Эссе
материал по теме

Данчева Татьяна Константиновна

Рассуждения о роли учителя и о введении стандартов 2 поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Эссе

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

                                                                                                                                         Олдингтон Р.

             Я учитель начальных классов и от моих действий во многом зависит будущее детей, которые пришли ко мне впервые три года назад.  Если «понедельник начинается в субботу»,   то  наше будущее заложено  в сегодняшнем дне.

   Третьеклассники  2014 года будут активно трудиться в сороковые – пятидесятые годы XXI века. «Жаль только -  жить в эту пору прекрасную…» Некрасов написал эти строчки в стихотворении «Железная дорога» с некой долей иронии.  Лично мне хотелось бы этот результат увидеть. Это я и о введении ФГОС и о многом другом.  От моих учеников   будет зависеть,  как  назовут XXI век – каменным, золотым, серебряным, атомным, компьютерным или как- то иначе...

Всматриваясь в лица моих учеников, особенно интересно наблюдать за малышами: как они живо на всё отвечают, реагируют, тянут руки, подпрыгивают за партами, хотят отвечать всегда и на все вопросы, расстраиваются, если их не успели спросить. А некоторые, когда их спрашивают, молчат, забывают зачем руку поднимали, может быть, хотели быть как все… Не хотелось бы,   как все…  

  Стулья, столы расставляются  по-разному, меняется пространство - дети так знакомятся, учатся работать в группах, в парах… Многим из них придётся прожить вместе целую школьную жизнь. Ведь по школьным коридорам убегает самое счастливое время...

А я хочу воспитывать  в них умение быть счастливыми.  Какими они будут?! Какие профессии они выберут?   Известно, что десять самых востребованных профессий в 2010 году не существовало ещё  в 2004. Следующие прогнозы ещё интереснее.  По версии Fast Future,  определены  20 наиболее востребованных профессий на 2030 год, вот несколько из них в качестве примера:

- специалисты в области производства искусственных частей человеческого тела,

- специалисты в области наномедицины и нановрачи,

- фермеры и производители, специализирующиеся в области производства генетически        модифицированных сельскохозяйственных культур и животных,

- специалисты по управлению старением,

 менеджеры и консультанты для пожилых людей,

- специалисты по расширению человеческой памяти и переносу накопившейся в ней информации   на другие носители для хранения, специалисты по этике новой науки, решающие этические вопросы в спорных областях исследований (клонирование) и помогающие обществу принимать решения по ним и т.д.

 

Как достойно принять вызовы времени?!!

 Современное общество названо японским социологом  И. Араи  «самообучающимся обществом». Этот термин определяет особенность начала 21 века, как общества информационного, в котором каждые два года происходит обновление информации. Чтобы не отстать, необходимо учиться на протяжении всего периода активной жизни: это и  курсы повышения квалификации, участие в научных конференциях, семинарах,  и т.д. Следовательно, образовательным учреждениям надо не давать определённую сумму знаний, а научить школьников и педагогов  стремиться самосовершенствованию , находить информацию самостоятельно, т.е. научить учиться.

  Значит, современное общество  «обречено» на пожизненное обучение и воспитание. Общество, в котором приоритетным становится образование граждан любого возраста, будет вынуждено направлять свои усилия на создание системы элитного образования. В Послании  Федеральному Собранию В.В.Путин сказал, что России нужна конкурентоспособная образовательная система» (газета «Известия», 11.05.2006).  Возникает вопрос: соответствует ли система образования тем задачам, которые перед ней поставлены или что-то в ней нужно менять?! Безусловно, надо менять. Введение ФГОС, стандартов второго поколения – это частичный ответ на поставленный вопрос. Если информация обновляется с такой быстротой, то и  роль учителя должна измениться.

Получить информацию ребёнок сможет и вне школы. Учитель не единственный источник знаний, он кто — гуру, хранитель духовного опыта или поводырь в мире информации?!   Какая функция отводится школе?

   Прежде всего, это связать полученные знания с жизненным опытом ребёнка основе духовных ценностей. Главное в образовании не простая передача знаний и социального опыта, а развитие личности ребёнка, его способностей  самостоятельно строить траекторию своего развития, контролировать и оценивать свои достижения.  Если передача знаний и только знаний в школе обречена на провал, нет смысла забивать детские головы  информацией, которая так быстро устаревает.  Возникает другой вопрос- что ещё может дать школа, какие ценности, которые не меняются с такой быстротой,   вечные.     Федеральные государственные образовательные стандарты впервые   ориентированы на становление личностных характеристик выпускника и представляют  «портрет выпускника»  на каждой ступени обучения. Заканчивается период, когда возникали споры вокруг главного вопроса, кто воспитывает.   ФГОС  ясно определил роль семьи и школы в воспитании ребёнка, также указал те качества, которыми должен обладать человек.  Разработчики стандарта утверждают, что стандарт представляет социальный заказ семьи, своеобразный трёхсторонний договор между государством, обществом и семьёй. Это прекрасно, когда объединяются усилия многих.

Самое сложное для меня, как учителя с большим стажем работы  при введении ФГОС, – это готовность к работе по новым стандартам . Безусловно, что те 72 часа  курсовой подготовки, которые мы прошли, не могут помочь учителю понять и освоить принципы стандартов второго поколения. Предстоит ещё огромная работа по переосмыслению и  самообразованию. Сущность современной подготовки состоит прежде всего в развитии творческих способностей самого учителя, формировании потребности к постоянному профессиональному самосовершенствованию.  

- Каковы же основные цели введения образовательных стандартов?

Обучение и воспитание обучающихся, отвечающих запросам гражданского общества.

- Какова основная функция образовательного стандарта второго поколения?

Обеспечение права на полноценное образование - обеспечение посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

Обеспечение единства образовательного пространства страны.

Обеспечение преемственности основных образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

- Каковы основные отличия стандартов первого и второго поколения?

В целях обучения:

1 поколение-усвоение знаний, умений, навыков.

2 поколение-формирование универсальных учебных действий.

В содержании образования:

1- ориентация на учебно-предметное содержание.

2-включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач.

В организации учебного процесса:

1-учебная деятельность определялась учителем стихийно.

2-создание индивидуальных образовательных программ.

В формах обучения:

1-основная – фронтальная.

2-признание решающей роли учебного сотрудничества.

- Что такое "основная образовательная программа" и какова ее структура?

Образовательная программа – это программа деятельности ОУ по достижению

планируемых образовательных стандартов. Включает в себя:

- учебные программы по отдельным учебным предметам;

- программы формирования УУД;

- программы воспитания и социализации школьников;

- система оценивания учебных достижений.

- Какие еще требования к образовательным результатам, наряду с предметными требованиями сформулированы в образовательных стандартах второго поколения? В чем взаимосвязь стандартов второго поколения и компетентностного подхода?

Требования к результатам общего образования структурируются по ключевым

задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и

государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные

и личностные результаты. 

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении

обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках

отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения

проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

 

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на

базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,

применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем

в реальных жизненных ситуациях.

 

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Взаимосвязь – результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Основная особенность подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика заключается в том, что учитель на своём учебном занятии реально включается в процесс взаимодействия с учениками. Нетрадиционная система подготовки позволяет  проявлять следующее : самостоятельность, концептуальность, научность и творчество, т.е. осуществлять деятельностный подход  для создания условий развития личности каждого ученика с учетом его внутренних ресурсов и возможностей их эффективной реализации.

И мы готовы принять вызовы сегодняшнего дня, мы понимаем, что  «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства… »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе

Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...

Мое педагогическое эссе.

Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....

Эссе

Моё педагогическое кредо...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Эссе "Счастливый дар-учить детей"

Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...