Проектно-исследовательская деятельность. Презентация
презентация к уроку по теме
В данной презентации отражены основные этапы проведения исследовательского проекта в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovat.deyatelnost.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Задачи проектно – исследовательской деятельности Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности: Рефлексивные Поисковые (исследовательские) Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские Коммуникативные Презентационные Умение отвечать на незапланированные вопросы
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? цель : цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п . исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Различие Этапы исследования Этапы проекта 1.Выбор темы исследования. 1.Выбор темы исследования. 2.Постановка целей и задач. 2.Постановка целей и задач. 3.Выдвижение гипотезы исследования. 3.Планирование проектной деятельности. 4.Организация исследования: методы исследования, план . 4.Реализация проекта . 5.Самостоятельная деятельность, фиксирование результатов. 5.Оценка и самооценка проекта. 6.Презентация 6.Презентация
Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам: по количеству учащихся; по времени проведения проекта; по месту проведения; по теме.
Виды исследовательских проектов , которые мы можем предложить учащимся начальных классов: теоретические; экспериментальные; фантастический; изобретательский.
И сследовательские – выполнение с помощью корректной, с научной точки зрения методики, имеют собранный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления, предполагают начальную неопределенность результата, которая устраняется в результате исследования: «Изучение особенностей развития…»
Подготовка Проведение вводной беседы с целью: -формирования первичного представления об изучаемом объекте -формирования интереса к данной теме -создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
1 этап Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п. 2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка целей. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей. План работы над исследовательским проектом
Гипотеза – предположение, суждение о закономерной связи явлений. Может быть Предположим Допустим Возможно Наверное
Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя Плановые работы 1.Определение источников информации. 2.Планирование способов сбора и анализа информации. 3.Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: -отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов) -фильм, макет, сборник и т.д. -конференция, праздник и т.д. 4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды. Выработка плана действий (как можно это сделать?). Определение основных методов: -прочитать в книге -понаблюдать -посмотреть в компьютере -задать вопросы родителям, специалистам -подумать самостоятельно -посмотреть в книгах -посмотреть по телевизору и т.д. Формулировка задач (для чего?) Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов. Исследовательская деятельность Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.д. Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы, закладки и т.д. Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта. Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. Анализ информации. Оформление результатов. Наблюдение, советы.
«Памятка для ученика» Подумать самостоятельно Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей. Просмотреть телематериалы . Запиши то необычное, что узнал из фильмов. Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии. Провести эксперимент. Запиши план и результаты эксперимента.
3. Трансляционно-оформительский этап 3.1. Предзащита проекта 3.2 . Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. 3.3. Подготовка к публичной защите проекта: 3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы ( медиаподдержка , подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); 3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя Представление результата работы в разнообразных формах. Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на : конкурсах; праздниках; выставках; акциях; конференциях и т.д.
Учитель Осуществляет консультативную помощь Подготавливает необходимое оборудование Обеспечивает непрерывность работы над проектом
“Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.
Спасибо за внимание!
Литература для учителя Савенков А.И. Как научить младшего школьника приобретать знания. Савенков А.И. Организация игр – исследований для младших школьников.// «Одаренный ребенок» №3, 2004. Савенков А.И. Исследовательская практика детей.// «Детское творчество» №5, 6, 1998. Савенков А.И. Я – исследователь. Самара: ООО «Учебная литература», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Презентация о работе учителя с учащимися 2 класса по проектно-исследовательской деятельности
В материале раскрыта работа с учащимися начиная с 1 клласса....
Доклад"Проектно-исследовательская технология" с презентацией
Доклад " Проектно-исследовательская технология " с презентацией...
Презентация "Организация проектно-исследовательской деятельности"
В презентации описана работа по внеурочной деятельности в 1 классе...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...