"Здоров будешь - все добудешь!"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа здоровьесбережения для 1-4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorov_budesh_-_vse_dobudesh.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Введение
Организация здоровьесберегающей среды:
- Мониторинг здоровья учащихся
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Работа с родителями
Заключение
Приложение
Введение
Погоня за знаниями, интенсификация процесса обучения, компьютеризация не проходят бесследно для здоровья детей. Снижение двигательной активности, увеличение психологических нагрузок, ухудшение экологической ситуации, резко повлияло на молодой и неокрепший организм учащихся и породило у многих детей болезни и нарушения состояния их здоровья. И здесь, на первый план, в этой непростой ситуации, выступает приоритет контроля у учащихся, знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, контроля за состоянием своего здоровья, способности оценивать свои возможности.
Как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей, если учебный план школы, загруженность учебного материала не позволяют в полной мере решить эти задачи.
В моем классе проблема здоровьесбережения будет актуальной все 4 года, т.к. ко мне поступили дети с ослабленным здоровьем, часто болеющие. (показатель медицинских карт ДОУ). Поиск решения указанных проблем привел к необходимости осмыслить собственный опыт и разработать программу здоровьесбережения.
Цель - сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.
Задачи:
- Проводить ежегодного мониторинг здоровья учащихся.
- Разработать систему мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
- Привлечь родителей к сотрудничеству по сохранению здоровья детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 6,6 до 11 лет. Сроки реализации программы — 4 года.
Ожидаемые результаты :
К концу 1 года обучения:
Должны знать и уметь: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе сна, правила поведения в школе и дома, о пользе физических упражнений и закаливания, правила безопасного поведения на воде, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.
К концу 2 года обучения:
Должны знать и уметь: причины и признаки болезней, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства, заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде.
К концу 3 года обучения:
Должны знать и уметь: воспитывать уверенность и бесстрашие; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; помочь себе при сильной боли; помочь больным и беспомощным.
К концу 4 года обучения:
Должны знать и уметь: знать что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов. Стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.
Как опытный педагог, я понимаю, что нельзя заниматься здоровьем на отдельно взятых мероприятиях. Поэтому каждый урок, внеклассное мероприятие, свободное общение с учащимися, родителями - все должно быть наполнено работой над сохранением и укреплением здоровья ребят. За 4 года ребята получат много новых знаний, сформируют учебные умения и навыки, а это потребует больших эмоциональных, физических и психологических затрат. Значит, здоровьесбережение становится приоритетным направлением в моей работе. Программа потому так и называется «Здоров будешь - все добудешь».
В программе заложены все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.
- Мониторинг здоровья учащихся
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования осуществляется мониторинг по следующим показателям:
1) состояние здоровья учащихся( группы здоровья, хронические заболевания)
2) пропуски занятий по болезни;
3) уровень тревожности, мотивированность и социометрия.
Группы здоровья обучающихся
Группы здоровья | 2010-11 год | 2011-12 год | 2012-13год | 2012--14год |
Всего | 23 | 22 | 23 | 23 |
I группа | 0 | 0 | 0 | 0 |
II группа | 22 | 21 | 22 | 22 |
III группа | 1 | 1 | 1 | 1 |
Один ребенок после операции ВПС находится в 3 группе здоровья, остальные -во второй. За годы учебы данные не ухудшились.
По результатам дошкольного медосмотра выявлены дети с хроническими заболеваниями.
Почти половина детей страдает болезнями органов дыхания, а это значит, дети будут часто болеть, пропускать уроки. Выявлены нарушение осанки и болезни желудочно-кишечного тракта. Состояние здоровья может ухудшиться. Поэтому необходимо укреплять здоровье детей.
Хронические заболевания учащихся
Заболевания | 2010-11 | 2011-12 | 2012-13 | 2013-14 |
Органы дыхания | 11 | 10 | 10 | 7 |
Болезни сердца и сосудов | 1 | 1 | 1 | 1 |
Болезни желудочно-кишечного тракта | 3 | 3 | 3 | 3 |
Нервно-психическими болезнями | 0 | 0 | 0 | 0 |
Болезни опорно-двигательного аппарата | 7 | 7 | 4 | 4 |
Болезни органов зрения, глаза и его придаточного аппарата | 1 | 1 | 1 | 1 |
Болезни эндокринной системы | 0 | 0 | 0 | 0 |
Вывод: Показатели хронических заболеваний (заболевания органов дыхания и опорно-двигательного аппарата)за четыре года улучшились.
Остальные показатели остались без изменений.
Пропуски уроков
год | Пропущено дней за год | В том числе по болезни |
2010-2011 | 285 | 270 |
2011-2012 | 326 | 227 |
2012-2013 | 266 | 184 |
2013-2014 |
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что физическое здоровье школьников стабильно, уменьшается количество часто болеющих детей, но пропусков все равно много.
В классе все дети, кроме одной, входят во вторую группу здоровья. Дети, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска») требуют пристального внимания педагогов и врачей и нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий, оптимальной двигательной активности, рациональном режиме дня, дополнительной витаминизации пищи, они нуждаются в дифференцированном подходе в процессе обучения и воспитания.К третьей группе здоровья относятся 1 чел.
Уровень тревожности определяется по «Методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса»
Уровень тревожности и мотивации учащихся класса
1 класс 2010- 2011 гг.
№ | Уровень мотивации | Уровень тревожности |
1 | высокий | низкий |
2 | хороший | низкий |
3 | высокий | средний |
4 | положительный | средний |
5 | хороший | средний |
6 | хороший | низкий |
7 | хороший | средний |
8 | положительный | низкий |
9 | положительный | низкий |
10 | положительный | средний |
11 | хороший | средний |
12 | положительный | средний |
13 | хороший | средний |
14 | низкая | высокий |
15 | положительный | средний |
16 | положительный | низкий |
17 | высокий | низкий |
18 | высокий | низкий |
19 | хороший | низкий |
20 | хороший | средний |
21 | хороший | средний |
22 | высокий | низкий |
23 | положительный | средний |
Таблица показывает, что уровень тревожности у детей в основном средний, но есть ученик с высоким уровнем тревожности. В сотрудничестве с психологом школы будут выясняться причины и вестись работа с родителями. Скорее всего ученик ещё не прошёл адаптационный период.
2 класс 2011-2012 гг.
№ | Уровень мотивации | Уровень тревожности |
1 | положительный | низкий |
2 | хороший | средний |
3 | высокий | средний |
4 | положительный | средний |
5 | хороший | средний |
6 | положительный | высокий |
7 | хороший | средний |
8 | положительный | низкий |
9 | положительный | средний |
10 | положительный | средний |
11 | хороший | средний |
12 | положительный | средний |
13 | хороший | средний |
14 | низкая | высокий |
15 | положительный | средний |
16 | положительный | средний |
17 | высокий | низкий |
18 | положительный | высокий |
19 | хороший | низкий |
20 | хороший | средний |
21 | хороший | низкий |
22 | высокий | низкий |
Таблица показала, что уровень тревожности вырос. Опрос учащихся показал, что это связано с длительным отсутствием классного руководителя из- за болезни. В классе работают разные педагоги, у каждого свои требования. Понизился и интерес к изучаемым предметам. Предстоит серьезная работа с родительским комитетом, психологом школы. Необходимо выяснить причины и учесть в работе на следующий учебный год.
3 класс 2012 – 2013 гг.
№ | Уровень мотивации | Уровень тревожности |
1 | хороший | низкий |
2 | хороший | низкий |
3 | высокий | низкий |
4 | хороший | средний |
5 | хороший | средний |
6 | высокий | низкий |
7 | хороший | средний |
8 | положительный | низкий |
9 | положительный | низкий |
10 | положительный | средний |
11 | хороший | средний |
12 | хороший | средний |
13 | высокий | низкий |
14 | положительный | высокий |
15 | положительный | средний |
16 | положительный | низкий |
17 | высокий | низкий |
18 | высокий | низкий |
19 | хороший | низкий |
20 | хороший | средний |
21 | хороший | средний |
22 | высокий | низкий |
23 | положительный | средний |
Таблица показывает, что уровень тревожности понизился, ребята чувствуют себя увереннее, спокойнее. Заметно выросло качество знаний, растет интерес к изучаемым предметам. Формирование толерантного отношения к людям, принятие их такими, как они есть помогает ребятам спокойно относится к новым педагогам, посещающим наш класс.
4 класс – ноябрь 2013 г.
№ | Уровень мотивации | Уровень тревожности |
1 | хороший | низкий |
2 | хороший | низкий |
3 | высокий | низкий |
4 | хороший | средний |
5 | хороший | средний |
6 | высокий | низкий |
7 | хороший | низкий |
8 | положительный | низкий |
9 | положительный | низкий |
10 | положительный | средний |
11 | хороший | средний |
12 | хороший | средний |
13 | высокий | низкий |
14 | положительный | средний |
15 | положительный | средний |
16 | положительный | низкий |
17 | высокий | низкий |
18 | высокий | низкий |
19 | хороший | низкий |
20 | хороший | низкий |
21 | хороший | средний |
22 | высокий | низкий |
23 | положительный | средний |
Уровень тревожности класса за 2010-2014учебные годы.
Данные таблицы показывают, что ребята повзрослели, научились контролировать свое поведение, с интересом учатся. Особенно всплеск интереса к учебе был проявлен после поездки в санаторий, где весь класс (100%) обучался и проходил лечение. Ребята очень подружились, стали самостоятельнее и по возвращению домой с двойной энергией стали учиться.
См электронное приложение
Ученик, тревожность которого была высокой на протяжении трех лет, стал чувствовать себя увереннее, т.к. изменилось отношение к нему одноклассников. У него появились друзья.
2 класс он закончил с пятью тройками из восьми оцениваемых предметов, а 1 полугодие 4 класса с двумя тройками из 11 оцениваемых предметов. Мальчик стал чувствовать себя комфортно в отношении с одноклассниками.
В классе ведется диагностика для выявления отвергнутых детей.
Уровень мотивации учащихся
Самочувствие ребенка во многом зависит от мотивированности обучения и занятий внеурочной деятельностью. Переутомление ведет к снижению интереса к занятиям, а также отрицательно сказывается на здоровье.
Ежегодно в классе проводится анкетирование по выявлению интереса к изучаемым предметам,а также проводится диагностика по методике Лускановой Н.Г.
Мотивированность учащихся по методике Лускановой Н.Г.
Год | высокий | хороший | положительный | низкий | негативный |
2010-2011 | 21,70% | 31,10% | 34,78% | 4,35% | 0% |
2011-2012 | 13,64% | 45,45% | 36,36% | 4,55% | 0% |
2012-2013 | 26% | 43,47% | 30,43% | 0% | 0% |
2013-2014 | 43,48 | 48,82% | 8,69% | 0% | 0% |
Вывод:
Мониторинг здоровья обучающихся осуществляет классным руководителем, психологом школы и медицинским работником школы.
Мониторинг помогает проследить за состоянием здоровья учащихся класса, за количеством пропущенных уроков. Различные тесты и методики помогают определить психическое и эмоциональное состояние ребят и вовремя отреагировать.
Проведение мониторинга здоровья учащихся помогает в работе с родителями. Часто тесты показывают то, чего не замечаешь в повседневной жизни или не обращаешь внимания на первые тревожные сигналы.
2. Организация учебно-воспитательного процесса
Формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни можно через уроки и внеурочную деятельность.
Построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно- физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года.
Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье необходима рациональная организация урока и внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Особое внимание уделяется двигательной активности обучающихся, что является важным условием физкультурно–оздоровительной работы. Проводятся третий урок физкультуры, учащиеся посещают спортивные секции, внутришкольные, районные спортивные соревнования. При проведении уроков физической культуры учитываются группы здоровья детей, а так же оценка их физического развития.
При построении своих уроков учитываю такие требования:
- Обстановка и гигиенические условия в классе соответствуют норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
- Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).
- Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
- На уроке присутствуeт смена поз учащихся, при разных видах деятельности(сидят, стоят, передвигаются). См .приложение
- На уроке проводятся оздоровительные моменты: физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. (1-2 раза) См.приложение
- В урок включаются вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Мотивирую на учебную деятельность. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Использую средства, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу:
- психоэмоциональный комфорт каждого ученика, установление доверительных, партнерских с ним отношений, использование индивидуальных особенностей учащихся для повышения результативности их обучения;
- применение нестандартных форм урока;
- оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук и др.);
- физкультминутки, музыкальные паузы;
- игровые моменты урока и занимательность;
- соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;
- смена умственной и физической деятельности;
- чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью;
- дыхательные упражнения.
Благодаря этим средствам любой урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, является здоровьесберегающим уроком.
Во внеурочное время проводятся уроки здоровья. В 1 классе учащиеся проходят курс «Уроки здоровья», который продолжается во 2, 3, 4, классах занятиями ОБЖ, проводимые воспитателем ГПД.
Разработана система мероприятий для внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся класса:
- Дни здоровья
- Спортивные мероприятия
- Осенний кросс
- Лыжные вылазки
- «Уроки здоровья» 1 класс
- Уроки ОБЖ 2-4 класс
- Праздники
- Беседы
- Спортивно-экологическая игра
- Мини-проекты
- Встречи с разными специалистами(врачи, работники МЧС, полиции, психолог школы, социальный педагог)
- Медосмотр
- Занятия в спортивных секциях
- Анкетирование
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся моего класса
Ежедневно | Правильная посадка при письме |
Физминутки | |
Гимнастика для глаз и пальчиков | |
Проветривание кабинета | |
Смена деятельности на уроке | |
Игра на уроке и перемене | |
Прогулки на свежем воздухе | |
Влажная уборка | |
Утренняя гимнастика | |
Еженедельно | Беседы о здоровье |
ЛФК | |
Урок хореографии | |
Три урока физкультуры | |
Ежемесячно | День здоровья |
Спортивные соревнования | |
Ежегодно | Расписание,составленное по нормам САНПИНа |
Медосмотр | |
Подбор мебели под рост учащихся, ремонт класса |
Даже система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В разных учебных предметах заложены темы по безопасности и здоровому образу жизни.
Вот только некоторые из них.
В курсе «Окружающий мир» — «Органы чувств», « Гигиена органов чувств», «Что такое экология?», «Растения, которые мы едим», «Гигиена», «Безопасный маршрут от дома к школе», «Человек прямоходящий», «Обычаи разных народов», «Жизнь современного человека», «Человек познаёт самого себя», «Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов», «Режим в жизни человека», «Правила здорового образа жизни», «Лекарственные растения», «Тело человека: опорно-двигательная система», «Эпидемии и борьба с ними», «Эпоха Возрождения».
«Литературное чтение». Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.
В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 классы) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Спортивно - оздоровительная работа продолжается в рамках летней оздоровительной кампании. В 2013 году педагогами школы разработана программа «Олимпиец», которая стала призером Всероссийского конкурса программ летнего отдыха.
Все учащиеся класса получают в течение учебного года горячее 2-х разовое питание.
Физическое состояние учащихся определяется по годам.
В течении 4 лет ведется журнал, в котором отмечаются все результаты. Ежегодно весной и осенью ребята сдают «Президентские тесты». По результатам тестов отбираются лучшие спортсмены начальной школы и выдвигаются на районные соревнования.
В классе много грамот за спортивные достижения.
На каждого ученика заводится карта тестов. Все результаты записываются по годам. Данные тесты помогают определить отрицательную динамику ,если она есть и выяснить причины. Данная карта помогает мне выбирать детей на районные соревнования, т.к. видно, по каким дисциплинам ученик показывает высокий результат.
№ тестов | Наименование двигательных тестов и рейтинг ученика | Результаты тестов по учебным годам | Положительная или отрицательная динамика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. | Бег на 30 метров | |||||
2. | Челночный бег 3х10 м. | |||||
3. | Бег на выносливость, шестиминутный бег и бег на 1000 метров. | |||||
4. | Подтягивание на перекладине. | |||||
5. | Прыжок в длину с места | |||||
6. | Оценка гибкости |
Результаты применения в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
- Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
- Сохранению и укреплению физического здоровья детей.
- Обучающихся класса принимают участие в школьных и районных соревнованиях по пионерболу, лыжным гонкам, многоборью.
- Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах.
- Способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
- Повышению уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Таким образом, используемая система работы, способствует осознанию необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека; развитию у учащихся самостоятельности, целеустремлённости в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формированию ответственности, готовности преодолевать трудности, самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием.
Внеклассные мероприятия по здоровьесбережению 1 класс
Сентябрь | Поход «День здоровья» Беседа «Правила поведения в школе» |
«Кросс наций» | |
Осенний школьный кросс Проект «Витаминки для продленки» | |
Октябрь | Неделя Мойдодыра |
Встреча с педиатром «Чем опасен грипп» | |
Ноябрь | Как мы выросли за лето(взвешивание и измерение роста, силы, объема легких) |
Декабрь | Катание на салазках с чаепитием |
Январь | Поездка в Сыктывкарский бассейн |
Февраль | «Папа, мама, я – спортивная семья !» «Лыжня России» |
Март | «Ледяная ловушка» беседа о безопасности на льду |
Апрель | Сочинение « В здоровом теле – здоровый дух!» |
Май | Поход |
А также «Уроки здоровья» 1 раз в неделю и родительские собрания.
Внеклассные мероприятия по здоровьесбережению 2 класс
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Режим дня – основа жизни человека (беседа – игра) |
Шоу-программа «Спасатели» (работа МЧС, их возможности, техника) | |
Мини- проект: «Витаминки для продлёнки» | |
кросс наций 2011 | |
день здоровья: поход | |
Октябрь | день здоровья: поездка в бассейн г. Сыктывкар |
Ноябрь | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Декабрь | Классный час «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом |
День здоровья «Особенности национального семейного отдыха» | |
Беседа «Как не заразиться гриппом» | |
Январь | Спортивная игра «Зов джунглей» |
Лыжная вылазка | |
Февраль | «Лыжня России» Поездка в бассейн г. Сыктывкар |
Спортивный праздник « А, ну-ка, папы!» | |
Март | Весёлые старты «Зоологические забеги» |
День здоровья «Семейный выходной» | |
22 марта – Всемирный день Воды | |
Апрель | Конкурс рисунков «Мы выбираем ЗОЖ!» |
Малые Олимпийские игры | |
Спортивно-экологическая игра «Друзья природы» | |
Май | День здоровья. Поход |
Внеклассные мероприятия по здоровьесбережению 3 класс
Сентябрь | « Кросс наций». Беседа « Обманчивая погода» |
Октябрь | Малая олимпиада Беседа «Я в автомобиле» |
Ноябрь | Круглый стол « Как я провожу выходные» |
Декабрь | Соревнования с салазками |
Январь | «Папа, мама, я –спортивная семья!» |
Февраль | «Рыцарский турнир» Практическое занятие «Спасение на воде» |
Март | «Лыжня России» Беседа « Осторожно, пешеход!» |
Апрель | «Семейный выходной» |
Май | День здоровья |
Внеклассные мероприятия по здоровьесбережению 4 класс
Сентябрь | Поездка в санаторий «Лесная сказка» |
Октябрь | Поход. Беседа :»Режим дня-здоровый образ жизни» |
Ноябрь | Первая медицинская помощь (практическое занятие с приглашением медработника) «Веселые старты» Беседа «Прививки и их значение» Первенство по пионерболу |
Декабрь | Конкурс коми национальных игр Первенство по пионерболу Беседа «Безопасность в морозные дни» |
Январь | Причины дорожно-транспортного травматизма |
Февраль | «Лыжня России» Беседа «Люблю чипсы и сухарики» |
Март | Все на лыжи!(соревнования). День здоровья |
Апрель | Спортивный праздник « В здоровом теле –здоровый дух!» Исследование « Сколько времени я провожу на улице» |
Май | Поездка в бассейн г.Сыктывкар |
Мероприятия взяты из воспитательного плана класса за 2010-2014 годы
Оздоровительные физкультминутки
За годы работы собран богатейший материал по физминуткам (текстовым и музыкальным)
Положительные моменты использования текстовых физминуток.
Тексты физминуток оформляются на листах А3 и вывешиваются на доске. Учащиеся на переменах подходят и перечитывают несколько раз. Таким образом, закрепляется навык чтения и запоминается текст.
Положительные моменты использования музыкальных физминуток.
Танцевальные движения, веселые песенки очень нравятся детям, поэтому начиная день с музыкальной физминутки, у детей появляется положительный настрой на урок, а также они перестают опаздывать на уроки, чтобы не пропустить музыкальную минутку, если она проводится с утра, а также по просьбе детей и в течение дня. Разработала комплекс физических упражнений для проведения физкультминуток.
Вывод: Для сохранения и укрепления здоровья учащихся класса на уроках и во внеурочное время проводится большая работа. Диагностика показывает, что работа по здоровьесбережению результативна.
Кроме того по наблюдениям можно сделать вывод, что учащиеся ведут активный образ жизни, самостоятельно по утрам делают утреннюю зарядку, особенно предпочитают музыкальную зарядку. На прогулке играют в футбол мальчики и девочки, любят кататься на лыжах и ватрушках.
Очень любят походы. Несколько раз использовали знания по оказанию первой помощи при ушибе, обработке ссадины и носовом кровотечении.
3. Работа с родителями
Местом формирования здоровья сегодня является семья, медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми и система образования. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей тесно сотрудничаю с родителями, которые стараются создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Совместными усилиями мы стараемся сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения:
- демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
- выполнения домашнего задания по физической культуре для учеников с низким уровнем физического развития;
- проведения совместных занятий и праздников детей и родителей, участие в спортивных соревнованиях, играх на воздухе, походах;
- выступления психологов и медицинских работников с тематическими сообщениями перед родителями;
- проведения консультирования родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
- Проведение тематических родительских собраний в том числе и с приглашением специалистов,индивидуальные беседы.
- Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
Родители являются активными участниками праздников здоровья, походов и совместных путешествий (поездки в г. Великий Устюг, г. Сыктывкар). Даже выпускной в 4 классе единогласно было решено провести на природе на реке Сысола.
Но часто опыт родителей в сохранении здоровья своих детей недостаточен, поэтому тема здоровьесбережения ежегодно поднимается на родительских собраниях:
- Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья (Круглый стол)
- Детская агрессия. (Беседа)
- Здоровье наших детей. Формирование гигиенических навыков. (Беседа)
- Вредные привычки и как с ними бороться. (Презентация)
- О школьных перегрузках. (Беседа)
- О физиологии мальчиков и девочек. ( Беседа)
- Совместный досуг детей и родителей. (Игровая программа)
- Положительные и отрицательные эмоции наших детей (Семейный совет)
Вывод:
Работа с родителями по сбережению и укреплению здоровья очень важна. Именно семья должна прививать гигиенические навыки, любовь к спорту, организовывать правильное питание, режим дня ребенка. Здоровьем ребенка надо заниматься круглосуточно и ежедневно. Мероприятий в классе по здоровьесбережению проводится много, но никогда нельзя забывать об индивидуальности каждого детского организма.
Бывали случаи, когда родители обращались за помощью и ребята освобождались от домашнего задания, на неделю или две освобождались от посещения группы продленного дня, увеличивалось время прогулок.
Мои родители очень заинтересованы в сохранении здоровья своих детей, поэтому в классе налажено тесное сотрудничество с ними. Это облегчает мою работу. Я как классный руководитель вижу результаты обсуждения на родительских собраниях тем по сохранению здоровья учащихся. Мои ученики перестали покупать чипсы, сухарики, лимонады и другие газированные напитки. Теперь они для полдника приносят морсы, яблоки, морковь. Значит, стараются правильно питаться.
Литература
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования
- «Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе» Н.А.Будаева – журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/11, с.32-36
- «Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образованию в аспекте изменения позиции учителя» Е.В.Погребняк - журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/10, с.26-28
- «Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей технологии» Л.В.Середина – журнал «Начальная школа» №11/201 , с. 61-63
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН Спортивный "Здоров будешь-всё добудешь!"
КВН Спортивный "Здоров будешь - всё добудешь!" для начальной школы. Включает в себя творческие, интеллектуальные и спортивные задания....
Здоров будешь - всё добудешь!
Разработка с презентацией ко Дню здоровья. Содержит много пословиц, синквейнов о здоровье. Представлены различные формы работы...
Кластер для учащихся "ЗДОРОВ БУДЕШЬ - ВСЕ ДОБУДЕШЬ!"
Правила для детей по здоровьесбережению....
ЗДОРОВ БУДЕШЬ - ВСЕ ДОБУДЕШЬ!
Материал для классного уголка формата А-4...
Здоров будешь - всё добудешь
Конспект внеклассного мероприятия в 1 классе...
"Здоров будешь - всё добудешь"
КТД для начальных классов по сценарю игры "Последний герой"...
Конспект урока "Здоров будешь - всё добудешь"
Цель: Формирование осознания важности здоровья и чувства ответственности за него у детей 8-9 лет через включение их в практическую и социально-значимую деятельность....