Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка.
методическая разработка на тему

Поросенкова Любовь Николаевна

Стажерская площадка для учителей начальных классов. Данный материал может быть использаван для выступлений на педсоветах, на родительский собрания. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья – компас для младенца, стартовая площадка для младших,
место приземления для старших  
и полигон для каждого.
                                        В. Г. Котов.

 Тема:       Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка.

        В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.

        Причем в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

        Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

        Школа всегда стремится к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом , проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать при этом новые проблемы.

        По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье все основана эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.

        У нас несколько иные функции. Мы не должны подменять ребенку его родной дом, мы должны сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, представить возможность для его реализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно мы можем и должны помочь ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. Школа выступает посредником между ребенком и обществом.

        В нашу задачу, как педагога входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи.

        Его особенности таковы:

        Жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи;

  • Культурный и образовательный уровень родителей;
  • Морально-психологический климат в семье;
  • Традиции и обычаи семьи;
  • Система ценностей и требований, предъявляемых в семье;
  • Авторитет родителей в глазах детей;
  • Степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

В связи с этим педагогические погрешности родителей могут быть связаны с определенными причинами, которых главными являются следующие:

  • Неполная семья;
  • Конфликтная атмосфера в семье;
  • Авторитарные методы воспитания;
  • Наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребенка;
  • Излишняя порочная родительская любовь или отсутствие любви как таковой;
  • Потеря авторитета родителей в глазах собственных детей в связи с определенной ситуацией и т.д.

С моей стороны я стремлюсь к тому, чтобы включить родителей в воспитание ребенка. Чтобы работать с семьей необходимо, как можно больше знать о ней. С первого класса и ежегодно проводятся различные диагностики анкетирование, тесты. По данным я уже могу составить план воспитательной работы.

         Так в начале учебного года можно предложить следующую анкету:

Анкета 1. Экспресс – прогноз состава родительского коллектива         

1. Фамилия, имя отчество родителей

         2. Профессии обоих родителей.  

        3. Образование родителей.

        4. Возраст обоих родителей.

        5. Возраст существования семьи.

        6. Полная или неполная семья.

        7.  Как складываются взаимоотношения, если неполная семья.

        8.  Количественный состав членов семьи.

        9.  Жилищные условия в семьи.

         10.  Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий                    телефон родителей.

        11.  Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в               материальной помощи).

         12.  Интересы, увлечения, хобби семьи.

Анкета 2. Школьные годы родителей.

        1.  Мои школьные воспоминания:__________________________ .

        2.  В классе я всегда чувствовал себя_________________________

3. Мой классный руководитель относился ко мне _____________

        4. Мои школьные результаты были _________________________.

        5. Мне нравилось, когда учитель ____________________________

        6. Я обижался, если _______________________________________

        7. Я радовался, если ______________________________________

        8. Самое яркое событие школьной жизни – это ______________

        9. Из школьной жизни мне больно вспоминать о _____________

        10. Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в классе _______

        11. Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил в свои школьные годы то, что ___

                Во втором классе можно уже провести следующее исследование.

А так же проводятся индивидуальные беседы, где родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

Какое мнение сложилось у Вас о предыдущем классе и педагоге, у которого ребенок учился?

Какое мнение о школе у Вас уже сложилось?

Как Вы оцениваете положение ребенка в его собственной семье?

Что ребенку в семье можно делать и чего нельзя?

Какая помощь нужна родителям от школы и общественных

организаций?

Как Вы понимаете воспитательную систему класса?

Какие моральные ценности в Вашей семье?

Какие поручения в классе мог бы выполнять Ваш ребенок?

        Ответы на такие вопросы помогли мне включить в свою работу новые методы приобщения родителей к общественной жизни класса. У ребят появились новые поручения. Проводились традиционные и нетрадиционные праздники:

«Праздник бантиков».

        « Как образовалась моя семья?».

        

        

Зная воспитательный потенциал семьи, я могу помочь родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребенка.

        Для этого необходимо:

  1. Помочь родителям осознать необходимость решения проблемы.
  2. Доказательно убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения.
  3. Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.
  4. Продумать и организовать наблюдение за решением возникшей проблемы.
  5. Поддержать родителей и ребенка, помочь им поверить в возможность выхода из проблемной ситуации.
  6. Свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребенка и максимально продемонстрировать положительное влияние семьи на ребенка.

        После нескольких родительских собраний ( в 1 классе 1 раз в неделю) я предложила родителям принять во внимание Родительские истины.

Пусть эти законы родительской истины помогут вам              состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самый трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!  

         Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов!

         Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

        Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

           Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

            Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самый трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

    Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

    Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

    Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

    Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку  быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

    Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье- видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

   

Огромная работа для меня, как классного руководителя по нравственному воспитанию ученика невозможна без взаимодействия с семьей ученика. Я и родители должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином.

Проводя тематическое родительское собрание «Законы жизни семьи, законы жизни класса». Собрание проводилось на основе детских работ «Моя Семья». После анализа работ, родителям  были предложены следующие «Законы семьи» :

ЗАКОНЫ СЕМЬИ.

          Закон семьи 1.        

Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

        Американский педагог и психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознает свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

        При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

        Закон семьи 2.

        Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

        Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

        Если ребенку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определенную границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблаченным детской проницательностью.

        Родителей нужно учить, что не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты все равно не поймешь». Такие ответы только раздражают ребенка, вызывая неоправданное любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужых секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподается урок долга, дисциплины и порядочности.

        Закон семьи 3.

        Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

        Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Во- первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

        Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчеркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий.

        Как правильно говорить с ребенком?  Все дело в том, что необходимо знать ребенку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать.

  • не надо говорить ребенку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас;
  • надо задуматься над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей»;
  • необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.

        Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста нужно размышлять в слух, делиться с ними сомнениям, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность,        искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учиться, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в будущий успех.        

        Основное зло от упреков в том, что они вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешает принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

        Закон семьи 4.

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.        Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

        Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребенка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

        Закон семьи 5.

        Закон понимания слов «можно», «надо», «нельзя».

        Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних.

        Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»- воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

        С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

        Искусство повеления и запрета… дается нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветет всегда.

        Закон семьи 6.

        Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

        Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребенка. Этим необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

        Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким – либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

        Закон семьи 7.

        Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

        Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем в процессе труда как помощник и наконец, как самостоятельный исполнитель.

        Закон семьи 8.

        Закон культивирования в семье положительных привычек.

        Можно много раз говорить своему ребенку в том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры – модель для подражания и активного использования в жизни.

Необходимо исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни ребенка: чрезмерной роскоши, ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

        Закон семьи 9.

        Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

        Для того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.

        Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет у ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел - значит освоил.

        Только к 7-ми годам ребенок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

        Закон семьи 10.

        Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

        Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. И в связи этим родители должны: остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребенку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;  контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей; создавать нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.

 На собрании я предложила обсудить эти Законы в кругу семьи. И многие из родителей приняли эти законы. Были благодарны за помощь.

1.                Сейчас у меня 4 класс.

В классе 11 девочек и 9 мальчиков. 1 – отличница, 8 – хорошистов.

В классе 9 полных семей, 4 семьи вновь образованные, 4- семьи ,где воспитывает одна мама, 1- ребенок из многодетной семьи ( 7 детей, отец не родной), 1- ребенок опекаемый ( воспитывает старшая сестра). В классе 3 – ребят, старших из которых учились у меня. Возраст родителей  от 34 до 46 лет. Уровень образованности -  средний.

Родители не очень инициативны, приходиться их немного подталкивать в плане организации внеклассных мероприятий.

 

2. Родительское собрание.

        Наблюдая взаимоотношения между учащимися, я увидела, что ребята стали больше агрессивны. Конечно это может быть связанно с переходным возрастом, дети стали чувствовать себя наиболее взрослыми, мы их в этом убеждаем, говоря ты уже большое ,  взрослый,  они стали наиболее эмоционально выражать свое недовольство, так же способствует телевидение, где преступники остаются без наказанными.

        Уровень агрессии детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для того поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношение с учителем и родителями.

        Для исследования причин детской агрессии я взяла три анкеты. Они проводились в разные дни, я просто просила ребят ответить на несколько вопросов.

         Затем провела классный час на тему: «Я люблю, ты любишь, мы любим».

        Для родителей провела родительское собрание на тему: «Детская агрессия».

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  - анализ проблемы агрессивности;

  • роль семьи в проявлении детской агрессии;
  • поощрение, наказание в семье;
  • законы преодоления детской агрессии;
  • Экспресс – анкетирование родителей.

Ход собрания:

1. Вступительное

2.Полезная информация.

3. Анкетирование.

                        4. Анализ анкетирования учащихся.

                        5..Подведение итогов.

        Анализ анкетирования учащихся.

Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1. Если ты задержишься после школы, то:

        А) твоё объяснение опоздания выслушают   - 14 учащихся.

        Б) на твоё опоздание не обратят внимания   -  2 человека.

        В) тебя отругают – 3 человека.

2. Если ты получишь плохую оценку, то

        А) ты сразу расскажешь об этом родителям- 8 человек.

        Б) ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты - 7

        В) ты вообще об этом не расскажешь – 4 человек

3. За плохую отметку тебя:

        А) отругают – 12 человек.

        Б) посочувствуют – 4 человека.

        В) накажут – 3 человека.

4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

        А) молчать -6 человек.

        Б) доказывать свою правоту, даже, если ты не прав – 4 человека.

        В) оправдываться – 9 человек.

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

        А) согласишься с этим – 4 человека.

        Б) промолчишь – 9 человек.

        В) будешь доказывать свою правоту- 6 человек.

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

        А) простишь, если они попросят прощения – 16 человек.

        Б) молча проглотишь обиду – 1 человек.

        В) накажешь своих обидчиков при удобном случае – 3 человека.

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к :

        А) друзьям – 3 человека.

        Б) родителям – 16 человека.

        ) посторонним людям – 1 человек.

8. Если в доме гости :

        А) ты со всеми за столом 10 человек.

        Б) ты в своей комнате – 6 человек.

        В) ты получаешь возможность уйти из дома – 3 человека.

9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

        А) соглашаются – 3 человека.

        Б) не обращают на это внимания – 5 человек.

        В) не соглашаются – 11 человек.

10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

        А) дома – 9 человек.

        Б) в школе – 5 человек.

        В) среди друзей 5 человек.

        Перед вами 10 выражений, которые         характеризуют человека. Выпишите те качества,         которые, по вашему мнению, могут относиться к         вам. Их должно не более пяти.

        Я – добрый                 -15 человек.

        Я – злой                - 2 человека.

        Я – терпеливый        - 17 человек.

        Я – нетерпеливый   - 1 человек.

        Я – упрямый                - 9 человек.

        Я – безразличный    - 2 человека.

        Я – хороший друг    - 18 человек.

        Я – умный                - 10 человек.

        Я – помощник        - 11 человек.

        Я – обидчивый        - 7 человек.

Ответы, которые чаще всего встречались в анкете.

                                Анкета.

Чаще всего я радуюсь, когда

- получаю хорошую отметку;

- дарят подарки;

- покупают новые вещи;

- нахожусь дома;

- всегда радуюсь.

Чаще всего я смеюсь, когда

- мне весело и смешно;

- смотрю смешное кино;

- хорошее настроение.

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда

- получу хорошую оценку;

- я в школе;

- я гуляю с друзьями;

 - когда я с мамой;

 - когда я в кругу друзей или родственников;

- не задают уроки;

 - у всех хорошее настроение;

- хорошая погода.

Чаще всего я плачу, когда

- меня выводят из себя;

- на меня кричат и бьют, чем попало;

- обзывают;

- ударят или обидят;

- меня злят;

- мне больно;

- не играют со мной;

- бьет брат или сестра;

- получу плохую отметку.


Чаще всего я злюсь, когда

- мальчики обидят;

- сделают плохое друзья;

- меня обидят;

- обзывают;

- меня достают болезни;

- меня раздражают, дразнят;

- смеются надо мной;

- задают много домашнего задания;

- меня  злят;

- я бью брата;

- на меня кричат и бьют, чем попало.

Чаще всего я обижаюсь, когда

- не отпускают гулять;

- со мной никто не дружит;

- получаю плохую отметку;

- уходят подруги;

- не берут в гости;

- не покупают нужную вещь, что есть у других;

- со мной ни кто не дружит.

Мне хорошо, когда меня

- хвалят;

- я сделаю уроки и смотрю телевизор;

- приводят в гости;

- любят, уважают, хвалят, радуют;

- хвалят или не достают болезни;

-  все меня понимают и дружат со мной;

- ласкают и делают подарки.

Мне плохо, когда меня

- Бьют, кричат, ненавидят, ругают;

- нет настроения;

- не обращают внимания;

- не понимают;

- бросают и я остаюсь в одиночестве;

- болею;

- обижают старшие, оставляют одну дома;

- когда что – то мой брат сделает, а потом спирает на меня.

Родительские анкеты.

  1. бывает ли ваш ребенок агрессивным?

Да – 5 человек.   Нет – 3 человека.   Иногда – 10 человек.

  1. В каких случаях он проявляет агрессию?

 - Когда, что-то не получается.

- Когда делают замечания.

- если считает, что к нему несправедливы.

-  когда его наказывают, не может доказать свою правоту.

- в поведении со сверстниками, взрослыми.

  1. Против кого он проявляет агрессию?

- против мамы, бабушки, сверстников.

- против самой себя.

- брата или сестры.

- против всех.

- в основном кошек мучает.

4. что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

- беседуем.

- успокаиваем.

- разбираем ситуацию.

- по разному успокаиваем и наказываем.

- я ничего не предпринимаю, она меня все равно не послушает.

5.  Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

- доброта  1-9 ч., 2-4ч., 3-2ч., 6-1ч., 8-2ч.

- нетерпимость 5-3ч., 6-3ч., 7-4ч., 8-6ч., 10-2ч.

                - эгоизм 5-2ч., 4-3ч., 6-1ч., 7-1ч., 8-3ч., 9-1ч., 10-6ч.

                - сочувствие 2-7ч., 3-5ч., 4-5ч., 8-1ч.

                - покладистость 1-3ч., 2-1ч., 3-6ч., 4-5ч.,  5,6,7,8,9-1ч.                

                - терпение 2-2ч., 3-2ч., 4-3ч., 5-2ч., 6-4ч., 7-1ч., 10-1ч.

                - сопереживание 1-1ч., 2-3ч., 3-5ч., 4-1ч., 5-6ч., 7-1ч., 10-1ч.

                - агрессивность 1-1ч., 4-2ч., 7-5ч., 8-3ч., 9-5ч., 10-4ч.

                - упрямство 1-2ч., 2-5ч., 3-2ч., 4-2ч., 5-3ч., 6-2ч., 9-2ч.

                - безразличие 2-1ч., 3-1ч., 7-4ч., 9-7ч., 10-5ч.

         После родителям была предложена памятка для родителей.

Памятка для родителей.

                                 Уважаемые МАМЫ и ПАПЫ!

Ваш ребенок нуждается во внимании, поддержке и терпении.

- Постарайтесь сохранить атмосферу открытости и доверия.

- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо.

- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

- Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.

- Не ставьте свои отношения собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.

- Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!!!

-  Воспользуйтесь ею так, чтобы возможность была реализована в полной мере!!!

 

Уважаемые ПАПЫ и МАМЫ !

        Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются.

        Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

        После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок еще мал, еще не ПОЗДНО!

         Агрессивность ребенка проявляется, если:

        - ребенка бьют;

        - над ребенком издеваются;

        - над ребенком зло шутят;

        - ребенка заставляют испытывать чувства незаслуженного стыда;

        - родители заведомо лгут;

        - родители  пьют и устраивают дебоши;

        - родители  воспитывают ребенка двойной моралью;

        - родители  нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

        - родители не умеют любить одинаково своих детей;

        - родители  ребенку не доверяют;

        - родители  настраивают ребенка друг против друга;

        - родители  не общаются со своим ребенком;

        - вход в дом закрыт для друзей ребенка;

        - родители  проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

         - родители  живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

        Для преодоление детской агрессии в педагогическом арсенале родителей должны иметь: ВНИМАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, ДОБРОТУ, ЛАСКУ, ЗАБОТУ, ДОВЕРИЕ, ПОНИМАНИЕ, ЧУВСТВО ЮМОРА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ТАКТ.

3.  В этом году были проведены нетрадиционные формы родительских собраний. Например: Родительский вечер.

Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей своего ребенка;

- это праздник воспоминаний собственного детства и детства  своего ребенка;

- это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Вот несколько тем таких вечеров:

  • Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
  • Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  • Праздники нашей семьи.
  • Как мы учим своего ребенка трудиться.
  • Роль папы (мамы) в семье. Семейные диалоги.
  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
  • Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.
  • Фотографии нашего детства.
  • Друзья моего ребенка.

Я брала тему: «Фотографии нашего детства»

Форма проведения: круглый стол.

Заранее с одной родительницей мы приготовили чай, кофе, печенье.

 Родителям были выданы приглашения.

УВАЖАЕМЫЕ        РОДИТЕЛИ!

Приглашаю Вас на родительский вечер.

Тема вечера: ФОТОГРАФИИ НАШЕГО ДЕТСТВА.
Приносите свои фотоальбомы, с вашими детскими фотографиями и ваших детей.

Приходите! Вам будет интересно!

С Уважением Любовь Николаевна.

        Вечер прошел в непринужденной праздничной атмосфере, душевностью. Вообще такие вечера как бы призывают родителей раскрыться, призывают желанием поделиться своим опытом, способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет или предлагают свою помощь ( родители вспомнили, что и они были такими же где-то проказниками, не слушали своих родителей, не хотели делать уроки, влюблялись. Мама одного мальчика перед таким вечером жаловалась на то . что он не хочет ничего делать, снизилась успеваемость, хотя мы с ней обсудили по какой причине он стал таким.

 А потом на вечере сама рассказывала , как у нее была симпатия к одному мальчику. А он на нее внимание не обращал. Потом говорит: он весь в меня.)

        На вечере так же были предложены небольшие задания.

Задание 1.

 « Портрет на память».

        Родители получают листы бумаги и рисуют свой портрет какими они были в детстве.

        

  • Задание 2.

           «Из личного сундучка».

Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни, перечислить.

Время выполнения задания 6-7 минут.

  • Задание 3.

     «Радость – грусть»

Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:

« Мне радостно, когда …»

« Мне грустно, когда …»

Время выполнения задания 6-7 минут.

        Давайте вместе с вами выполним задание 2 « Из личного сундучка»

и третье задание « Радость – грусть».

        Давайте по очереди продолжим фразу « Мне радостно, когда …»

        Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, спокойно посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка.

        

         

        На празднике « Как трудно быть мамой».

Ребята пытались найти портрет своей мамы в детстве.

  1. Трудности.

 Посещение родительских собраний 70 – 80 %.

 Плохая инициатива со стороны родителей.

Иногда не понимание с моей стороны отношение родителей к учебной деятельности своих детей.

  1. Рефлексия.

Задание « Ритуал Прощания».

Члены группы получают меленькие сердечки из бумаги, на которых каждый пишет самое значимое и важное, по их мнению, слово для каждого человека.

Например: «Удачи», «Счастья», «Будь добрей», «Держись», «Здоровья», «Любви».

6. Чаепитие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья – компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старших и полигон для каждого. В. Г. Котов.

Слайд 2

Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка.

Слайд 3

Особенности семьи: Жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи; Культурный и образовательный уровень родителей; Морально-психологический климат в семье; Традиции и обычаи семьи; Система ценностей и требований, предъявляемых в семье; Авторитет родителей в глазах детей; Степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

Слайд 4

Основные причины педагогических погрешностей родителей: Неполная семья; Конфликтная атмосфера в семье; Авторитарные методы воспитания; Наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребенка; Излишняя порочная родительская любовь или отсутствие любви как таковой; Потеря авторитета родителей в глазах собственных детей в связи с определенной ситуацией и т.д.

Слайд 5

Анкета 1. Экспресс – прогноз состава родительского коллектива 1. Фамилия, имя отчество родителей 2. Профессии обоих родителей. 3. Образование родителей. 4. Возраст обоих родителей. 5. Возраст существования семьи. 6. Полная или неполная семья. 7. Как складываются взаимоотношения, если неполная семья. 8. Количественный состав членов семьи. 9. Жилищные условия в семьи. 10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей. 11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи). 12. Интересы, увлечения, хобби семьи.

Слайд 6

Анкета 2. Школьные годы родителей. 1. Мои школьные воспоминания:___________________________ _____________________________________________________________. 2. В классе я всегда чувствовал себя_________________________ _____________________________________________________________. 3.Мой классный руководитель относился ко мне _____________ _____________________________________________________________. 4. Мои школьные результаты были _________________________. 5. Мне нравилось, когда учитель ____________________________ _____________________________________________________________. 6. Я обижался, если _______________________________________ _____________________________________________________________. 7. Я радовался, если ______________________________________ _____________________________________________________________. 8. Самое яркое событие школьной жизни – это ________________ _____________________________________________________________. 9. Из школьной жизни мне больно вспоминать о _____________ _____________________________________________________________. 10. Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в классе ________ _____________________________________________________________. 11. Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил в свои школьные годы то, что ________________________________________________________ _____________________________________________________________.

Слайд 7

Вопросы для обсуждения с родителями в индивидуальной беседе (Анкета). Какое мнение сложилось у Вас о предыдущем классе и педагоге, у которого ребенок учился? Какое мнение о школе у Вас уже сложилось? Как Вы оцениваете положение ребенка в его собственной семье? Что ребенку в семье можно делать и чего нельзя? Какая помощь нужна родителям от школы и общественных организаций? Как Вы понимаете воспитательную систему класса? Какие моральные ценности в Вашей семье? Какие поручения в классе мог бы выполнять Ваш ребенок ?

Слайд 8

Помочь родителям осознать необходимость решения проблемы. Доказательно убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения. Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы. Продумать и организовать наблюдение за решением возникшей проблемы. Поддержать родителей и ребенка, помочь им поверить в возможность выхода из проблемной ситуации. Свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребенка и максимально продемонстрировать положительное влияние семьи на ребенка.

Слайд 9

Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самый трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам! Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов! Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы. Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти. Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом. Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самый трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Слайд 10

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности. Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие. Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет». Закон 10 . Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители! Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье- видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

Слайд 11

ЗАКОНЫ СЕМЬИ Закон семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего. Закон семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Закон семьи 3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Закон семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка. Закон семьи 5. Закон понимания слов «можно», «надо», «нельзя».

Слайд 12

Закон семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами. Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею. Закон семьи 8. Закон культивирования в семье положительных привычек. Закон семьи 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми. Закон семьи 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Слайд 13

Родительское собрание. « Детская агрессия». Форма проведения: круглый стол. Вопросы для обсуждения: - анализ проблемы агрессивности; роль семьи в проявлении детской агрессии; поощрение, наказание в семье; законы преодоления детской агрессии; Экспресс – анкетирование родителей.

Слайд 14

Ход собрания. 1. Вступительное слово. 2.Полезная информация. 3. Анкетирование. 4. Анализ анкетирования учащихся. 5..Подведение итогов.

Слайд 15

3. Анализ анкетирования учащихся. Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни. Если ты задержишься после школы, то: А) твоё объяснение опоздания выслушают - 14 учащихся. Б) на твоё опоздание не обратят внимания - 2 человека. В) тебя отругают – 3 человека. 2. Если ты получишь плохую оценку, то А) ты сразу расскажешь об этом родителям- 8 человек. Б) ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты - 7 В) ты вообще об этом не расскажешь – 4 человек 3. За плохую отметку тебя: А) отругают – 12 человек. Б) посочувствуют – 4 человека. В) накажут – 3 человека. 4. Если тебя родители ругают, то ты будешь: А) молчать -6 человек. Б) доказывать свою правоту, даже, если ты не прав – 4 человека. В) оправдываться – 9 человек.

Слайд 16

5. Если тебя накажут несправедливо, ты: А) согласишься с этим – 4 человека. Б) промолчишь – 9 человек. В) будешь доказывать свою правоту- 6 человек. 6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков: А) простишь, если они попросят прощения – 16 человек. Б) молча проглотишь обиду – 1 человек. В) накажешь своих обидчиков при удобном случае – 3 человека. 7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к : А) друзьям – 3 человека. Б) родителям – 16 человека. ) посторонним людям – 1 человек. 8. Если в доме гости : А) ты со всеми за столом 10 человек. Б) ты в своей комнате – 6 человек. В) ты получаешь возможность уйти из дома – 3 человека. 9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим: А) соглашаются – 3 человека. Б) не обращают на это внимания – 5 человек. В) не соглашаются – 11 человек. 10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты: А) дома – 9 человек. Б) в школе – 5 человек. В) среди друзей 5 человек.

Слайд 17

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно не более пяти. Я – добрый -15 человек. Я – злой - 2 человека. Я – терпеливый - 17 человек. Я – нетерпеливый - 1 человек. Я – упрямый - 9 человек. Я – безразличный - 2 человека. Я – хороший друг - 18 человек. Я – умный - 10 человек. Я – помощник - 11 человек. Я – обидчивый - 7 человек.

Слайд 18

Анкета. Чаще всего я радуюсь, когда ____________________________. Чаще всего я смеюсь, когда ________________________. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда _______. Чаще всего я плачу, когда _________________________. Чаще всего я злюсь, когда _________________________. Чаще всего я обижаюсь, когда ______________________. Мне хорошо, когда меня ___________________________. Мне плохо, когда меня _____________________________.

Слайд 19

Анкета для родителей . 1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным? 2. В каких случаях он проявляет агрессию? 3. Против кого он проявляет агрессию? 4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка? 5. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка: - доброта 1-9 ч., 2-4ч., 3-2ч., 6-1ч., 8-2ч. - нетерпимость 5-3ч., 6-3ч., 7-4ч., 8-6ч., 10-2ч. - эгоизм 5-2ч., 4-3ч., 6-1ч., 7-1ч., 8-3ч., 9-1ч., 10-6ч. - сочувствие 2-7ч., 3-5ч., 4-5ч., 8-1ч. - покладистость 1-3ч., 2-1ч., 3-6ч., 4-5ч., 5,6,7,8,9-1ч. - терпение 2-2ч., 3-2ч., 4-3ч., 5-2ч., 6-4ч., 7-1ч., 10-1ч. - сопереживание 1-1ч., 2-3ч., 3-5ч., 4-1ч., 5-6ч., 7-1ч., 10-1ч. - агрессивность 1-1ч., 4-2ч., 7-5ч., 8-3ч., 9-5ч., 10-4ч. - упрямство 1-2ч., 2-5ч., 3-2ч., 4-2ч., 5-3ч., 6-2ч., 9-2ч. - безразличие 2-1ч., 3-1ч., 7-4ч., 9-7ч., 10-5ч.

Слайд 20

Памятка для родителей. Уважаемые МАМЫ и ПАПЫ! Ваш ребенок нуждается во внимании, поддержке и терпении. - Постарайтесь сохранить атмосферу открытости и доверия. - Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий. - Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка. - Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе. - Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо. - Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом. - Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями. - Не ставьте свои отношения собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов. - Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!!! - Воспользуйтесь ею так, чтобы возможность была реализована в полной мере!!!

Слайд 21

Уважаемые ПАПЫ и МАМЫ ! Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок еще мал, еще не ПОЗДНО! Агрессивность ребенка проявляется, если: - ребенка бьют; - над ребенком издеваются; - над ребенком зло шутят; - ребенка заставляют испытывать чувства незаслуженного стыда; - родители заведомо лгут; - родители пьют и устраивают дебоши; - родители воспитывают ребенка двойной моралью; - родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; - родители не умеют любить одинаково своих детей; - родители ребенку не доверяют; - родители настраивают ребенка друг против друга; - родители не общаются со своим ребенком; - вход в дом закрыт для друзей ребенка; - родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу; - родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят. Для преодоление детской агрессии в педагогическом арсенале родителей должны иметь: ВНИМАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, ДОБРОТУ, ЛАСКУ, ЗАБОТУ, ДОВЕРИЕ, ПОНИМАНИЕ, ЧУВСТВО ЮМОРА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ТАКТ.

Слайд 22

Темы родительских вечеров. Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год? Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Праздники нашей семьи. Как мы учим своего ребенка трудиться. Роль папы (мамы) в семье. Семейные диалоги. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик. Фотографии нашего детства. Друзья моего ребенка.

Слайд 23

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Приглашаю Вас на родительский вечер. Тема вечера: ФОТОГРАФИИ НАШЕГО ДЕТСТВА. Приносите свои фотоальбомы, с вашими детскими фотографиями и ваших детей. Приходите! Вам будет интересно! С Уважением Любовь Николаевна.

Слайд 24

Родительские тренинги. Задание 1. «Портрет на память». Родители получают листы бумаги и рисуют свой портрет ребенком . Задание 2. «Из личного сундучка». Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни, перечислить. Время выполнения задания 6-7 минут. Задание 3. «Радость – грусть» Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: « Мне радостно, когда …» « Мне грустно, когда …» Время выполнения задания 6-7 минут.

Слайд 25

Рефлексия. Задание. « Ритуал прощания.» Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый пишет самое значимое и важное, по их мнению, слово для каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка"

Данная лекция поможет решить проблему целенаправленного, логично выстроенного воспитания ребёнка в семье и школе....

Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...

Сотрудничество школы и семьи в воспитании детей.

Сотрудничество школы и семьи в воспитании детей.Родительское собрание в спортивном зале (2-3 классы)Подготовка к собранию:Выявить учащихся, занимающихся в спортивных секциях.Выявить уровень физической...

Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....

«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Доклад к родительскому собранию по теме "Семейное воспитание. Роль семьи в воспитании ребенка" . Материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ. Семья- основа первичной социали...