«Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации Государственных стандартов общего образования второго поколения»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе
«Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации Государственных стандартов общего образования второго поколения»
Подготовила: Рубцова А. М.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ» с. Гурьевка.
2013 год.
Здоровый образ жизни занимает пока не первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна при переходе на Стандарты второго поколения. Если учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Уже в первый класс часть детей приходит с отклонениями в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается, а число близоруких детей, с нервно – психическими расстройствами, нарушениями осанки увеличивается.
Приоритетным направлением в деятельности учителя начальной школы должна стать системная работа с учащимися на первой ступени обучения. Создание здоровьесберегающей среды в классе; использование в учебном и воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий - наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности, для самореализации ребёнка в дальнейшей жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий в моей практике выражается через привитие навыков здорового образа жизни.
Формы работы:
- утренняя гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- простейшие навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- правила личной гигиены;
- физкультминутки и подвижные перемены;
- проветривание и влажные уборки кабинетов;
- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, тематические часы здоровья, выход на природу, экскурсии);
- работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно – теоретических и практических занятий в родительском лектории);
- нестандартные уроки (уроки – игры, уроки – соревнования, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки – конкурсы, уроки – обобщения, уроки – концерты, уроки – экскурсии, уроки творчества, уроки взаимообучения учащихся).
Необычность уроков активизирует учащихся к познанию, воспитывает любовь к окружающему, благотворно воздействует на состояние физического и психического здоровья школьника.
Урок в рамках здоровьесберегающих технологий провожу при выполнении обязательных условий:
- плотность урока не более 80 %;
- 4 – 7 видов учебной деятельности,
- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин.,
- наличие 2 – 3 эмоциональных разрядок,
- чередование позы детей,
- присутствие физкультминуток и динамических пауз,
- использование учебно – познавательной игры,
- создание ситуации успеха как «сильным», так и «слабым» обучающимся,
- необычность подачи учебного материала,
- система учебных требований,
- формирование ответственного отношения к учению,
- рефлексия поведения обучающихся класса,
- создание ситуации взаимопомощи,
- взаимопроверка.
Использую различные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности: эмоциональные, познавательные, разумная организация учебного процесса, волевые, социальные.
Эмоциональные:
- поощрение,
- учебно – познавательная игра,
- создание ярких наглядно – образных представлений,
- стимулирующее оценивание,
- свободный выбор задания,
- постановка системы перспектив,
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные:
- опора на жизненный опыт,
- познавательный интерес,
- занимательность содержания,
- новизна учебного материала,
- необычность подачи учебного материала,
- выполнение творческих заданий,
- создание проблемной ситуации,
- побуждение к поиску альтернативных решений.
Разумная организация учебного процесса:
- постановка цели урока совместно с детьми,
- чёткое структурирование учебного материала,
- логическое изложение учебного материала,
- своевременное чередование более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых,
- доброжелательное отношение к учащимся,
- создание благоприятного психологического климата в классе.
Волевые:
- предъявление учебных требований,
- информирование об обязательных результатах,
- формирование ответственного отношения к учению,
- познавательные затруднения,
- самооценка деятельности и коррекция,
- рефлексия поведения,
- прогнозирование будущей деятельности.
Социальные:
- развитие желания быть полезным Отечеству,
- побуждение подражать сильной личности,
- создание ситуации взаимопомощи,
- поиск контактов и сотрудничества,
- заинтересованность в результатах коллективной работы,
- взаимопроверка,
- рецензирование.
В связи с разными способностями обучающихся в моём классе имеется необходимость в дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Обучаясь по единой программе и одному учебнику, школьники усваивают материал по – разному: практически – действенно, словесно – логически, наглядно – образно. Но ущемлёнными в классе никто не должен чувствовать. Поэтому учу детей самоконтролю и самооценке, способной поддержать уверенность в себе. А если оценку ставит учитель, то необязательно всегда озвучивать её, во избежание отрицательных эмоций, неправильной реакции класса. Предпочитаю качественное оценивание, которое состоит из словесного комментария и рекомендаций.
Целью образования в современной школе является создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, для самореализации ребёнка в дальнейшей жизни. Способом достижения этой цели является деятельностный подход к обучению – ученик – активный участник процесса обучения, а учитель – организатор учебной деятельности.
Л. В. Выготский говорил: «Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причём, чем активнее деятельность. Тем быстрее развитие» Я полностью поддерживаю эту линию. Такой подход к обучению и является одной из основ здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время можно уверенно утверждать. Что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит. Что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени
Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования второго поколения...
Задача стандартов общего образования второго поколения
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить....
Задача стандартов общего образования второго поколения
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить....
Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"
Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...
Технологические основы организации преемственности дошкольного и школьного образования в условиях реализации стандартов начального общего образования второго поколения
Общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу, новые линии в образовательной работе детского сада и начальн...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 2
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...
Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения (презентация)
Реализация системно-деятельностного подхода , как методолгической основы концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Цель деятельностного подхода, виды деятельност...