Дидактические игры для младших школьников
методическая разработка (1 класс) по теме
Материал для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_mladshikh_shkolnikov.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54
Г.ТОМСК
Дидактические игры для младших школьников
(из опыта работы Яркеевой Галины алексеевны)
Именно в начальной школе закладываются основы учебной деятельности учащихся. Принуждение ребёнка к учебе может повлечь за собой то, что он невзлюбит класс, книгу, самого педагога. Для предупреждения этой проблемы в работе учителя можно использовать игровые формы активизации детей. Малыши легко запоминают то, что для них интересно, и с трудом, то, что навевает на них скуку. В связи с этим главная задача учителя – пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию.
Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей! Не зевай! Отвечай сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.
Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:
- Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.
- Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
- В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
- Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
- Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.
- Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра «Определи курс движения самолета».
- Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра «Контролеры».
- Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра «Числа - перебежчики».
- Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре «Угадай - ка» дети сами формулируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
Предлагаю примеры дидактических игр, которые я использую в организации учебной деятельности младших школьников на протяжении многих лет работы на всех предметах.
Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:
Мы – не девочки, не – мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.
Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.
Хорошая игра для развития речи и памяти «Добавь следующее». Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т.д. например:
- Слон.
- Слон, тигр.
- Слон, тигр, лев и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 2 -4 слова, через некоторое время уже 8 – 10 слов.
Игра «Самый зоркий»
Нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!
Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым стимулирующим оттенком (кто окажется зорким и увидит больше орфограмм?)
Игру «Откроем замочек ключиком»
я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором расположены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрическим фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках - ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков
С интересом принимается игра «Чудесный мешочек». Обычно мешочек приносит кто – либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на доску, составляют из них слова. Можно дать дополнительное задание – произвести слого – буквенный анализ или придумать предложение с этим словом. В мешочек можно поместить цифры, геометрические или шахматные фигуры и придумать задания.
игра «На лугу»
Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т.д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.
Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.
На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.
Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.
- Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.
- Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.
- Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.
- Дело не в красоте, а в сладком нектаре.
Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром…
Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.
Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.
игра «Опиши цветок»
Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.
Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.
Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.
Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.
игра «Вы пришли в лес»
Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:
- На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.
- На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.
- Началась гроза, а вы заблудились.
Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя попавшего в ту или иную ситуацию.
Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации за более короткое время.
Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.
игра «Если в лесу беда»
Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут. Например:
- Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?
- Если деревья к весне не распустятся?
- Если осенью листья не опадут?
- Если засохнут все лесные ручьи?
- Если в лесу не будет насекомых?
- Если летом всё время будут идти дожди?
- Если в лесу не будет лесника?
- Если в лесу не будет ягод и грибов?
- Если зимой не будет снега?
Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.
Это задание должно выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.
игра «Этажи леса»
Попросите детей представить, что лес – это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.
Это задание дети могут выполнять группами.
После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:
- Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?
- Если зальёт верхний этаж дома?
- Если сломается одна из стен дома?
- Если дома будет очень холодно?
- Если в доме не будет воды?
- Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?
- Если в дом зайдут нежданные гости?
Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.
игра «Как мы спасаем лес»
Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.
Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.
На уроках я также использую интерактивные дидактические игры – тренажеры по русскому языку, математике. Дети с удовольствием играют и учатся, отрабатывают знания таблицы умножения, орфограммы по русскому языку(см.приложение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры для младших школьников
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в об...
Дидактический материал для младших школьников "Фонетический разбор".
Цель данного пособия – подготовить учащихся в начальной школе к изучению фонетики в средних классах; способствовать овладению навыком различать звук и букву, соотносить слово звучащее и слово написанн...
Дидактические игры для младшего школьного возраста
Представленные дидактические игры и задания предназначены для работы с детьми 7 - 8 лет....
Дидактическая шпаргалка для младших школьников с ТНР
У детей с ТНР нарушены все компоненты речевой системы. Дети данной категории нуждаются во вспомогательных средствах, которыми являются в том числе и наглядные материалы. Вашему вниманию представлена д...
Дидактическая игра в жизни школьника
Дидактическая игра в жизни школьника...
Дидактические игры для младших школьников
Разработка дидактических игр для младших школьников...
Дидактические игры для младших школьников как средство формирования связной речи
laquo;Дидактические игры для младшихшкольников как средствоформирования связной речи»...