Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школьном режиме.
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школьном режиме.
Одно из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья – организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. Формой активного отдыха детей на уроках являются так называемые физкультминутки.
Ученые подтверждают, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают положительное эмоциональное состояние. Предлагаю конкретный материал для физкультминуток.
Упражнение на снижение утомления
«Дерево»
И.п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вдохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута. Дыхание свободное.
Упражнения на расслабление
1. «Поглаживание рук»
И.п.: стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь в течение 10–15 секунд.
Теплой ладонью одной руки выполнить поглаживание тыльной части другой руки, от пальцев к запястью (5–7 раз). Поменять руки и выполнить поглаживание другой рукой (5–7 раз). После этого – поглаживание сначала одного, затем другого предплечья.
2. «Фея сна»
И.п.: стоя по кругу. Фея сна поочередно подходит к детям, касается плеча волшебной палочкой, и те закрывают глаза, расслабляют мышцы и «засыпают».
Упражнение на психорегуляцию
«Поглаживание шеи»
И.п.: стоя; правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8–10 растираний. То же левой рукой.
Упражнения на внимание
1. «Солнышко и тучка»
Солнце зашло за тучу, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание на 3–4 сек.).
Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, сделать глубокий выдох.
2. «Сосулька»
«У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет – гвоздь упадет» – дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседают.
Физкультминутки могут проводиться без предметов и с предметами – мячами, шарами, гимнастическими палками, скакалками.
В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4–6 упражнений; 2–3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2–3 – для плечевого пояса, рук и туловища и упражнения для ног. Количество повторений – 4–6 раз.
Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение, имеющие четкий ритм.
Если физкультминутки проводятся в форме общеразвивающих упражнений, подбираются упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время статическое напряжение (мышцы живота, спины, плеч, рук и таза). Закончить такую физкультминутку целесообразно танцевальными или прыжковыми упражнениями, обратив внимание учащихся на высоту прыжков.
Комплекс № 1
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
1. 1–4 – ходьба на месте по кругу.
2. И.п.: о.с. 1 – наклон вправо; 2 – наклон влево; 3 – наклон вперед; 4 – и.п.
3. И.п.: о.с. 1–4 – ходьба в низком приседе, 5–8 – и.п.
4. И.п.: о.с. 1–4 – полуприседая, «погрозить пальцем»; 5–8 – и.п.
Комплекс № 2 (продолжение)
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка,
Выпили водицы полное корытце.
1. И.п.: о.с. 1–4 – согнуть правую ногу и разогнуть вправо; 5–8 – согнуть левую ногу и разогнуть влево.
2. И.п.: о.с. 1–2 – поглаживание живота сверху вниз; 3–4 – руки вверх, в стороны.
3. И.п.: о.с. 1–2 – поворот направо, руки за спиной; 3–4 – поворот налево, руки за спиной.
4. 1–4 – прыжки на обеих ногах вперед, назад.
Физкультминутки могут проходить в форме подвижных игр. Танцевальные движения тогда выполняются под музыку, учащиеся, например, изображают движения зверей (кошка крадется, собака бежит, лягушка скачет, аист летит). Танцевальные движения создают бодрое настроение и развивают творческие способности. Продолжительность таких упражнений – 2–3 минуты.
«Изобрази в рифму»:
Вместо шапки на ходу
Он надел ... (сковороду).
Пошла муха на базар
И купила... (самовар).
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в ... (нос)».
Ехали медведи
На ... (велосипеде)…
«Изобрази животных»:
Сюда из джунглей поутру
Прискакала ...(кенгуру).
Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила ... (бегемот).
Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая.
Ей не надо пирожка,
Ей бы скушать петушка... (Лиса)
Великан в бору живет,
Он сладкоежка – любит мед.
Когда испортится погода,
Ложится спать он на полгода… (Медведь)
Двигательную часть занятия можно организовать в виде задания-загадки. Например: «Кто живет на птичьем дворе?».
Довольно часто на уроках устраиваются физкультминутки с использованием стихотворного текста.
Упражнения на развитие общей моторики
«Снежинки»
Мы снежинки,
мы пушинки,
(И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево.)
Покружиться мы не прочь.
(Поворот на 360 градусов.)
Мы снежинки-балеринки,
(Наклоны туловища вправо, влево.)
Мы танцуем день и ночь.
(Приставной шаг вправо и влево.)
Мы деревья побелили,
(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
Землю бархатом укрыли
(Приседание с разведением рук.)
И от стужи сберегли.
(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.)
«Совушка-сова»
Ах ты, совушка-сова,
(И.п.: о.с. Руки на плечи, круговые движения.)
Ты большая голова!
(Руки на затылок,наклоны влево, вправо.)
Ты на дереве сидела,
(Высокое поднимание колен.)
Головою ты вертела,
(Повороты головы вправо, влево.)
Во траву свалилася,
В яму покатилася.
(Глубокий наклон вперед. 2 приседания.)
Упражнения на развитие мелкой моторики
1. «Воздушный шар»
Шар воздушный,
(Сгибание-разгибание кистей рук.)
шар воздушный,
Шаловливый, непослушный.
(«Колечки».)
Вместе с ветром убежал,
(«Замок» – рука на руке.)
А куда – и не сказал.
(3 хлопка, руки за спину.)
2. «Чистоговорки»
Наша школа хороша,
(Сжимание-разжимание кулаков.)
Ша-ша, ша-ша.
(«Кошечка».)
В нашу школу я спешу,
(«Колечки».)
Шу-шу, шу-шу.
(Чередование ритмичных хлопков ладонями и ударов кулаками друг друга.)
А учусь я хорошо,
(Имитация стригущих движений указательным и средним пальцами обеих рук.)
Шо-шо, шо-шо.
(Пальцы обеих рук соединить попарно, придать им форму шара, чередовать напряжение и расслабление.)
Особое внимание хотелось бы обратить на упражнения для глаз.
В классах охраны зрения эти упражнения носят индивидуальный характер.
В обычных классах упражнения проходят по усмотрению учителя, в зависимости от нагрузки на зрительный анализатор.
Но проводятся они в обязательном порядке для профилактики зрительных нарушений.
Упражнения для глаз
На улучшение циркуляции крови.
1. Сомкните веки обоих глаз на 4–5 секунд; повторите 6–8 раз.
2. Быстро моргайте глазами в течение 10–15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом 7–10 секунд.
3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.
4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1–3 секунд.
5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба.
На укрепление глазодвигательных мышц.
1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы; повторите 8–10 раз.
2. Медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно: повторите 8–10 раз.
3. Медленно переведите взгляд вправо, влево, влево вниз и обратно; повторите 8–10 раз.
4. Сделайте круговые движение глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4–6 раз.
На снятие зрительного утомления (выполнять каждые 20–25 минут зрительной нагрузки).
1. 15 движений глазами вправо – влево.
2. 15 круговых вращательных движений глазами слева направо.
3. 15 круговых вращательных движений глазами справа налево.
Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-, 13-, 15-я минута занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и двигательного режима). Комплексы должны быть разными по содержанию и форме. Одной из форм проведения физкультминуток могут быть также эстафеты и подвижные игры.
Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах – взявшись за руки, в колоннах.
Рекомендации для учителя
Учитель должен:
проводить физкультминутку, находясь в хорошем настроении;
обладать педагогическим тактом;
владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
знать основы терминологии физических упражнений.