темы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ |
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
6-е правило: «Уровни успешности».
Решение задачи оценивается по уровням успешности (только с 3-го класса). На основании продемонстрированного уровня выставляется отметка в одной из трех шкал (выбранной учителем):
- 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности
- 5-балльная шкала «традиционных отметок» – соотнесенная с уровнями успешности
- 10-балльная шкала – соотнесенная с уровнями успешности
Уровни успешности | 6-балльная шкала | 5-балльная | 10-балльная |
Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания. | 1 балл успешности - Частично успешное решение (с незначительной – не влияющей на результат - ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | «3» - «удовлетворительно» | |
2 балла успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | «4» - «хорошо» | ||
Программный уровень(«отлично» по требованиям программы «Школа 2100»)Решение нестандартной задачи, где потребовалось
| 3 балла успешности - Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | «4+» - приближается к «отлично» | |
4 балла успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | «5» - «отлично» | ||
!!! Следующий уровень особый – необязательный для учеников, фиксирующий их исключительные успехи | |||
Максимальный уровень(«превосходно»)Решение не изучавшейся в классе «задачи», потребовавшей
| 5 баллов успешности - Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | «5+» или «5 и 5» - «превосходно» | |
6 баллов успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) |
Соотношение баллов успешности и традиционных отметок
Качественная оценка | Отметка – баллы успешности (б.у.) | Пятибалльная отметка |
Не достигнут даже необходимый уровень | Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось сделать. | 2 (неудовлетворительно) Возможность исправить! |
Необходимый уровень | 1 б.у. – частичное освоение | 3 (удовлетворительно) Право исправить! |
2 б.у. – полное освоение | 4 (хорошо) Право улучшить! | |
Программный уровень | 3 б.у. – частичное освоение | 4 + (близко к отлично) Право улучшить! |
4 б.у. – полное освоение | 5 (отлично) | |
Максимальный уровень | 5 б.у. – приближение к максимальному уровню | 5+ или 5 и 5 (превосходно) |
6 б.у. – выход на максимальный уровень | 5+ или 5 и 5 (превосходно) |
Примечание!!! Рекомендуется «округлять» баллы успешности в большую сторону только с 7 десятых, то есть при приближении к более высокому уровню не менее чем на 70%. Пример: 3,5 балов успешности округляются к 3-м баллам успешности (= традиционной «четверке»); а 3,7 баллов успешности округляются к 4-м баллам успешности (= традиционной «пятерке»). Обычное арифметическое правило здесь не подходит, так как оно заставляет признать переход на качественно иной уровень тогда, когда пройдена только половина пути, а не значительно больше половины.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»
ДОКЛАД
на тему: «Технология оценивания
образовательных достижений
(разработанная в Образовательной системе «Школа 2100»)»
Прочитан на кустовом МО учителей начальных классов.
Докладчик: Митрейкина В.Б.
учитель начальных классов
п. Зубова Поляна 2014г.
Технология оценки учебных успехов разработана в рамках эксперимента Российской Академии образования в 2003-2005 годах.
Научный руководитель эксперимента – академик, доктор психологических наук
Д.И. Фельдштейн.
Авторский коллектив разработчиков:
Координатор: Д.Д.Данилов
Авторы учебников ОС «Школа 2100»: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, С.А.Козлова, С.С.Кузнецова, Е.В. Сизова,
Методисты: М.Е. Турчина, О.А.Родыгина, Ж.И. Серова, А.А. Николаева.
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100»
Основные задачи новой технологии:
- Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть как реализуются современные цели образования.
- Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
- Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
«В Образовательной системе «Школа 2100» … разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
Правила технологии оценки учебных успехов
в Образовательной системе «Школа 2100»
(КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ)
Правила ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
Описание ЭТАПОВ введения правил:
(время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель)
1-й класс Вводятся только правила, которые составляют основу технологии, ее минимальное содержание:
1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не градируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя. (См. отдельный документ «Вариант правил оценивания для 1-го класса»)
2-е правило (Самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (сначала без разделения на уровни успешности).
3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. Начиная со 2-го класса определяется отметка за каждую учебную задачу.
4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в таблицу требований (свои рабочие материалы).
2-й класс. Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на обычных уроках).
3-й класс. Дополнительно вводится 6-е правило (уровни успешности) и 5-е правило (право отказа и право пересдач). Учитель и дети учатся определять уровень задания, уровень успешности по признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.
4-й класс Мы даём возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.
ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
1-е правило: «Отличие оценки и отметки»:
Оцениваться может все! Фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрацию умения по применению знания (решение задачи)!
Оценка - это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…») | Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) |
- можно давать любому действию ученика (особенно успешному): удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. | – ставиться только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. |
КТО ОЦЕНИВАЕТ?
2-е правило: «Самооценка».
Оценку определяют учитель и ученик сообща!
Если оценивание проводится сразу, после того как ученик изложил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку и (если требуется - отметку) в диалоге (кратком или развернутом). | Если оценивание проводится после сдачи письменного решения учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, опять же в диалоге с учителем давая оценку своей работе. |
Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию:
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Начиная со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило) к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт:
5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки:
6 шаг. Каков был уровень задачи-задания?
- Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания. (Необходимый уровень)
- Эта задача необычно сформулирована (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания). (Программный уровень)
- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали. (Максимальный уровень)
7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи, какую отметку ты можешь себе поставить.
КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ?
3-е правило: «Одна задача – одна отметка».
За каждую учебную задачу (задание), демонстрирующую овладение определенным умением, ставится своя, отдельная отметка.
Ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается переживания успеха, а учитель (отдав работу ученику) – информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика затруднение, над чем с ним еще необходимо поработать.
Алгоритм введения правила для проверочной работы.
1 шаг. В начале урока, перед тем как дать саму проверочную работу, напоминаем о том, что вам необходимо выполнить все задания проверочной работы, так как за каждое из них будет выставлена своя отметка.
2 шаг. При проверке за каждое задание учитель выставляет отдельную отметку за то умение, которое было продемонстрировано при выполнении (см. 4-е правило).
ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
4-е правило: «Таблица требований».
Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований
Порядок освоения и применения правила «Таблица требований».
1 шаг: Начать использовать таблицу требований только на одном предмете (курсе). Определить тему (группу тем, модуль), которая будет изучена по данному предмету в ближайшей четверти (триместре). В этот отрезок учебного года будет использоваться только один конкретный лист таблицы требований. В его заголовке надо записать изучаемую тему (группу тем, модуль).
2 шаг: Сначала выставляются в таблицу требований отметки только за письменные работы (рабочая тетрадь, проверочный работы), что можно делать в спокойной обстановке после урока. Постепенно учитель привыкает определять умение по формулировке задания и находить его в таблице требований. При этом:
- Отметки за задания проверочных работы, обязательные для всех – обводить в кружок.
- Отметки за прочие текущие задания, не обязательные для всех – ставить, не обводя в кружок.
3 шаг: Перейти к выставлению в таблицу требований отметок за устные ответы детей на уроках:
- По конспекту урока выбрать наиболее важные задания, которые будут даны детям на уроке.
- Заранее определить, какое главное умение демонстрирует каждое из этих заданий и пометить это в конспекте.
- На уроке, давая очередное задание, Вы уже будете точно знать, к какому оно относится умению, и сможете быстрое найти его в таблице требований.
4 шаг: Использовать данные таблицы требований в общении с учениками и их родителями. Проговаривать самим и учить детей самостоятельно определять:
- какие типы заданий уже научился решать конкретный ученик и какими программными требованиями он, соответственно, уже овладел;
- какие умения (программные требования) он пока не сумел продемонстрировать – над чем ему еще предстоит поработать.
5 шаг: Когда группа тем четверти (полугодия, триместра) будет изучена, по таблице требований определяется (проговаривается) итоговая оценка и высчитывается итоговая отметка (см. 7-е правило). Таким образом, заполненный лист таблицы требований по теме (группе тем, модулю) изученной в этой четверти (триместре) закрывается.
6 шаг: Итоговые отметки за четверть при необходимости, выставляются в официальный классный журнал. Если в таблице требований использовалась не 5-баллльная шкала, отметки (если не было специального решения педагогического совета школы) переводятся в традиционную шкалу.
7 шаг: Аналогично проводится работа по теме следующей четверти – на новом листе таблицы требований. По итогам учебного года у учителя в его рабочем журнале и у ученика в дневнике окажется несколько таблиц требований – по числу четвертей (триместров или полугодий). Общий взгляд на текущие и итоговые отметки позволит сделать вывод о динамике отношения к предмету и обученности каждого ученика.
8 шаг: Когда учитель освоит использование таблицы требований на одном предмете, можно начинать использовать ее на других предметах (курсах). Если учитель готов, ощущает в этом необходимость, он может одновременно осваивать несколько предметов (курсов).
КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ?
5-е правило: «Право отказа и право пересдач».
Суть правила
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ | За задачи, решенные в процессе изучения новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще только овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать. Задачи, решенные в ходе текущего контроля, показывают не столько обученность, сколько старательность ученика, выявляют трудности, с которыми он сталкивается. Порядок действий: 1 шаг: Закончен ответ ученика по решению текущей задачи на уроке. 2 шаг: Проведен диалог по оценке и самооценке этого ответа. 3 шаг. В конце диалога совместно учителем и учеником определена и названа отметка, которую заслуживает данный ответ. 4 шаг: Следует вопрос учителя ученику: «Ты хочешь, чтобы эта отметка была выставлена в журнал (таблицу требований)?» 5 шаг: Если ученик отвечает «Да», учитель выставляет отметку. Если – «нет», не выставляет, но напоминает: «Ты понимаешь, что на проверочной работе такое решение заслуживает такой отметки!» |
За задачи, решенные в ходе проверочных работ по итогам большой темы (примерно соответствующей одной четверти учебного года), отметки ставятся всем ученикам. В таблице требований они отличаются от текущих отметок, тем, что обводятся в кружок. Это своеобразный «зачет», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность: как ученик овладел умениями по использованию знаний, которые развивались в ходе изучения данной темы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ |
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
6-е правило: «Уровни успешности».
Решение задачи оценивается по уровням успешности (только с 3-го класса). На основании продемонстрированного уровня выставляется отметка в одной из трех шкал (выбранной учителем):
- 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности
- 5-балльная шкала «традиционных отметок» – соотнесенная с уровнями успешности
- 10-балльная шкала – соотнесенная с уровнями успешности
Уровни успешности | 6-балльная шкала | 5-балльная | 10-балльная |
Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания. | 1 балл успешности - Частично успешное решение (с незначительной – не влияющей на результат - ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | «3» - «удовлетворительно» | |
2 балла успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | «4» - «хорошо» | ||
Программный уровень(«отлично» по требованиям программы «Школа 2100»)Решение нестандартной задачи, где потребовалось
| 3 балла успешности - Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | «4+» - приближается к «отлично» | |
4 балла успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | «5» - «отлично» | ||
!!! Следующий уровень особый – необязательный для учеников, фиксирующий их исключительные успехи | |||
Максимальный уровень(«превосходно»)Решение не изучавшейся в классе «задачи», потребовавшей
| 5 баллов успешности - Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | «5+» или «5 и 5» - «превосходно» | |
6 баллов успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) |
Соотношение баллов успешности и традиционных отметок
Качественная оценка | Отметка – баллы успешности (б.у.) | Пятибалльная отметка |
Не достигнут даже необходимый уровень | Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось сделать. | 2 (неудовлетворительно) Возможность исправить! |
Необходимый уровень | 1 б.у. – частичное освоение | 3 (удовлетворительно) Право исправить! |
2 б.у. – полное освоение | 4 (хорошо) Право улучшить! | |
Программный уровень | 3 б.у. – частичное освоение | 4 + (близко к отлично) Право улучшить! |
4 б.у. – полное освоение | 5 (отлично) | |
Максимальный уровень | 5 б.у. – приближение к максимальному уровню | 5+ или 5 и 5 (превосходно) |
6 б.у. – выход на максимальный уровень | 5+ или 5 и 5 (превосходно) |
Примечание!!! Рекомендуется «округлять» баллы успешности в большую сторону только с 7 десятых, то есть при приближении к более высокому уровню не менее чем на 70%. Пример: 3,5 балов успешности округляются к 3-м баллам успешности (= традиционной «четверке»); а 3,7 баллов успешности округляются к 4-м баллам успешности (= традиционной «пятерке»). Обычное арифметическое правило здесь не подходит, так как оно заставляет признать переход на качественно иной уровень тогда, когда пройдена только половина пути, а не значительно больше половины.