Использование интерактивной доски в начальной школе
методическая разработка по теме
Статья разработана для выступления на педагогическом совете, для активизации учителей в работе с интерактивной доской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_interaktivnoy_doski_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №41 г.Н.Новгород
Воронкова М.В.
Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.
Как мотивировать учащихся? Этот вопрос волнует многих учителей. За прошедшее десятилетие школьники заметно изменились. Дети с раннего возраста привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации. Замечательно, что среди современного технического оснащения в школах стали появляться интерактивные доски (ИД).Использование ИД на уроках позволяет вести обучение на качественно новом уровне и существенно повышает интерес к предметам, повышает качество знаний, помогает во внеурочной деятельности. Компьютерные технологии позволяют ученикам с интересом усваивать большой объем информации, урок становится более наглядным, разнообразным и увлекательным. Об этом мы и поговорим подробно.
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". (Слайд 2)
Данная цитата нам дает понять, что обучающимся современной школы требуется дать сделать самому и тогда они поймут важность того, чем занимается.
Использование ИКТ на уроках помогает обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
- Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
- Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования.
Доска реализует один из важнейших принципов обучения– наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст и т.п.
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Положительные аргументы использования ИД вы видите на экране!(слайд3)
Отрицательных моментов, конечно мало,один из волнующих, каждого учителя(слайд 4) :
При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. Из этого тоже есть выход , использовать электронные ресурсы учебного назначения:
- Ресурсы Интернет
- Электронные энциклопедии, учебные пособия
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз, а также учитываю время работы с ИД! Если используется презентация в ходе всего урока, тоже есть выход, использование фоновых заставок , (слайд 5) цветотерапии, каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции. Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение. Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности. Поэтому использование цветовых акцентов во время урока позволяет учителю корректировать интенсивность активности школьников, вызывать у них необходимую для понимания материала эмоциональную составляющую. Это может быть и цветовая гамма слайдов, на которых выполнена презентация, или цветовая гамма подобранных иллюстраций, или цветовое оформление схем, диаграмм и записей.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности.(слайд 6 )Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры (слайд 7 ), повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.
Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация, как этого требует ФГОС.
Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.
В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.
Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИД даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.
Для меня наличие электронной интерактивной доски явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения.
Школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью ластика сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотр.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров(это продемонстрирую чуть позже), которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают детей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся, радость и бурю эмоций, которые им тяжело сдержать.
ИД стала помощником в борьбе за усидчивость на уроке, повысился интерес к предметам , дети стали более организованы , научились работать в группах, уважать мнение других. Работа с ИД - это продолжение игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование сенсорного экрана развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. А это очень важно в работе детьми. Важно отметить, что повышение эффективности обучения в не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Я очень долго и тщательно подбираю материал для уроков, пользуюсь ресурсами программного обеспечения, разработками из интернета.
Активное вовлечение учащихся
Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителя, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.
Эффективность проверяется сразу. Как только я даю материал, то сразу его контролирую, закрепляю и сразу провожу контроль усвоения знаний. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать к интерактивной доске. Этот стимул важен и для ученика, и для учителя. Например, при изучении темы безударные гласные использую интерактивный тренажер .Учащиеся выходят к доске и выполняют задания.
Поверьте, в этот момент безразличных лиц вы не увидите.
Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика традиционным уроком. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь внимание ученика и работать на этом внимании.
Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.
Улучшение темпа и течения занятия
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Учитель и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. Например, составляя с учащимися опорный конспект можно использовать инструмент шторки. Заранее составленная таблица закрыта, а после объяснения и обсуждения нового материала постепенно открывается.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, зададут уроку бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
Доска не может заменить учителя. И если речь идет о литературе или живописи, то трудно себе представить полностью интерактивный урок без учителя. Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства. В то же время ученики во время работы с интерактивной доской могут сами создавать презентации. Когда ученик читает материал, а на доске в это время появляется текст, то у ребенка сразу развивается несколько видов памяти. При работе с интерактивной доской можно использовать различные информационные объекты: фото, видео, модель, интерактив, рисунок, анимация, текст, звук. Например мы на литературном чтение используем фрагменты сказок,с предварительным просмотром.
На подготовку интерактивного урока уходит много времени. Но ведь это лишь начало. На сегодняшний день существуют разработки специальных программ, которые облегчают жизнь преподавателям, предлагая большие коллекции картинок, а также подвижных рисунков по всевозможным темам и предметам, которые придают занятиям больше интерактивности и наглядности. Если у вас будет создана база интерактивных уроков и их «строительных элементов», то подготовить такой урок можно будет легко, что также снизит количество приложенных учителем усилий.
Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.
Интерактивная доска - это большая панель, на которой отображается та же информация, что и на дисплее вашего компьютера.
Вероятно, что уроки с использованием интерактивной доски могут донести до учеников гораздо более широкие диапазоны информации. Многие из ресурсов, доступные для демонстрации на интерактивной доске (цвет, движение, звук, анимация), просто невозможно использовать на традиционном уроке.
Интерактивная доска - это непринужденность использования различных ресурсов на уроке, ресурсов, которые являются просто "захватывающими" для учеников по сравнению с ресурсами, используемыми на традиционном уроке. Однако, я затрачиваю больше времени, чтобы найти действительно лучшие ресурсы для урока, соответствующие целям и задачам урока.
Каковы преимущества интерактивной доски?
В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? почему интерактивные доски становятся все более популярными? * Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом. |
Председатель совета директоров корпорации «Intel» Крейт Баррет сказал:
«Все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя».
Именно педагоги делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только очень удобный инструмент. И важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.
Преимущества работы с интерактивными досками
Основные преимущества
- Совместима с программами для всех лет обучения;
- Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
- Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
- Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
Преимущества для учащихся
- Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
- Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
- Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
- Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Заключение
Школа – это вообще особый мир. Дети приходят сюда с самыми лучшими намерениями и желаниями. Они хотят радоваться, научиться всему, чего не умеют; им очень любопытно узнавать каждый раз что-либо новое о мире, их окружающем… И, самое главное, на мой взгляд - эти маленькие, беззащитные, доверчивые и такие любознательные «почемучки» изначально тебя любят. Просто так, потому что ты просто есть. Вот в чём счастье, честь, ответственность неимоверная и все выходящие из этого цели и задачи твоей работы – не потерять этого детского доверия и любви. Поэтому постоянно приходится учиться: осваивать новые технические и методологические пространства, используемые в образовании.А в этом мне помогает моя ИД.
Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
Показать формы контроля с помощью тренажеров!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски в начальной школе
В работе представлены возможности использования интерактивной доски на уроках в начальной школе. Презентация помогает преподнести материал ярко и красочно....
Использование интерактивной доски в начальной школе
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ своей работе я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена...
Использование интерактивной доски в начальной школе
Примеры применения интерактивной доски на уроках математики в начальной школе...
Использование интерактивной доски в начальной школе.
Практическое применение интерактивной доски на уроках в начальной школе....
Использование интерактивной доски в начальной школе с целью формирования навыка каллиграфического письма
Использование интерактивной доски в начальной школе с целью формирования навыка каллиграфического письмаОсвоение ребенком письма — это сложный, многоступенчатый процесс. Современные прописи предлагают...
Использование интерактивной доски в начальной школе
Интерактивная доска - это рабочий инструмент, которым, как и любым другим, нужно уметь пользоваться....
Использование интерактивной доски в начальной школе
С развитием компьютерных технологий у каждого учителя возникла потребность освоить не только компьютер, но и интерактивную доску....
Комментарии
Познавательно! Многое можно
Познавательно! Многое можно взять на заметку!
Спасибо, Ольга Николаевна!
Спасибо, Ольга Николаевна!