Исследовательская деятельность учащихся - залог успешности обучения
учебно-методическое пособие по теме
Описание педагогического опыта по обучению учащихся начальных классов исследованию на уроках и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
Исследовательская деятельность учащихся – залог успешности обучения
Учитель начальных классов:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82»
Шнякова Ольга Игоревна
Котлас, 2014
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Название темы опыта
Исследовательская деятельность учащихся – залог успешности обучения.
Исследовательская деятельность естественна для человека. Потребность в предварительном изучении возможностей, условий и последствий совершаемых действий важна для нас как условие безопасного существования в природной и социальной среде. Исследовательское поведение определяется как «направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека».
Актуальность опыта
Учитывая, что принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования, перед нами, учителями начальной школы, встаёт ряд вопросов: как научить учеников видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?
Поскольку в рамках традиционной классно-урочной системы возможно лишь достижение нормативного уровня знаний, умений и навыков, то современная система образования, интегральным результатом которой является образованность - достижение личностных компетентностей, должна предоставлять учащимся возможности развития через разнообразные формы деятельности, в том числе и научно-исследовательскую. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Цели опыта – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом началась 2006 году, когда в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82» города Котласа, где я работаю, впервые была поведена научно – практическая конференция среди младших школьников и составляет 8 лет.
Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу о необходимости активизации исследовательской деятельности школьников в начальной школе и на уроках и во внеурочное время.
Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Эти советы сегодня актуальны как никогда. Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Поэтому ведущей идеей своего опыта я считаю формирование навыков исследовательской деятельности учащихся как залог успешности обучения.
Научной базой моего опыта являются работы А.А Леонтьева, А.И. Савенкова, Е.С.Полат.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. Репродуктивные методы обучения , к сожалению , по-прежнему безраздельно господствуют в школе. Противодействие традиционного, или точнее информационно-рецептурного, обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет.
Исследование в обычном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование – бескорыстный поиск истины.
Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества и самого исследователя, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.
Современная образовательная практика показывает, что у многих из нас постоянно возникает соблазн трансформировать предполагаемый или уже начатый исследовательский поиск ребенка в решение практической задачи - проектирование. Немаловажен и вопрос о том, почему это происходит и насколько все это безобидно. Несложно заметить, что проистекает это из вечного желания многих педагогов все на свете контролировать, и тогда начинается: «...прежде чем исследовать, определи цель, задачи, опиши, что ты должен получить в итоге...» и т.п. В этом случае мы обычно не задаемся вопросом о том, что если известно, чего ты должен достичь, то непонятно, зачем это искать.
Исследование - творчество в чистом виде. А, следовательно, и путь воспитания истинных творцов.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез.
Представленный опыт является единой системой «Урок – внеклассная работа».
Я включаю исследовательскую деятельность в той или иной степени во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследованиями возможно заниматься на любом уроке . Материал уроков я использую с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использую исследовательский метод в преподавании тем.
Так же широко использую исследования во внеурочной и внеклассной работе.
Многочисленными исследованиями было установлено, что исследовательская деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Исследовательская деятельность – это, конечно, совместная деятельность ученика, педагога и родителей.
Структура исследовательской деятельности младшего школьника и ее сопровождения научным руководителем
(учителем) и его родителями и его родителями цесс
Особенность исследовательской работы в начальной школе заключается в огромной роли учителя. Он должен направлять, корректировать деятельность обучаемых. А главное – увлечь и “заразить” детей, показать им важность их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Это немаловажная составляющая исследовательской деятельности младших школьников. В процессе совместной деятельности происходит сближение родителей с детьми, появляется общий интерес, забота о конечном материале. Дети перенимают опыт родителей, гордятся своим общим итогом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными и творческими.
Виды учебных исследований:
по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные или долговременные;
по теме: предметные, свободные
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне “ученик – ученик”, “ученик – учитель” и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– формирование коррекционных групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Этап 2
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Этап 4
Оформление обучающимися выполненных исследований , составление презентаций. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской работы – это защита работы, участие в научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в исследовательскую деятельность:
1 КЛАСС
В начале первого класса исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап( вводные занятия), в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. На тренировочных занятиях дети знакомятся с методами исследования , учатся составлять план исследования и др. Эти занятия проходят в игровой форме, на экскурсиях, практических работах. Цель вводных занятия – выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над исследованием и включить сюда сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя»,«Моя семья» «Мои домашние питомцы», «Моя любимая игрушка» и др.
2 КЛАСС На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной справочной литературой, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), выдвинуть гипотезы исследования, сделать выводы о значимости исследования, собрать материал, выступить с защитой своей работы. Например второклассника Лазарева Андрея заинтересовала тема «Безопасный портфель». Тема оказалась настолько актуальной и интересной , что в исследование включились не только родители ученика, но и одноклассники, школьный фельдшер и даже продавец - консультант , которая занимается продажей детских портфелей и ранцев.
3 КЛАСС В третьем классе работа - исследование более расширена и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Интересно, например, прошли исследования по темам «В честь кого названы улицы нашего города», «Математика в нашей жизни»
4 КЛАСС В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут самостоятельно выбрать более серьезную тему исследования, сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации , оформить работу самостоятельно, оформить презентацию и защиту своего исследования.
Методика исследований как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся
В своей работе я пользуюсь следующими методами активизации исследовательской и поисковой деятельности школьников:
1.Экскурсии (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать)
Экскурсии могут быть на природу, предприятия, в другие населенные пункты, посещение музея, выставки и др.
2. Коллективные игры, как средство развития исследовательского поведения.
(Коллективная игры «Как работает завод», «Жилой дом», «Историческое моделирование»)
3. Методика «Продолжи исследование»
Из научно-популярных журналов и газет я беру отрывки статей, редактирую их, для того чтобы они лучше воспринимались детьми, и предлагаю ученикам продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Отрывок выступает в данном случае как площадка для старта детски исследований.
4. Мини – курсы
В качестве авторов мини-курсов выступают родители, бабушки, дедушки, ветераны Великой Отечественной войны, школьная медсестра, реже учителя и психологи. Дети, заинтересовавшись той или иной темой начинают выполнять собственное исследование.
Тематика мини-курсов разнообразна:
- «История возникновения цифр и чисел».
- «Что такое бешенство? Как происходит заражение человека и животных?». Исследование «Всегда ли животные друзья?».- «Война в сердце каждого». Урок Мира. Ветераны ВОв.
Исследовательской деятельностью успешно занимаемся с детьми на уроках. Практически на любом уроке можно провести какое -либо мини -исследование. Эти работы так и называются“Мои маленькие исследования” и идут по темам предмета. Например на уроке русского языка ребята очень увлеченно исследуют части речи, члены предложения, различные орфограммы и способы их проверки. На уроках технологии исследуются свойства различных материалов. На уроках математики с помощью экспресс – исследования ребята знакомятся с различными свойствами арифметических действий , открывают взаимосвязи между действиями и др. Огромный простор для исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Уроки окружающего мира прекрасно подходят для всех видов исследования: теоретического – «Моя родословная», «Породы собак» и др.; эмпирического – проведение опытов и экспериментов на разные темы; фантастического – при изучении темы «Какие бывают дома» дети выполняли исследование «Дом будущего». При изучении «Виды животных» детям понравилось исследование на тему «Фантастическое супер - животное». Занятия, проводимые во время уроков позволяют детям приобрести некоторый исследовательский опыт. Временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Поэтому начиная со второй половины 2 класса с более увлеченными и заинтересованными учениками начинаю работу над относительно долговременными учебными исследованиями более сложного уровня. Они могут быть как индивидуальными, так и выполненными детьми совместно, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Они сложнее предыдущих и фактически могут рассматриваться как следующая ступень исследовательского обучения. .
Основными этапами исследовательской работы являются:
- Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
- Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
- Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
- Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
- Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
- Определить последовательность проведения исследования.
- Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10.Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками взрослыми, ответить на вопросы).
Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то несколько. Остановимся на этапах исследования более подробно
- Начало любого исследования – это определение направления исследования, а затем и темы работы. При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро
После того как сформулирована тема исследования, необходимо определить цели и задачи работы.
- Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо
Пронумеровать , самую важную, поставить на первое место.
3. Следующий этап работы – выбор методов исследования. (изучение литературы, наблюдение, эксперимент, опыт, анкетирование и др.)
4. Выстроить алгоритм действия.
Подумать самостоятельно;
Посмотреть книги о том, что исследуешь;
Спросить у других людей;
Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
Понаблюдать;
Провести эксперимент.
5.Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.
6.Систематизация информации (анализ и обобщение полученных данных)
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?
7.Подготовка к защите исследовательской работы
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Подготовить текст сообщения.
Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
Приготовиться к ответам на вопросы.
Возможные результаты исследовательской деятельности- представление газеты, альбома, гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, паспарту, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.
8.Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Без данного этапа исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Какими могут быть темы исследования.
• ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку
несуществующих, фантастических объектов и явлений.
• ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и растения, и животные , и вещи.
Например, ученица 3 класса Белоусова Яна провела исследование «Влияние музыки на эмоции человека», в ходе которого проводила эксперимент с одноклассниками. Включая разные виды музыки , Яна попросила ребят отметить , какие чувства , эмоции они испытывают во время прослушивания той или иной музыки, и нарисовать что они при этом представляют. Проанализировав собранный материал, Яна сделала вывод, как разные виды музыки влияют на эмоции школьников, и дала рекомендации о том, какую музыку предпочтительнее слушать детям начальной школы.
• ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего школьного возраста.
В нашем классе было проведено довольно много теоретических исследований. Например «Православный пост» - Христина Дмитрива , «Образ Бабы – Яги в русских народных сказках» - Лапина Анна, «В честь кого названы улицы нашего города» - группа учащихся 3 класса и др.Все они получились интересными и были удостоены призовых мест на школьных и муниципальных научно – практических конференциях.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту знаю, что дети в основном читают только учебники. Многие не хотят читать дополнительную литературу по предметам, периодическую печать. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность своих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Есть и такие , которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость , старается помочь учителю, и постепенно вовлекается в работу.
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учащихся. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что ребята хотят хорошо учится, мечтают стать известными, знаменитыми, как-то прославиться. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования, и простимулирует ( пока на словах) положительный результат.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.
Преемственность
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Дети стараются разобраться в самом процессе исследования, привлекают музейные материалы, труды научных авторитетов . Юные исследователи создают собственные проекты, эскизы, схемы, рисунки, иллюстрации, макеты. Это — первые серьезные попытки детей в исследовательской и творческой деятельности. Не все эти работы являются еще целостными и законченными — они любопытны своей непосредственностью, свежим восприятием и оригинальным решением поставленных задач. Важно то, что навыки исследовательской деятельности , которые дети получили в начальных классах помогают им как в дальнейшем обучении, так и в жизни. Среди учеников , выполнивших исследовательские работы в начальной школе есть такие, которые продолжили работу над своим исследованием уже более углубленно в среднем звене. Например Дмитрива Христина в 4 классе исследовала православные традиции и обряды . Ее работа называлась «Православный пост» Перейдя в среднее звено она продолжила исследования православных традиций. В 5 и 7 классе Христина провела исследования на тему «Причастие». Я считаю , что научную деятельность учеников младших классов можно назвать первым шагом самореализации ребёнка.
Результативность и эффективность исследовательской работы.
Если мы изучим внимательнее планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО второго поколения), то обратим внимание , что именно исследовательская деятельность становится основой обучения .
К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:
-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;
-осуществлять действия по реализации плана;
-соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
К числу познавательных :
-извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать необходимость нового знания;
-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.
-Коммуникативных:
-доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции и взгляды;
-договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща
Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги наблюдений последних лет.
1.Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы :
отметили :
- заинтересованность такой организацией обучения – 100%
- работа над исследованием помогает лучше учиться – 50%
- учит дружить и помогать друг другу – 70%
- позволяет показать, что ты умеешь делать – 50%
- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 50%
- проверить свои силы – 30%
-подружиться с ребятами из других классов – 30%.
Результатом использования исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности стало проявление у моих учеников интереса, потребности в новых впечатлениях и знаниях, творческая атмосфера поиска в коллективе, решение познавательных, конкретных практических задач, самостоятельность учащихся при осуществлении исследования.
Исследовательская деятельность способствует формированию умений осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые).
Исследовательская деятельность служит средством формирования познавательных универсальных учебных действий, однако важно правильно её организовать, создать условия.
В начальной школе закладывается основа исследовательской деятельности, которая в средних и старших классах даёт свои результаты. Работы моих учеников получают высокую оценку на учебно – практических конференциях.
1.А.Чесноков, М .Слотин 2008 год - 2 место в школе , исследовательская работа «Математика в нашей жизни»
2.Лазарев Андрей 2011 год - 2 место на городской учебно – исследовательской конференции с работой «Безопасный портфель»
3.Лапина Анна 2011 год – 2 место на городской учебно – исследовательской конференции с работой «Образ Бабы – Яги в русских народных сказках»
4.Дмитрива Христина - 2 место на городской учебно – исследовательской конференции с работой «Православный пост», 1 место на региональной учебно – исследовательской конференции с работой «Православный пост»
5.Белоусова Яна - 1 место на городской учебно – исследовательской конференции с работой «Влияние музыки на эмоции человека»
В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Заключение
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Но учитель окончательно достигает своей цели, лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Ученые, методисты и учителя-практики отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. Вместе с тем, современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идей индивидуального подхода в условиях массового образования . Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?
Эти вопросы являются первоочередными для современной образовательной практики. Поэтому востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. В исследовательской деятельности принимают участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Каждый ребенок исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент. А исследовать он будет только то, что ему действительно интересно.
Поэтому в своей работе учителю необходимо создать такие условия в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Исследовательская деятельность оказалась интересной и полезной для моих учеников, поэтому я собираюсь и в дальнейшем обучать своих учеников исследованиям и рекомендую это другим учителям.
В связи с этим я обобщаю и распространяю свой опыт работы над исследованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь - залог успешного обучения в школе.
Это выступление логопеда на первом родительском собрании первоклашек. В нём даётся объяснение понятию "Что такое хорошая речь?", какие требования предъявляются к речи первоклассника и как это связано ...
Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"
В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....
Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе"
Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе" проведено после первой учебной недели. Цель собрания: выявить представления ро...
Здоровье - залог успешного обучения
Здоровье - залог успешного обучения...
Статья "ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.Таким образом, перед учителями стоит задача сохранения и ук...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
В настоящее время, в связи с принятием новых образовательных стандартов, большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности школьников. Новые программы всех школьных предметов ...
Психологическая готовность к обучению - залог успешного обучения в школе.
Отчет по методической теме....