Публикация
статья по теме
Распространение передавого опыта учителя начальных классов Сахаровой И.В.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сахарова И.В.
МОУ «ООШ № 9»
г.Лиски
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Перед учителем начальных классов в современной России поставлена сложная задача: с одной стороны воспитать у обучающихся чувство любви к своей Родине – России, а с другой стороны – уважение к людям разных стран и национальностей. На первый взгляд эти два направления воспитательного процесса идут параллельно, однако, имеют значительно много точек пересечения в настоящем воспитательном процессе.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, имеющее несколько различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Выбор темы нашей публикации обусловлен тем, что она на прямую отражает ситуацию, которая сложилась в данный момент в классах, в которых мы сейчас работаем. Из 36 четвероклассников 28% детей не русской национальности: 10%-турки, по 6%-украинцы, армяне и азербайджанцы. Однако, все они составляют одну гражданскую общность – россияне. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Систематическое общение в разных сферах жизни и деятельности детей различных национальностей, совместно обучающихся, часто формирует и развивает общие и близкие интересы, потребности и идеалы. Работу по формированию толерантного сознания, выработке умений и навыков доброжелательного поведения в нашей школе со смешанным составом обучающихся мы начинаем с первых дней пребывания детей в школе, где происходит начальное становление личности ребёнка.
В первом классе целью нашей работы по данному направлению является
помощь в осознании каждым ребёнком неповторимости своей национальности в большой и дружной семье народов России. Формы педагогической деятельности: классный час «Моя семья», конкурс «Мы - дружные ребята», праздник «Великий День Победы». Во втором классе - формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива и воспитание любви к своей малой родине, а также к городу Лиски, в котором сейчас проживают дети. Формы педагогической деятельности: классный час «Мы вместе – дружный коллектив», тематический классный час «Лиски – близки сердцу моему», конкурс «Место, где я родился». В третьем классе - формирование толерантных отношений между детьми, имеющими национальные и религиозные различия и проживающими на территории России. Формы педагогической деятельности: классный час «Культура мира. Человек среди людей», праздник «Русские посиделки», читательская конференция по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья». В четвёртом классе - формирование гордости за Россию, осознание себя её неотъемлемой частью, и как следствие, умение конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. В этом учебном году запланированы следующие формы педагогической деятельности: психологический тренинг «Научись управлять собой», классный час «День единства народов России», «Учимся договариваться», игровая программа «Мы маленькая часть огромного народа». Всё это позволяет организовать воспитание детей в духе патриотизма, толерантности и мировой культуры.
В нашей школе уже не одно десятилетие обучаются дети разных национальностей. Это связано с внутриполитическими процессами, которые имели место в нашей стране в эпоху перестройки. Поэтому нам, учителям, пришлось вносить определённые коррективы в существующие программы по патриотическому воспитанию младших школьников, учитывая тот фактор, что в нашем городе ранее проживали люди преимущественно одной национальности. Опыт нашей работы в данном направлении позволяет сделать следующие выводы:
- патриотическое воспитание по-прежнему остаётся важнейшей частью воспитания всесторонней личности;
- в сложившихся в настоящее время условиях обучения и воспитания детей в нашей школе возрастает необходимость уделять большее внимание культуре толерантности;
- воспитание культуры нравственного патриотизма и культуры толерантности - являются двумя направлениями единого воспитательного процесса в нашей работе.
Список используемой литературы:
- Чаркова Ф.В. Обучение общению, «Начальная школа», № 6, 2008 г., с. 38-39.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России, «Народное образование», № 4, 2005 г., с. 23.
- Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми, « Наука и школа», №3,
- г., с. 69-70.
Предварительный просмотр:
Сахарова И.В.
МОУ «ООШ № 9»
г.Лиски
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - Л.Н.Толстой.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности и поэтому очень важно правильно организовать этот процесс.
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем: снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира.
В организации творческого подхода к выполнению заданий по литературному чтению можно выделить три этапа.
Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Предпосылки творческой деятельности школьников формируются на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.
При организации познавательных творческих дел, используем «Поэтический ручеёк”. Это форма совместной творческой деятельности
способствует вовлечению всех в чтение любимых стихотворений, приобщает к миру поэзии, развивает чувство прекрасного. Стихи выбираются или на определённую тему, или одного автора. Каждый ученик читает свои любимые произведения, известные ему ранее, или находит интересные для него строки в предложенных сборниках стихов. Далее учащиеся делятся впечатлениями, мыслями о прочитанном и услышанном.
Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Например, при изучении раздела «Устное народное творчество» детям был предложен творчески - исследовательский проект «Книга загадок». Цель данного проекта: продолжить знакомство с устным народным творчеством, рассмотреть особенности построения, историю рождения загадки, раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе, дать представление о видах загадок, познакомить с художественными средствами, обучать умению говорить образно, формирование нравственных ценностей через национальные традиции. Задачи: научить способам поиска информации, ее анализа, элементам поисковой работы, проявить творчество мышления, вызвать интерес детей к проектной деятельности. Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок попробовал побывать в роли исследователя, писателя, художника, сказителя. Целесообразность применения по данной теме метода проектирования заключалось в том, что присутствовала самостоятельная деятельность учащихся, этапность работы по данной теме, виден конечный результат, применялись исследовательские методы, сбор, систематизация, анализ и обсуждение результатов. Результат данного проекта – книга загадок. В книгу, составленную детьми, вошли такие загадки:
1. Жужжит, но не пчела.
Крутится, но не юла.
Положи мороженое, сок налей,
Получишь вкусненький коктейль.
(Миксер)
2. Его пинают, а он не плачет.
Его бросают, а он назад скачет.
(Мяч)
3. Я не кран и не лейка,
У меня длинная шейка.
Отгадать меня сумей-ка.
(Жираф)
Уроки изучения устного народного творчества предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий: разыгрывание мини - сценок на основе изучаемых произведений, сочинение загадок, сказок, дразнилок, колыбельных песен, закличек и т.д., организация конкурсов на придумывание самых сложных скороговорок или самых смешных потешек. Вот примеры детских сочинений:
Семь семян Семён сыскал,
Сыну в сени их ссыпал.
Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда просим детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение. Проводя урок чтения, стараемся разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Для развития речи и отработки литературного языка проводим речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку. Небольшие произведения заучиваем наизусть.
Один из приёмов развития творческих способностей учащихся, которые используем на своих уроках - “стихотворство”. Сначала на уроках обучения грамоте применяем много стихотворного материала о звуках и буквах (загадки, стихи, сказки), которых надо сказать, достаточно и в самом учебнике, они предлагаются для заучивания. Потом задания усложняются, и ребята придумывают рифмы к словам, а затем целые строчки к стихотворениям. Дети рифмуют с удовольствием. Хочется отметить, что способность детей к стихотворству проявлялась впоследствии не только на уроках литературного чтения; дети самостоятельно рифмовали и правила из русского языка, и придумывали четверостишия к урокам окружающего мира.
Вот стихотворения ученицы 3 класса Черняк Дарьи:
«Дождик»
Дождик тонкими нитями
Тучи привязал к земле.
Мокрые спины их расстелил
По жёлтой листве.
Высоко над тучами –
Белые облака,
В синем небе купаются,
Греют под солнцем бока.
«Осень»
Посмотрю я в окошко,
А вокруг красота.
Осень рыжею кошкой
Разлеглась у окна.
Отцвели георгины,
Лишь последний цветок
Жёлтым цветом сияет,
Выпив солнца глоток.
Большую помощь учителю в развитии творческой индивидуальности школьников оказывают «Поэтические» тетради по литературному чтению, в которые дети записывают сочинённые двустишия, четверостишия, свои загадки, сочинения, рассказы. Выполняя все эти задания систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу.
Результатом работы считаем - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Предварительный просмотр:
И.В.Сахарова
МОУ «ООШ № 9»
г. Лиски
АДЕКВАТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема формирования коммуникативной культуры обучающихся - одна из ключевых проблем современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане следует уже с начальной ступени образования.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения в качестве одного из разделов предполагает выполнение обучающимися коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия в целом имеют следующие функции:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения;
- создание условий для гармоничного развития личности;
- обеспечение успешного усвоения знаний.
Эти задачи должны быть неразрывно связаны с современными условиями развития нашего общества, в котором наиболее остро выявлены проблемы толерантного отношения не только между различными народами, населяющими Россию и страны Ближнего и Дальнего зарубежья, но и между людьми, составляющими производственный и учебный коллектив.
Поэтому одними из задач коммуникативных УУД являются:
- формулирование собственного мнения и позиции;
- учёт различных мнений и стремление к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- достижение общего решения в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
А теперь рассмотрим эти задачи с точки зрения адекватного применения речевых средств. К речевым средствам относятся использование разнообразной лексики, различных синтаксических конструкций, интонации, невербальных речевых средств (жестов и мимики). В связи с возрастными особенностями обучающихся начальных классов следует учитывать их небольшой жизненный опыт и, отсюда, небогатый запас речевых средств. Учитель начальных классов должен расширить словарный запас школьников и научить использовать его в общении со взрослыми и со сверстниками.
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивать речь - значит формировать определённые речевые умения: ориентироваться в ситуации общения; умение планировать высказывание; умение реализовать свой замысел (говорить и писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности).
Научиться жить вместе, внедрять культуру общения в повседневную жизнь класса, развивать коммуникативные умения, воспитывать в детях доброту и уважительное отношение к людям – решение этих проблем имеет место не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на классных часах и внеклассных мероприятиях, что подтверждает неразрывную связь учебного и воспитательного процесса.
Теперь более подробно остановимся на учебных упражнениях и внеклассных мероприятиях, посредством которых осуществляются решения указанных выше задач коммуникативных универсальных учебных действий. Так, одним из важнейших УУД является формулирование собственного мнения и позиции. На уроках литературного чтения в третьем классе, например, при изучении темы «Самое великое чудо на свете» о роли книги в жизни людей, учитель ставит перед классной аудиторией вопрос «Каким был бы наш мир, если бы человек не изобрёл книгу?» Школьники в форме монолога излагают свои собственные мнения по данному вопросу, опираясь на помощь педагога при выборе тематической лексики и правильных синтаксических конструкций. В процессе выполнения данного упражнения учитель знакомит школьников с такими словами и выражениями, как «рукописная и печатная книга», «летопись», «наука и техника» и другим, относящимся к данной теме, что ведёт к обогащению их словарного запаса и расширению кругозора.
Выполнение словарной работы на уроках русского языка также в значительном объёме способствует усвоению школьниками новых слов и устойчивыми лексических конструкций. Эта деятельность преследует различные цели и имеет разное содержание. Таким образом она может быть
- направлена на ознакомление обучающихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
- преследовать грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у учеников затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носки - носков, но чулки - чулок и др.).
- проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, километр и др.).
Эффективность словарной работы напрямую зависит от её планомерного и систематического проведения на протяжении всех лет обучения и оттого, насколько целесообразно она построена.
Значительно расширяет и обогащает активный словарный запас обучающихся такие формы работы на уроках русского языка, как подбор синонима к данному слову, (например: желать – хотеть, весело – радостно, вдруг – внезапно и др.), предоставление учителем этимологических сведений, (например: «аквариум» от латинского слова aqua – «вода» и т.д.), работа с фразеологизмами, (например: «без году неделя», т.е. совсем недавно и др.), пословицами и поговорками.
Вся вышеизложенная деятельность на уроках русского языка не только значительно расширяет словарный запас обучающихся, но, самое главное, предоставляет им возможность более осмысленно и точно формулировать собственное мнение или позицию по тому или иному вопросу, что способствует решению одному из коммуникативных УУД.
Также и внеклассные мероприятия способствуют процессу формулирования у обучающихся собственной позиции по тому или иному вопросу. На классном часе на тему «При солнышке светло, при маме тепло», посвящённом Дню матери, учитель просит школьников рассказать о своей маме. Как показывает многолетний опыт в работе, обучающиеся с огромным удовольствием принимают участие в данном мероприятии, каждый из них с большой любовью и нежностью старается рассказать о своём самом близком человеке. Однако чувства ребёнка очень часто не могут в полной мере раскрыться из-за недостаточного количества словосочетаний и эпитетов, находящихся в его активном запасе. Поэтому педагог со своей стороны оказывает ему определённую помощь при выборе правильных лингвистических единиц и конструкций, стараясь при этом ни в коей мере не перебивать ученика, а лишь только корректировать его речь при ярко выраженном затруднении с его стороны. В данном случае учитель приводит примеры слов, словосочетаний и выражений из ранее изученных на уроках литературного чтения произведений русских писателей, в которых с огромной любовью и большим уважением авторы повествуют о самом близком на Земле человеке. Одними из таких произведений являются «Рассказы о маме» Б.Емельянова, «Галина мама» С.Георгиевской и другие.
Другой важной задачей коммуникативных УУД является учёт различных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Рассмотрим некоторые примеры из учебного курса предмета «Литературное чтение» в третьем классе. Во время изучения темы «Стихи А.С. Пушкина» класс делится на два варианта. Первый вариант получает задание ответить на вопрос: «Почему некоторым людям не нравится осень?» Второй вариант, наоборот – «За что люди любят это время года?» Оба варианта должны обосновать свои ответы цитатами из стихов А.С. Пушкина. Первая группа аргументирует свои доказательства, используя такую лексику, как «ветрено», «и туман, и непогоды осень поздняя несёт», «довольно скучная пора» и т.д. Обучающиеся второй группы наоборот, приводят в качестве примеров такие слова и выражения, как «золотая осень», «очей очарованье», «прощальная краса» и т.д. Опыт работы учителя показывает, что обучающиеся с огромным азартом и очень эмоционально пытаются отстаивать свою точку зрения и при этом часто не находят необходимых слов и выражений для её аргументации, что характерно для особенностей возрастной психологии младших школьников. И здесь задачей педагога является не только оказание помощи детям в выборе тематически необходимых речевых средств, но и воспитание культуры поведения во время общения, что подразумевает под собой умение терпеливо, не перебивая, выслушать собеседника и попытаться осмыслить его точку зрения. Это даёт возможность обучающимся понять, что существует несколько точек зрения по одному и тому же вопросу, и каждая из них имеет право на своё существование.
Ещё одной актуальной задачей коммуникативных УУД является достижение общего решения в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. И здесь это достаточно ярко проявляется на уроке литературного чтения при изучении басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Перед классом учитель ставит вопрос о том, правильно ли поступил муравей, что суровой зимой не пустил стрекозу к себе в жилище. Как правило, большинство обучающихся сначала дают положительный ответ: действительно, стрекоза не хотела работать летом и заслужила себе наказание. И вот тут учитель, используя такие слова и выражения, как «доброта и милосердие», «чуткость», «благородство» просит школьников осмыслить данный поступок муравья с точки зрения гуманного отношения к окружающим. Тогда дети начинают по-другому оценивать эту ситуацию, и класс приходит к мнению, что стрекозе нужно было объяснить о том, что её поведение летом было неправильным и, хотя она и заслуживает наказание, не поступать с ней так жестоко, как это сделал муравей. На примере данного литературного произведения школьники приходят к общему решению поставленной проблемы, которое складывается из совокупности различных мнений.
Таким образом, подводя итоги изложенной выше темы, следует отметить, что развитие у младших школьников навыков общения со взрослыми людьми и сверстниками, которое выражается как в форме монологической речи, так и в форме ведения диалога на полемическую тематику с адекватным использованием речевых средств, при учёте педагогом характера эмоционального состояния каждого обучающегося, позволяет не только создавать положительный социально-психологический климат в коллективе, но обеспечивает успешную социализацию учеников начальных классов.
Список используемой литературы:
- Брагуца А.В. «Развитие коммуникативной компетенции учащихся в
начальной школе», «Начальная школа», № 9, 2010 г., с. 75-78.
- Коробова Н.Н. «Речевое развитие младшего школьника», «Начальная школа», №10, 2008 г., с. 44-46.
- Чаркова Ф.В. «Обучение общению», «Начальная школа», № 6, 2008 г., с. 38-39.
Предварительный просмотр:
И.В. Сахарова
МКОУ «ООШ № 9», г. Лиски
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - ничто».
Здоровьесберегающая технология относится к современным технологиям. В ФГОС второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федерального государственного образовательного стандарта. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными и приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. [2]
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. [1, с.5]
Так на уроках математики ученикам прививаются навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Вначале следует рассказать детям о том, что, употребляя эти продукты, они обеспечивают свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышают его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека. При решении задачи № 5, № 6 на странице 17 из учебника «Математика. 2 класс» (М. И. Моро), ученики узнают о том, что прыжки в длину и через скакалку укрепляют мышцы ног и рук, спины и брюшного пресса, тренируют сердечную мышцу, повышают выносливость организма и общую работоспособность человека. Во время работы над задачей № 4 на странице 39 того же учебника, детям предлагается вспомнить свои прогулки и экскурсии в лес (парк) и рассказать о том, какую пользу они приносят нашему здоровью. Задачи № 5, 6, 7 стр. 41 и № 3 стр. 42 выше названного учебника позволяют напомнить второклассникам о том, что утренняя зарядка, спортивные игры и состязания необходимы для того, чтобы мы были крепкими, сильными, выносливыми и красивыми. В 3 и 4 классах, когда ученики решают задачи на движение, педагог информирует, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют организм и укрепляют здоровье.
Для уроков русского языка тщательно подбираются упражнения, которые позволяют решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья учеников. Обращается внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывается на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Например, упр. № 327 из учебника «Русский язык. 4 класс» (Т. Г. Рамзаева), к рисунку дети составляют текст, который рассказывает о пользе прогулок на свежем воздухе зимой. А на материале упр. № 337 дети узнают о липе, при этом учитель говорит о целебном действии цветков этого дерева. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения помогают пословицы, соответствующие данной теме.
Уроки литературного чтения также дают широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни. Когда дети читают произведения Б. Л. Пастернака, Д. Б. Кедрина, С. А. Есенина (Родная речь: учебник для 4 класса, автор Л.Ф.Климанова), то учатся воспринимать природу как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья.
Но наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения обладает учебный предмет «Окружающий мир». Содержание указанного курса обеспечивает младших школьников полными знаниями об организме человека, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.
По учебнику «Мир вокруг нас. 3 класс» (автор А. А. Плешаков) ученики знакомятся не только со строением и работой нашего организма, но и узнают о влиянии на него отрицательных последствий деятельности человека.
Таким образом, на каждом уроке детям даются конкретные рекомендации по сохранению здоровья, они учатся ими пользоваться, воспитывается чувство ответственности за своё здоровье, доводится до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.
Список используемой литературы
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
2. http://www.zzr.ru/healthcare_education/
Предварительный просмотр:
И.В. Сахарова
МКОУ «ООШ № 9», г. Лиски
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Тема культурно-патриотического образования и воспитания в современной школе и обществе является в настоящее время особенно актуальной. Данная проблема чрезвычайно важна, т.к. дети очень мало знают о культуре и традициях русского народа и русском фольклоре. А ведь обучающиеся обязательно должны знать культуру своей Родины и всё, что непосредственно с ней связано.
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа, которое веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость разных сословий русского народа и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. [1]
Произведения фольклора увлекают детей яркими поэтическими образами, вызывают у них радостные эмоции, укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогают понять её положительные и отрицательные стороны.
И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учёт особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. [2, с. 61]
Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потеснёнными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, “информационным накопительством”. В этом случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьёй, природой, истоками своей культуры. Именно поэтому перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. По ФГОС II поколения начальной школы предусматривается приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической группы. [4, с. 22]
В своей педагогической работе мы тоже стараемся уделять значительное место приобщению младших школьников к истокам народного творчества. Так, накануне Великого поста, в четвёртом классе было проведено внеклассное мероприятие «Русская Масленица». Его основная цель предполагала познакомить младших школьников не только с историей любимого на Руси праздника, но и с элементами фольклора, которые на нём присутствуют.
Особое внимание в старину уделялось песням, «сопровождающим» Масленицу все семь дней. Прослушав некоторые из них, обучающиеся пришли к выводу, что песни, исполнявшиеся при встрече Масленицы и её проводах, были резко противоположны. Сначала детьми были исполнены песенные мотивы и строки прославления, величания самой персоны Масленицы, («Дорогая наша гостья, Масленица, Авдотьюшка Изотьевна!»), они перечисляли те удовольствия и развлечения, которые Масленица приносит людям («Кидала масло по кому, кто ухватит, так тому!»). В конце праздника уже звучали песни, сопровождающие проводы Масленицы, шутливо-прощальные. («Сгинь в дремучем лесу, да пусти к нам Весну»).
По ходу рассказа обучающимися о праздновании каждого дня Масленицы, имели место разнообразные формы русского фольклора:
- Закликалки:
«Собирайся, народ! Весна красная идет!
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!»
- Массовые игры:
«Новая для вас задачка
Превратиться надо в тачку.
Позабавится народ
Кто быстрее? Кто вперед?»
- Частушки:
«Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои».
- Хороводы:
Во время подготовки проведения этого мероприятия было замечено, что дети действительно проявили огромное желание и интерес поближе познакомиться с масленичным фольклором, многие из них сами находили в различной литературе всевозможные народные песни, величания, частушки, посвящённые проводам русской зимы.
На этих примерах становится очевидной необходимость в овладении народным наследием, естественным образом приобщающим ребёнка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». [3, с. 557]
Список используемой литературы
1.Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
2. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. – Чита: Азия-Пресс, 2006.
3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.– М.: Просвещение, 1968.
4. Министерство образования и науки РФ. ФГОС II поколения начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Предварительный просмотр:
И.В. Сахарова
МОУ «ООШ № 9», г. Лиски
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В Стандартах начального образования второго поколения в разделе «Литературное чтение» одним из результатов усвоения общеобразовательной программы является достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности и общего речевого развития. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это формирование у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после их прочтения. Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения. Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. [2, с. 37] Не секрет, что современные младшие школьники неохотно читают художественную литературу, особенно поэтические произведения. В данном случае перед учителем поставлены следующие задачи: с одной стороны, следует предложить ребёнку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, а с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков посредством раскрытия сути основных лингвистических аспектов. [2, с. 42] При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребёнка-читателя.
Я предлагаю рассмотреть в качестве одного из примеров по данному вопросу изучение стихотворения И.С. Никитина «Русь» в четвёртом классе по учебнику «Родная речь» автора Л.Ф. Климановой.
Урок имеет пять основных целей, которые я ставлю перед обучающимися:
- обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
- пополнение словарного запаса младших школьников;
- развитие навыков чтения: правильности, осознанности, выразительности;
- знакомство с понятием «инверсия»;
- воспитание любви к русской поэзии.
На первом этапе урока я предлагаю школьникам прослушать стихотворение И.С. Никитина «Русь» и ответить на вопрос: «Почему это стихотворение принесло славу поэту?» (Его восхищение богатством и просторами Руси, гордость за свою Родину, за её героический народ). После этого я ввожу в урок элементы лингвистического комментирования. Объясняются значения архаизмов, которые И.С. Никитин использует в своём стихотворении, и которые придают произведению стилистическое своеобразие:
Шатёр - высокая крыша;
Державная – государственная;
Нива – засеянное поле;
Брань – битва;
Мгла – непрозрачный воздух.
Затем я предлагаю школьникам самостоятельно прочитать стихотворение и ответить на следующие вопросы, оказывая при этом детям помощь в раскрытии значения определённых лингвистических понятий и их применении:
- Что напоминает это произведение по характеру стихосложения? (Народную песню или былину).
- Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по своему звучанию похожее на протяжную песню? (Поэт писал его былинным стихом).
После этого я объясняю младшим школьникам фонетические особенности былинного стихосложения:
- Давайте соединим в любой строфе две строки попарно и поставим ударение.
Я привожу следующий пример из стихотворения «Русь»
Мурава лугов ковром стелется.
Виноград в садах наливается. [1, c. 129]
и предлагаю обучающимся ответить на вопросы:
- На какой слог от начала и от конца строки падает ударение? (На третий слог от начала и на третий слог от конца).
- Есть ли в стихотворении рифма? (Нет, в народных стихах её часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогах, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворении «Русь»).
- Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих? (Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну И.С. Никитин хочет восславить стихами, подобными народным песням. Родина – это не только степи, моря и горы. Родина – это, прежде всего, народ. И о народе автор хочет рассказать, используя приёмы, присущие народной поэзии).
Начиная с четвёртого четверостишия, я даю задание младшим школьникам выделит устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты, т.е. образные определения, вместе с определяемыми словами подобные тем, с которыми обучающиеся уже знакомы по ранее изученным произведениям народного эпоса. (Снег, что белый пух, море синее, туча тёмная, поле чистое, Русь могучая и т. д.). Стилистическое сравнение стихотворения И.С. Никитина «Русь» с народными произведениями способствует формированию и развитию у детей читательской компетентности, т.е. определённого научного опыта осмысления содержания эпического стихотворения, возможности понять и оценить своеобразие и красоту его поистине народного языка.
На заключительном этапе лингвистического анализа данного произведения я знакомлю младших школьников с таким стилистическим приёмом, характерным для былинного жанра, как инверсия. Инверсией называется необычный порядок слов в строке или предложении, используемый автором для выделения наиболее важных слов. Обычно мы прилагательное ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий тополь, весенняя гроза. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое, страны дальние. Инверсия использовалась сказителями потому, что они знали, что в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это позволяло им на протяжении всего произведения удерживать заданный ритм.
После этого объяснения я предлагаю обучающимся найти примеры инверсии в стихотворении «Русь» (мгла непроглядная, родина православная, краса царственная, воля смелая и т. д.) и ответить на вопрос:
- Почему И. С. Никитин использует приёмы инверсии в своём стихотворении? (Чтобы оно звучало подобно народной былине).
Таким образом, посредством объяснения значения и особенностей применения определенных лингвистических приёмов художественной выразительности у школьников младших классов происходит активизация формирования читательской компетентности при чтении литературных произведений эпического жанра, т.е. способности обучающихся к целенаправленному индивидуальному осмыслению произведения до чтения, по мере чтения и после его прочтения. Это даёт возможность младшим школьникам понять и почувствовать красоту и выразительность живого народного языка, проникнуться гордостью за нашу Родину и наш народ и тем самым получить интерес к чтению стихотворений русских мастеров художественного слова.
Список используемой литературы
1. Климанова Л.Ф. Родная речь, 4 класс, часть 2. - М.: Просвещение, 2008.
2. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.:
Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Уведомление о публикации материала...
Свидетельство о публикации
Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....
Публикации и творческие достижения
Мои награды....
свидетельство о публикации
Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....
Публикации
Публикации разных лет...
Свидетельства о публикациях в сети Интернет
Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...