Технология критического мышления
статья по теме
В материале описана структура и специальные методические инструменты технологии критического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Материал подготовила
- учитель начальных классов
В.П. Кречетова
- Технология критического мышления.
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе, начиная уже с младшего школьного возраста.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Последние статистические данные показывают, что дети не умеют работать с текстовой информацией, не умеют работать с таблицами, графиками. 10% учащихся 9-ых классов имеют скорость чтения на уровне учащихся 4- ых классов.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица.
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:
- Заполните свой «дневник исследователя»:
Что я знаю о тундре? | Что я узнал нового о тундре? |
Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. | Где появились первые люди? Как люди заселили нашу Землю? Почему сейчас люди не кочуют? | Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома. |
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
|
|
|
|
|
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».
Правила игры:
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Инсерт
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Чтение с пометками.
Каждому ученику раздать текст, который он читает, делая на полях пометки.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску. |
высказывание | до | после чтения |
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. |
|
|
2. Форма глаза напоминает яблоко. |
|
|
3. Глаза в сильные морозы мерзнут. |
|
|
4. Зрачок - это отверстие в глазу. |
|
|
5. В глазу имеется прозрачная линза. |
|
|
6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. |
|
|
7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков. |
|
|
На стадии размышления:
1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
Аутотренинг.
2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".
Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.
«Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Синквейн»
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
- инструмента для синтезирования сложной информации;
- способа оценки понятийного багажа учащихся;
- средства развития творческой выразительности.
Приведу примеры синквейна, написанных учащимися:
Земля
Плодородная, теплая.
Взращивает, кормит, дарует.
Недаром с любовью о ней говорим.
Матушка.
Болото
Травянистое, влаголюбивое.
Фильтрует, лечит, образует.
Природная фабрика торфа.
Влага.
Числительное
Количественное, порядковое
Изменяется, называет, считает
Без них не обойтись
Имена.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:
-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
- готовность к планированию;
-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Литература
- Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
- Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
- Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.
- Интернет-ресурсы.
предположения
Т
Е
М
А
аргументы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» Цель:обобщить и систематизиров...
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....
Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).
Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....