Здоровьесберегающие технологии в моей практике
статья (1 класс) по теме

Дьячкова Ирина Сергеевна

 В статье раскрываются методы и приёмы  здоровьесберегающей технологии, которые используются в урочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровье сберегающие технологии в моей практике»

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

                                               не может расцвести искусство, не играют силы,

                                                бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

Из этих слов становится понятно: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.  

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

      Современная школьная программа требует всё большей интенсификации процесса обучения ( увеличения темпа и объёма  учебной нагрузки ).  В то же время наблюдается тенденция к более раннему, с 6 -6,5 лет, началу школьного обучения. При этом  достаточно большое число детей при поступлении в 1 класс умеют читать, писать, считать, но физиологически не готовы к школьному режиму уроков .

     Особое напряжение  вызывает длительное статическое напряжение, связанное с сохранением определенной позы при работе в классе. Длительное напряжение мышц спины при сидении и рук при письме негативно сказываются на осанке и общем состоянии организма. Чрезмерные нагрузки также могут влиять на самооценку ребенка, мотивацию к учебе и дальнейшие успехи.

      Возникает необходимость построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детей. Что же такое здоровый урок?

Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.

При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических поз. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.

При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.

Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы.

Критерии здоровьесохраняющего урока:

  • Двигательная активность.
  • Сенсорно-разнообразная среда.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Работоспособность.
  • Дифференциация.
  • Эмоциональный фон.

В своей работе я стала вводить элементы системы Владимира Филипповича Базарного

В чём же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить  и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для   её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы  - режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Вместо сухих страниц учебника – экологические буквари. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии».

          Для создания здоровьесберегающей среды  на уроке я использую  следующие приёмы Системы Владимира Базарного:

  1. Обучение учащихся в режиме смены динамических поз.

Режим динамической смены поз:

Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.

«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться,

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

 Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

     В идеале этот приём применяется с использованием специальной мебели «конторок» .

     Я  применяю вариант этой технологии без использования конторок. Поэтому стремлюсь там, где возможно, менять позу детей- во время  урока ученики работают то сидя, то стоя, и , даже, передвигаясь по классу. Перевод из одного положения в другое происходит по команде учителя. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

     Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

 поддержание физической, психической активности умственной сферы;

имеет высокие показатели  физического развития здоровья;

повышается иммунная система;

улучшаются ростовые процессы;

развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

снижается степень низкой склоняемости головы.

2. Следующий блок упражнений это упражнения на зрительную координацию

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

  1. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка.

Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру  располагаю  в любой точке класса.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия. Сейчас часто использую на уроках математики при изучении и повторении таблицы умножения.
Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. всматриваясь в удаленные наглядные материалы  дети снимают напряжение с глазных мышц.

Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.      

 Методика зрительно-координационных упражнений. Эта методика включает в себя работу с различными  офтольмотренажёрами. Наиболее известный из них «Восьмёрка» В идеале этот тренажёр должен располагаться на стене  или на потолке

      Схема-тренажер находится  на стене : наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.

Кроме этого тренажёра использую различные зрительные троекториии.

На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов. Толщина линий – 1 см.

  1. Для гармонизации нервной системы , профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата у детей  использую дыхательную гимнастику,

Дыхательные упражнения

«Свеча». И. п. – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим носом».И. п. – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик». И. п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Облако дыхания».И. п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

        Дыхательные упражненияулучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

  1. Элементы цветотерапии и музыкотерапии.

       Таблицы, схемы оформляю в разных цветах,  на доске работаю мелом разного цвета.

       Функции цвета


Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.

Голубой – улучшает настроение.

Красный – возбуждает, раздражает.

Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.

Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.

Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.

Использование цветов на уроках

русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение);

математика – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);

литературное чтение – зеленый цвет (снимает переутомление).

  1. Прослушивание музыки  также благоприятно действует на организм , Человек меньше устаёт и выполняет больший объем  нагрузки, чем без музыкального сопровождения. Классическую музыку используем на уроках наиболее часто. Она повышает иммунитет, избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка Моцарта. Его произведения рекомендуются при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения какого-либо материала, причем эффективны все произведения этого композитора.

Например тот же тренажёр «восьмёрка» он сейчас есть и электронном варианте я его использую наложив музыку имеет уже двойной эффект релаксация.

      Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации, только она должна звучать негромко, еле слышно.

        И нужно сказать если  на уроке применять приёмы системы Владимира Филлиповича Базарного то необходимость в проведении традиционных физминуток отпадает, т.к. – предъявление заданий с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности детей на уроке, сохранить и улучшить физическое, психическое здоровье детей. Повышается  работоспособность, внимательность, активность учеников, их способность и интерес к само- и взаимоконтролю.

Кроме элементов методики Базарного на своих уроках использую следующие приёмы. Для формирования правильной осанки использую мешочки наполненные крупой. На минутках чистописания дети кладут данный мешочек на голову и  пишут. Сначала это было только на минутках чистописания сейчас ученики уже в течении урока сами кладут мешочек и выполняют задания в тетради.

  • Испльзую упражнения на уроке с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся

-«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга;

под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;

-«качания головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи;

-«ленивые восьмерки» - активизируют структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;

в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;

-«симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию;

в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;

-«медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;

покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;

-«поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника;

сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом, удерживать позу 15-20 секунд;

-«медуза» - снимает психофизическое напряжение;

сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

-«шапка для размышлений» - улучшает внимание, ясность восприятия и речь;

«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

    Таким образом, внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, способствует лучшему усвоению ими учебного материала .

В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии в моей практике

В работе представлены здоровье сберегающие технологии, классный час,...

Здоровьесберегающие технологии в моей практике.

Одной из приоритетных задач образования становится сегодня укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были б...

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогической практике

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе актуальны здоровьесберегающие технологии, при которых  формируются  бережное  отношение к своему физическому и психическому здоровью, ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Материал презентации иллюстрирует различные здоровьесберегающие технологии, которые используются в работе учителя - логопеда...

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической практике

Статистические исследования, проводимые в последние годы, показали, что большинство современных школьников в той или иной степени страдают различными заболеваниями и нуждаются в комплексной коррекцион...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда...