Деятельность учителя по формированию регулятивных УУД при внедрении ФГОС НОО
учебно-методический материал по теме
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_uchitelya_po_formirovaniyu_uud.rar | 568.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя по формированию регулятивных УУД
при внедрении ФГОС НОО.
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И, как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные результаты Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор | Регулятивные универсальные учебные действия Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность | Познаватель-ные УУД Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире | Коммуникатив-ные УУД Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми |
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Чтобы ребёнок смог ответить на эти вопросы, учителю нужно по-новому проектировать урок. Поэтому, начиная работать в 1 классе по новым стандартам, я пересмотрела старые подходы к обучению и стала строить урок иначе, продолжаю это делать и во 2 классе.
Остановлюсь на регулятивных УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
Регулятивные | |
Регулятивные Целеполагание |
|
Регулятивные Планирование |
|
Регулятивные прогнозирование |
|
Регулятивные Контроль и самоконтроль |
|
Красной линией в учебной деятельности ставится цель: принимать и сохранять учебную задачу. Эта цель реализуется через чтение заданий, осмысление и понимание, что нужно сделать в данном задании.
На каждом уроке в 1 классе дети ставят цель с помощью учителя.
Например, урок математики, тема «Задача и её составные части».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
(принимать и сохранять учебную задачу) |
В снег упал Серёжка, Зина и Алешка, А за ними Лена, Катенька и Гена. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? Беседа. - Что мы решили? - Что такое задача? Как вы думаете? (текст, стихотворение, рассказ) - Что обязательно должно быть в задаче? - Значит, из чего состоит задача? (из частей) - Поставьте цель урока. (научится выделять части задачи) - А ещё вы должны уметь записывать решение и ответ задачи. | Дети читают задачу (слайд) Отвечают на вопрос задачи. Задачу. Текст, стихотворение, рассказ. Вопрос. Задача состоит из частей. Уметь выделять части задачи. |
На данном этапе урока мы видим, как дети ставят цели урока, в сотрудничестве с учителем.
В конце урока на этапе рефлексии обязательно возвращаемся к цели, поставленной в начале урока, и выясняем, справились или нет с поставленной задачей.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
VI.Рефлексия | - Какие цели ставили? - Чему ещё научились? -Из каких частей состоит задача? - Как вы считаете, справились ли мы с поставленной задачей? - Почему так считаете? | Уметь выделять части задачи. Записывать решение и ответ задачи Условие, вопрос, решение, ответ. - Справились. Умеем выделять части задачи, записывать её решение и ответ. |
Во 2 классе широкое применение получили проблемные ситуации.
Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как «следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи». Дети высказывают разные предложения, как можно решить поставленную задачу.
Урок русского языка. Тема «Имя прилагательное» (первый урок в теме).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Решение учебной задачи. (учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителе) (выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме) | На доске записаны слова: бежать солнце сущ. красивый пишет плакать глаг. голубая коньки тигр острое Задание: соедини стрелками слова и соответствующие им части речи. - Ребята, что заметили? - Какие это слова? - Как вы думаете, что это значит? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Посмотрите на таблицу. (Таблица «Части речи») - К какой части речи можно отнести эти слова? -Почему вы так решили? -Признаки каких предметов могут обозначать слова красивый, голубая, острое? | Дети выполняют задание. -Некоторые слова не подходят к данным частям речи. -Красивый, голубая, острое. -Что есть ещё другая часть речи. -Какой? Какая? Какое? -К имени прилагательному. -Потому что мы видим, что имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета. Дети дают всевозможные ответы. |
Целеполагание. | Итак, тема нашего урока – имя прилагательное. Поставьте цели урока. | -. Знать, что такое имя прилагательное. -Уметь определять имена прилагательные. -Уметь различать имена прилагательные среди других частей речи. |
Рефлексия. | -Какие цели ставили в начале урока? - Как вы считаете, достигли ли вы цели? | -. Знать, что такое имя прилагательное. -Уметь определять имена прилагательные. -Уметь различать имена прилагательные среди других частей речи. Различные ответы детей. |
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.
Постановка цели обучающимися во 2 классе приобретает более расширенный вид. Теперь дети ставят цели не только в начале и в конце урока, но и на каждом его этапе.
Урок русского языка. Тема. Безударные гласные в корне слова (предпоследний урок в теме).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Чистописание. (осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу) | -Пропишите элементы чистописания. -На что похожи эти элементы? - С какой целью мы выполняли это задание? | -На сосульки, свесившиеся с крыши. -Уметь красиво писать букву «Л». |
Целеполагание. | -Над какой темой мы работали на протяжении нескольких уроков? - Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова? -Над какими умениями мы работали? -А раз у нас сегодня заключительный урок урок перед контрольной работой, значит, что мы будем делать сегодня? | -Безударные гласные в корне слова? -Безударные гласные в корне слова нужно проверять. - В некоторых словах можно проверит, в некоторых нет. - Уметь выделять безударную гласную в корне слова. - Уметь писать без ошибок слова с безударными гласными в корне слова. - Обобщать и закреплять полученные знания. |
При выполнении каждого задания ставлю вопрос: «С какой целью будем выполнять это задание?» Или после выполнения задания спрашиваю: «С какой целью выполняли данное задание?»
Оценку — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Оценку результатов работы и саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий осуществляю через «Листы самооценки» (Приложение 1) и «Листы достижения планируемого результата» (Приложение 2).
К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, иницирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.
Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.
Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.
Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.
Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.
Формирование УУД напрямую зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.
скачать презентацию(слайд 1) Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.Современные дети сильно измени...
Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО.
деятельность учителя...
Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.Современные дети сильно изменились по сравнению с тем врем...
Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Большие надежды на кардинальные изменения в ...
Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО
Описана роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам,функции универсальных учебных действий...
Статья _Деятельность учителя по формированию учебной деятельности при внедрении ФГОС НОО
В данной статье рассмотрен вопрос формирования УУД у учащихся на примере урока постановки учебных задач по математике в 1 классе по теме "Объем. Измерение объемов" (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыд...