Доклад на тему "Обобщение опыта работы с особым ребёнком"
консультация по теме
В докладе говорится об особенностях ребёнка, у которого диагноз ДЦП. О том, что не все дети могли бы обучаться по программе инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostya_pedsovet.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
30.12.2013 года
учителя начальных классов
Козаченко Ирины Николаевны.
Тема педагогического совета
«Инклюзивное образование: проблемы и перспективы».
(1 Слайд) Титульный лист
- Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня очень много говорилось об инклюзивном образовании. Да, это очень хорошо, когда все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. Но зачастую многие дети-инвалиды, при инклюзивном образовании, остаются без должного внимания.
Мы же все понимаем, что если в классе особый ребёнок, то учителю придётся работать в одном классе как бы на два класса. Первый класс – это дети, которые успевают за учителем, а второй класс – это ребёнок с проблемами в развитии. Это могут быть дети с отставанием в умственном, физическом, психическом развитии. Да, учителю будет помогать тьютор, но основная работа на учителе.
Учитель следит за работой всех учащихся, за ходом урока. Основная задача учителя – постараться, чтобы каждому ученику было интересно и он вышел с урока с новыми знаниями.
Что нужно для того, чтобы ученику было интересно, я думаю Вы все знаете:
- разнообразие материала;
- наглядность;
- доступность;
- индивидуальный подход;
- связь обучения с жизнью и т.д.
Поэтому, я считаю не все дети-инвалиды могут обучаться по программе инклюзивного образования. Есть дети, которым нужна спокойная домашняя обстановка, где есть рядом мама, родные стены и так всё знакомо.
Например, у меня обучается ученик 2 класса Константин. У него диагноз ДЦП.
(2 слайд) Фото Кости
Что за диагноз детский церебральный паралич Вы знаете.
(3 слайд) Определение ДЦП и фото Кости
Церебральный паралич (или "детский церебральный паралич") - группа заболеваний, с обязательным поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуального развития.
Вы видите, что при этом заболевании нарушения разнородные: и двигательные, и речевые, и интеллектуальные.
Косте было бы очень сложно обучаться в общеобразовательной школе со всеми детьми вместе. Помимо того, что он не ходит, у него плохо понимаемая разговорная речь и большая спастичность мышц рук.
Я стараюсь, чтобы процесс овладения учебным материалом Кости был как можно успешнее. Для этого мы много работаем. Не всегда у нас всё получается, но мы стремимся.
После недавней операции на ноге, Костя занимается в лежачем положении. Поэтому я ищу разные виды и формы занятий с Костей.
У детей с ДЦП дошкольного и школьного возраста имеет свои особенности, так как к этому времени у детей уже сформированы патологические стереотипы поз и движений.
(4 слайд) Фото Кости в лежачем положении
Когда Костя лежит на диване и занимается уроками, он часто запрокидывает руки за голову. Это его отвлекает от работы и приходится ему напоминать, что так делать не надо. Чтобы руки находились параллельно положению тела можно использовать лангеты на руки или на локтевые суставы.
(5 слайд) Фото Кости в лежачем положении с лангетами на руках
Чтобы Костя не сгибал ноги в коленных суставах, используются лангеты для ног или аппарат для разведения и фиксации бёдер.
(6 слайд) Фото Кости в лежачем положении с лангетами на ногах
(7 слайд) Аппарат для разведения и фиксации бёдер
Процесс перестройки патологических поз и движений у детей с ДЦП, как правило, происходит длительно и трудно, поскольку старая, закрепленная патологическая «схема тела» для них является удобной и привычной, а всякая попытка нормализовать порочное положение вызывает ощущение дискомфорта и нового непривычного действия.
До того как Косте сделали операцию, он занимался уроками сидя за столом. Ему было трудно справиться с заданиями, из-за спастичности мышц рук, соскальзывания нерабочей руки под стол, отсутствие фиксации рабочей руки, частого запрокидывания головы (ограничение поля зрения ребенка).
Для этого я использовала такие приёмы:
- Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленное к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Ещё ребёнку можно одеть ортопедический корсет.
(8 слайд) Кресла
При устных ответах ребёнка можно поставить или посадить в вертикализатор.
(9 слайд) Вертикализатор
Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.
- Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие центральной нервной системы, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
- Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
- На рабочее место (стол) можно положить негладкий пластик для того, чтобы предметы не скользили по столу от непроизвольных движений ребенка.
- При письменной работе ребёнок с ДЦП не может зафиксировать рабочую руку в одном положении. Для этого используется утяжелитель на руку.
(10 слайд) Утяжелитель на руку
- Для нерабочей руки в качестве ограничителя, можно использовать горизонтальный брусок на присосках. Опираясь на эту руку, ребенок сможет контролировать положение туловища.
- Пластиковая трубка с отверстием для карандаша, шариковой ручки, кисточки и т.д. Эта трубка увеличивает поверхность соприкосновения с кистью руки и тем самым уменьшает ее рефлекторное напряжение.
(11 слайд) Ручка, карандаш
- Для удобства при письменных работах по математике, тетрадный лист расчерчен на более крупные клетки. По русскому языку более широкие строки для письма.
(12 и 13 слайды) Тетради
С помощью таких вот несложных приспособлений ребенок может самостоятельно (или хотя бы частично) успешно пользоваться рабочей рукой, поскольку большая часть непроизвольных движений, которые, естественно, преобладают над произвольными, - окажется под контролем. Фиксация туловища в правильном положении также облегчает работу ребенка.
Конечно, решение о выборе инклюзивного образования как формы обучения остается за родителями. Но, исходя, из практики своей работы с Костей, я, как педагог, считаю, что ему не подойдет классно-урочная форма обучения, так как для работы с ним требуется особый индивидуальный подход. В классе будет неудобно использовать все те средства, о которых мы говорили, даже при помощи тьютора. И, конечно, климат знакомой домашней обстановки благоприятно влияет на процесс обучения таких особенных детей.
(14 слайд) Мы
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование квиллинга в работе с детьми особой заботы»
Как сделать так, чтобы ребёнок с ОВЗ мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное ...
Доклад на тему «Специфика работы с детьми с особыми возможностями здоровья»
Доклад на тему «Специфика работы с детьми с особыми возможностями здоровья» был написан исходя из опыта моей работы. Я работаю в школе, где учаться детки с разными диагнозами. Каждом...
Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»
В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Тема доклада: «Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве. Из опыта работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья,а скорее просто особые образовательные потребности. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой совре...
Эссе на тему " Особому ребёнку- особый педагог"
Данное эссе отражает мой взгляд на работу с особенными детьми, моё мнение о проблемах специального образования....
Презентация опыта работы в специальном классе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
Добрый день. Я учитель начальных классов. Работаю по программе 7.2. в классе для детей с ОВЗ. На 1 сентября, первого года обучения в классе было 12 детей. Все дети были не читающие, но знали буквы. У ...