Использование ИКТ в начальных классах
статья на тему
Выступление по данной проблеме и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_ispolzovanie_ikt_v_nachalnoy_shkole.rar | 638.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе в условиях введения ФГОС.
Зиганьшин М.М. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории Именьковской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов Лаишевского муниципального района РТ.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования в условиях введения ФГОС в начальное звено школы является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе:
- усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.
- позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
- повышают объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
- расширяяют возможность самостоятельной деятельности; формируют навыки подлинно исследовательской деятельности.
- обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Опыт организации учебного процесса активного использования ИКТ в своих уроках позволяет мне говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.
Компьютер, проектор и интерактивную доску можно использовать как:
- индивидуальное средство обучения;
- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;
- интерактивную доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении.
В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, сам составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, провожу уроки с использованием интерактивной доски.
При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность на уроках математики за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
Программа Microsoft PowerPoint проста в работе, по щелчку мыши появляются задания с анимационным эффектом, выплывают ответы примеров, пропущенные числа и т.д. Яркое анимированное оформление способствует более полному восприятию и запоминанию нового материала урока.
Но вместе с тем, много времени уходило на подготовку презентаций к уроку, особенно с применением анимации. Но с более широким применение компьютерных технологий, развитием сети интернет, можно использовать готовые материалы своих коллеги делиться своим опытом.
Что дают такие уроки учителю?
- Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
- Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.
- Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к такому трудному предмету как математика.
- Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
Использование ИКТ на уроках математики оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний по предмету
- продвигает ребёнка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребёнка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
- способствует более глубокому усвоению наиболее трудных тем
На личном опыте я убедился, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. У детей легче формируются познавательные, личностные, регулятивные УДД. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе ИКТ , могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.
ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!
Литература:
1. Кехтер Т.А. «Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий» kexter.ru
2. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. –
9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.
3. Руденко Н.Н. «Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе»
2009.
Интернет ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/
2. http://viki.rdf.ru/cat/skazki/?page=4
3. http://nsportal.ru
4. http://pedsovet.su