ВЫСТУПЛЕНИЕ : "ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ".
статья на тему

Крылова Ирина Константиновна

 Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

в начальной школе


 Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий.

  1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
  • Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

У нас сложился свой ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорим такие слова, сопровождая их показом:

Всем говорю я : «Здравствуйте,

С добрым утром, друзья.

День наступил прекрасный,

Потому, что в нем вы и я

Каждое утро   мы начинаем с зарядки под музыку.

Ежедневно по утрам,

Зарядку делать надо нам.

Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.

  • Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Для этого применяю различные приемы.

1)Создание у ребенка субъективного переживания успеха:

- снятие страха («Ничего страшного»);

- авансирование («У тебя получится»);

- внушение («Приступай же»);

- высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);

- усиление мотива («Нам это нужно для…»)

2) Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:

-ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь;

-формирование веры в успех:

-отметка достижений;

-концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.

Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки учащихся.

  • Использование приемов рефлексии.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Какие задания показались наиболее интересными?

-Что вызвало затруднения?

- Над чем хочется поразмышлять?

- Какой совет дали бы себе?

- Кому захотелось сделать комплимент?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

2. Использую проведение физкультминуток:

  • Физкульминутки под музыку.
  • Упражнения, корректирующих осанку.
  • Гимнастика для глаз.

Упражнение  «Пальминг» – это эффективный метод упражнения для глаз, направленный на восстановление зрения, который придумал знаменитый ученый из Нью-Йорка, Уильям Бейтс. Многие из его методов берут свое начало от американских индейцев, которые славились своим соколиным зрением. «Пальминг» (от англ. palm – «ладонь»). Упражнение в первую очередь направленно на расслабление глазных мышц. Весьма эффективно действуют упражнения для глаз на людей, которые страдают близорукостью, астигматизмом, косоглазием. Потрите ладони друг о друга, чтобы ощутить характерное тепло. Глаза необходимо закрыть теплыми ладонями так, чтобы края ладоней охватывали нос, а плотно сомкнутые пальцы перекрещивались между собой, как указано на изображении.   В таком положении необходимо находится не меньше четырех минут.

  • Дыхательная гимнастика.

Вдох пауза выдох

4 сек. 2 сек. 4 сек.

5 сек. 2 сек. 4 сек.

6 сек. 2 сек. 4 сек.

Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.

         

  • Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.  Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику.

Устаёт рука– устаёт ребёнок.

Пример:«Капуста». Движения, имитации действий.

Мы капусту рубим.

Мы капусту трём.

Мы капусту солим.

Мы капусту жмём.

Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.

Пример:

Массаж пальцев перед письмом.

-протирание ладошек;

«Скалка».

-покатать ручку между ладонями;

-покатать ручку между большим и указательным пальцем;

«Игра на клавишах».

По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.

Использование скороговорок с движениями руками в такт.

Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.

  • Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).

-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).

-Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

Следующая аутогенная тренировка (настрой на урок математики)

-Скажем хором: «Мы внимательны! Всё будет хорошо! Нам нравится сравнивать предметы! Мы успеем сделать всё!»

  • Формулы самовнушения.

Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешиваются заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:

Я – способный!

Я – со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я – хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!

  • Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной или физической деятельности. Релаксацию может быть в виде

дыхательных упражнений: Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз.

упражнений для мышечного расслабления: Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд). Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Зрительные представления (могут сопровождаться  негромкой музыкой.)  Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой  и невесомость.
Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.

  1. Включаю в тему урока.

Русский язык.

Ставлю на уроке проблему:

Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да и нет.) Почему?

-Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и сохранять наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)

Работа с пословицами.

Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

Очень часто на уроке я использую, работу с пословицами, например, грамотно списать с доски текст:

«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:

«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Литературное чтение.

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

«Колобок».

Дети легко и охотно приходят к заключению:

-Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

-Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

-Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

-Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

-Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Окружающий мир.

-Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

Никогда не чищу зубы.

Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

Прочищаю зубы иголкой.

Полощу рот после еды.

Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

Почистив вечером зубы, не ем сладости.

Математика

Решите задачу.

Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?

( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

-Можно съедать так много пирожных? Почему?

-Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)


У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:

  • опрос учащихся;
  • письмо;
  • чтение;
  • слушание;
  • рассказ;
  • рассматривание наглядных пособий;
  • ответы на вопросы;
  • решение задач.

Норма 4-7 видов за урок.

4. Правильное питание

Говоря о применении здоровьесберегающих технологий нельзя не упомянуть работу по теме  о правильном питании, которая строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.

Вывод:

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших

школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению

их здоровья, повышению качества знаний

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

   Берегите себя и своих учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе (выступление на МО)

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Выступление на педсовете "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

В данной презентации представлены виды здоровьесберегающих технологий, которые применяются педагогами в начальной школе....