Использование мультимедийных презентаций на уроках
учебно-методический материал по теме
Моя тема по самообразованию "Использование презентаций на уроках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_zip_-_winrar.zip | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Томское
Профессионализм педагогического работника
Тема самообразования. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе.
Проблема исследования: каковы педагогические предпосылки использования мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе?
.
Объект исследования: процесс обучения в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- выявление информационной и обучающей функции презентаций;
- повышение уровня качества знаний;
- применение презентаций на здоровьесберегающих принципах;
-реализация целей, поставленных учителем на уроке;
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование.
Теоретическая значимость: раскрыты теоретические основы создания и использования презентаций в процессе обучения.
Практическая значимость: выявлена методика работы по развитию мышления и реализация индивидуального восприятия полученной информации.
Гипотеза исследования: развитие и обучение младших школьников будет более успешным, если:
1. На уроках будут рассматриваться нестандартные задания и задания различных уровней сложности.
2. Периодически проводить внеклассные занятия с использованием заданий повышенной сложности.
3. Грамотно будет разработана и внедрена в учебный процесс методика применения презентаций, развивающих мышление и повышающих качество знаний младших школьников.
Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.
Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
В настоящее время формирование информационной культуры ребенка необходимо выносить за рамки специализированного предмета, мотивировать его к саморазвитию в области ИКТ. Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие применение ИКТ при обучении русскому языку и литературе, а также во внеурочной деятельности.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
Сегодня на уроках все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.
Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.
Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя, интерес к учебному материалу. Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними. Как можно использовать презентацию?
Понятие презентации имеет несколько определений.
Презентация - это: вспомогательный инструмент для более эффективного восприятия устной информации; наглядное сопровождение доклада, выступления; средство воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении нового материала урока.
Какое бы определение ни давали этому современному явлению коммуникации, необходимо помнить: что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее применение должно строиться на здоровьесберегаюших принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.
Наиболее распространенная форма использования презентации - вывести ее с помощью проектора на экран. Это позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта . Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над проектом, исследованием, микроисследованием. Кроме того, презентация может использоваться в качестве домашнего задания. Использование презентаций подобного типа оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации
Основные правила дизайна при составлении презентации.
Основное назначение презентации - донести информацию до учеников, поэтому излишества в оформлении работы недопустимы, так как они осложняют восприятие информации. Чем проще презентация - тем она лучше.
Презентация - это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране.
Для каждой презентации, создаваемой в режиме Power Point, выполняется единая общая последовательность действий:
- выбор темы;
- разработка плана (структуры презентации);
- выбор стиля;
- формирование слайдов;
- настройка и изменение переходов, анимационных эффектов и ссылок, настройка показа слайдов;
- редактирование;
- подготовка раздаточных материалов;
- демонстрация презентации.
Методика создания презентаций и их использования на уроках разных типов и видов.
Уроки изучения художественных произведений
Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую очередь необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Для уроков изучения художественного произведения тема может быть сформулирована по названию произведения.
Тема, цель урока будут составлять содержание 1-го и 2-го слайдов.
Исходя из темы и учебных задач, определяется содержание материала, изучаемого на уроке, и формы организации деятельности учащихся. Для данного типа уроков содержание материала чаще всего включает в себя текст изучаемого произведения, иногда несколько текстов
Формы и виды организации деятельности учащихся на уроках данного типа могут включать как чтение произведения, его прослушивание, то есть использование репродуктивного метода, так и анализ текста в форме беседы, постановки и решения проблемных вопросов, то есть применение частично-поискового метода.
Что же должно являться содержанием слайдов на уроках-презентациях данного типа?
На уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов может ограничиться по времени несколькими минутами (3-7) в начале урока либо в конце, это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации учеников или художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождаться музыкой, подобранной учителем в соответствии с особенностями изучаемого произведения.
Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.
Увеличение объёма изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и учеников, активизация самостоятельной деятельности школьников, расширение возможностей применения дифференцированного подхода в обучении, осуществление межпредметных связей, а в целом - способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиваться наибольшей эффективности урока.
Для обобщающих уроков презентации могут содержать как иллюстративный материал, материал информативный, так и материал для наблюдения, сопоставления, обобщения (вопросы проблемного характера, тексты для сравнения, таблицы, схемы, кроссворды, тесты). Оправдано использование в данных презентациях гиперссылок, способствующих более полному обобщению изученного материала, его системному повторению.
На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации - отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов: но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память
Многочисленные наблюдения при посещениях уроков и других мероприятий, беседы с учениками и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили сделать выводы, что при использовании презентаций с занимательным материалом на уроке количество активных учащихся возрастает.
Диаграмма роста активности учащихся во внеклассной работе по предметам:
Результативность внеклассной работы по предмету показывает, что ученики являются активными участниками математических конкурсов, олимпиад.
Проводимый в классе мониторинг показал, что у учащихся повысился уровень познавательной активности, повысился интерес к предмету В этих успехах заметную роль играют мультимедийные презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...
Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах
Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...
Доклад "Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах"
для педагогов начальных классов...
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах
Современные технологии на уроках в начальных классах...
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.
С оснащением кабинетов компьютерной техникой появилась возможность использовать современные информационные технологии. Я хочу поделиться опытом своей работы по использованию мультимедийных презентаций...
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах
Доклад на тему: Использование мультимедийных презентаций (ИКТ) на уроках в начальных классах...
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного ...