ВЫСТУПЛЕНИЕ : "ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ".
статья на тему
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий
в начальной школе
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий.
- Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
- Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
У нас сложился свой ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорим такие слова, сопровождая их показом:
Всем говорю я : «Здравствуйте,
С добрым утром, друзья.
День наступил прекрасный,
Потому, что в нем вы и я!»
Каждое утро мы начинаем с зарядки под музыку.
Ежедневно по утрам,
Зарядку делать надо нам.
Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.
- Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Для этого применяю различные приемы.
1)Создание у ребенка субъективного переживания успеха:
- снятие страха («Ничего страшного»);
- авансирование («У тебя получится»);
- внушение («Приступай же»);
- высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
- усиление мотива («Нам это нужно для…»)
2) Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:
-ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь;
-формирование веры в успех:
-отметка достижений;
-концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.
Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки учащихся.
- Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
-Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использую проведение физкультминуток:
- Физкульминутки под музыку.
- Упражнения, корректирующих осанку.
- Гимнастика для глаз.
Упражнение «Пальминг» – это эффективный метод упражнения для глаз, направленный на восстановление зрения, который придумал знаменитый ученый из Нью-Йорка, Уильям Бейтс. Многие из его методов берут свое начало от американских индейцев, которые славились своим соколиным зрением. «Пальминг» (от англ. palm – «ладонь»). Упражнение в первую очередь направленно на расслабление глазных мышц. Весьма эффективно действуют упражнения для глаз на людей, которые страдают близорукостью, астигматизмом, косоглазием. Потрите ладони друг о друга, чтобы ощутить характерное тепло. Глаза необходимо закрыть теплыми ладонями так, чтобы края ладоней охватывали нос, а плотно сомкнутые пальцы перекрещивались между собой, как указано на изображении. В таком положении необходимо находится не меньше четырех минут.
- Дыхательная гимнастика.
Вдох пауза выдох
4 сек. 2 сек. 4 сек.
5 сек. 2 сек. 4 сек.
6 сек. 2 сек. 4 сек.
Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.
- Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику.
Устаёт рука– устаёт ребёнок.
Пример:«Капуста». Движения, имитации действий.
Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.
Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.
Пример:
Массаж пальцев перед письмом.
-протирание ладошек;
«Скалка».
-покатать ручку между ладонями;
-покатать ручку между большим и указательным пальцем;
«Игра на клавишах».
По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.
Использование скороговорок с движениями руками в такт.
Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.
- Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).
-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).
-Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
Следующая аутогенная тренировка (настрой на урок математики)
-Скажем хором: «Мы внимательны! Всё будет хорошо! Нам нравится сравнивать предметы! Мы успеем сделать всё!»
- Формулы самовнушения.
Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешиваются заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:
Я – способный!
Я – со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я – хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
- Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной или физической деятельности. Релаксацию может быть в виде
дыхательных упражнений: Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз.
упражнений для мышечного расслабления: Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд). Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Зрительные представления (могут сопровождаться негромкой музыкой.) Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость.
Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.
- Включаю в тему урока.
Русский язык.
Ставлю на уроке проблему:
Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да и нет.) Почему?
-Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и сохранять наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)
Работа с пословицами.
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
Очень часто на уроке я использую, работу с пословицами, например, грамотно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Литературное чтение.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
«Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
-Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
-Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
-Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
-Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Окружающий мир.
-Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.
Никогда не чищу зубы.
Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
Прочищаю зубы иголкой.
Полощу рот после еды.
Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
Почистив вечером зубы, не ем сладости.
Математика
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
-Можно съедать так много пирожных? Почему?
-Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:
- опрос учащихся;
- письмо;
- чтение;
- слушание;
- рассказ;
- рассматривание наглядных пособий;
- ответы на вопросы;
- решение задач.
Норма 4-7 видов за урок.
4. Правильное питание
Говоря о применении здоровьесберегающих технологий нельзя не упомянуть работу по теме о правильном питании, которая строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.
Вывод:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья, повышению качества знаний
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Берегите себя и своих учеников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе (выступление на МО)
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются...
Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"
Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...
Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"
Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
Выступление на педсовете "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
В данной презентации представлены виды здоровьесберегающих технологий, которые применяются педагогами в начальной школе....