Использование дидактических сказок в процессе обучения
методическая разработка (1 класс)
Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?
Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей.
В статье «Использование дидактических сказок в процессе обучения. Сказка «Приключение гласных букв» я расскажу об опыте использования сказки в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_skazok.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Свитенко Татьяна Борисовна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Краснодар
Средняя общеобразовательная школа № 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. СКАЗКА «ПРИКЛЮЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ БУКВ»
Одним из важнейших факторов успеха в обучении является интерес ученика к учебному предмету. Для возбуждения и развития интереса, для приобщения к созидательной деятельности в процессе обучения используют дидактические сказки.
Дидактические сказки выполняют различные функции в учебном процессе:
- организационную - привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу, улучшение микроклимата на уроке;
- содержательную - углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем;
- контролирующую - корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его усвоения;
- мотивационную - повышение уровня мотивации в изучении учебного предмета.
Дидактическая сказка «Приключение гласных букв» эффективна в 1 классе при знакомстве детей с йотированными гласными. На вводном уроке, перед изучением букв Я, Ё, Ю, Е, можно познакомить детей с содержанием сказки. На последующих уроках, при работе с отдельными гласными, происходит закрепление особенностей позиционного звучания йотированных гласных. Опора на образы, созданные в сказке, дает хороший результат усвоения этой сложной темы.
Сказка «Приключение гласных букв»
В городе Букваринске жили буквята. Их было 33. У буквят вместо ротиков были их буквы. Среди буквят озорным нравом выделялись гласные. Они любили петь свою песенку:
«Мы гласные буквята
Тра-ля-ля-ля-ля-ля!
Мы красные ребята.
Тра-ля-ля-ля-ля-ля!
Мы парами гуляем
Танцуем и поем,
Согласных примеряем
И слоги создаем!»
Гласные любили гулять парами, потому что среди них были двойняшки: А-А, О-О, У-У, Э-Э. Они как две капли воды были похожи друг на друга. Чтобы их различать четырем из них сделали на одежду кармашки.
Пошли как-то двойняшки в лес, заблудились и попали в глухую чащу. А там жили странные любопытные и очень общительные существа – йотики. У йотиков был один глаз с длинными ресничками, ротик и хвостик. Прицепились они своими хвостиками к буквятам на кармашки, никак не оторвать. А буквята и не пытались от них избавиться, уж очень забавными и безобидными были эти йотики. Но только с тех пор «песенка» у буквят с йотиками изменилась. Хочет буквенок А спеть свою «песенку»- «А-а-а!», а у него получается «Йа-йа-йа!», у бувенка О «песенка» теперь звучит «Йо-йо-йо!», буквенок У теперь стал напевать «Йу-йу-йу!», а у буквенка Э получается «Йэ-йэ-йэ!». Это озорники йотики свою «песенку» выкрикивают раньше буквят. Пришлось этим буквятам на кармашка вместо А, О, У, Э новые буквы ставить: Я, Ё, Ю, Е. Так и ходит гласные буквята парами и йотики с ними.
Только буквята Ы и И без йотиков остались.
Но только теперь, когда буквята собираются вместе, чтобы попеть в хоре слова, буквята А, О, У, И, Э, Ы становятся от Я, Ё, Ю, Е на расстоянии, они дают и йотикам попеть.
Например: стали буквята в ряд, чтобы спеть слово «маяк» и звучит у них [майак], выстроились для пения слова «поют», а слышится [пойут].
И в начале слова буквы Я, Ё, Ю, Е звучат как два звука: ёлка - [йолка], юла - [йула].
А когда перед Я, Ё, Ю, Е оказываются согласные (они в лес не ходили и о йотиках не знают), то согласные становятся слишком близко к гласным. Шалуны йотики (они очень любят общаться) захватывают своим ротиком согласную и давай её щекотать своими длинными ресничками. И тогда твердые голоса важных и строгих согласных от смеха становятся мягкими, а голос йотика не слышен (рот то занят, чтобы удержать согласную).
Например: лес - [л'эс]; мёд - [м'од].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказок в процессе обучения глухих школьников.
В нашей школе (в школе-интернате № 65) обучаются глухие дети, большинство из которых имеют сложную структуру дефекта – множество различных сочетанных заболеваний. Мы считаем, что чтение явл...
Урок математики с использованием дидактических сказок по теме : «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.» (УМК "Школа России")
АннотацияЦели работы: 1)Научить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, заданием.2) Сформировать интерес к математике как науке,3) Сф...
Урок математики с использованием дидактических сказок по теме : «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.» (УМК "Школа России")
АннотацияЦели работы: 1)Научить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, заданием.2) Сформировать интерес к математике как науке,3) Сф...
Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...
Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.
Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....
Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"
В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....
Использование дидактических игр в процессе изучения ПДД.
Наиболее эффективным методом при изучении и закреплении Правилам дорожного движения с младшими школьниками является дидактическая игра. Игры с готовыми прав...