Проектная деятельность младших школьников
статья по теме
Доклад по теме "Проектная деятельность младших школьников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по теме "Проектная деятельность младших школьников" | 851.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа го Молодёжный
Выступление на педагогическом марафоне
Тема: Проектная деятельность младших школьников.
Автор:учитель начальных классов
Петрашенко Марина Михайловна
2013год
- Почему проектная деятельность нужна в начальной школе?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет модель выпускника начальной школы способного «планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект».
Роль проектной деятельности при реализации ФГОС НОО трудно переоценить. В стандарте изменяется значение начального этапа среднего общего образования. Начальная школа должна, прежде всего, сформировать у ребёнка желание и умение работать самостоятельно. Это связано с особенностями новой информационной среды общества, в которой всё меньше места остаётся для человека, не способного к постоянному повышению профессиональной и социальной компетентности. К тому же проектная деятельность формирует такие личностные качества, которые необходимы любому гражданину для успеха в социально-экономической жизни общества. Успешное формирование проектной деятельности способствует формированию умения самостоятельно планировать деятельность, последовательно реализовывать поставленные задачи, доводить начатое дело до конца.
На первой ступени общего образования в соответствии со стандартом навыки для формирования проектной деятельности только закладываются. Но заниматься формированием проектной деятельности нужно целенаправленно, чтобы обеспечить преемственность на всех ступенях общего образования. Потому что на основной ступени общего образования учащиеся уже должны иметь опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы.
Формирование способности к проектированию является одним из главных способов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Приоритетом здесь является умение ставить учебные цели и задачи, самостоятельно планировать их осуществление, контролировать и оценивать свои действия, вносить изменения.
В сфере развития коммуникативных УУД проектная деятельность стимулирует формирование способности организовывать и планировать сотрудничество с учителем или сверстниками. Презентация проектов способствует приобретению опыта использования речевых средств (коммуникативные компетенции).
В сфере развития познавательных УУД главное значение проектной деятельности в приобретении навыков поиска информации.
Личностные результаты, развивающиеся в процессе создания проекта, могут способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, развитию самостоятельности, личной ответственности, мотивации к творческому труду, работе на результат и т. д.
Среди метапредметных хочется выделить формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Отдельно хочется отметить развитие информационной компетентности. Это не только поиск информации, но и самостоятельная подготовка выступления, различные виды сопровождения (презентации, аудиозаписи, демонстрации).
- Каковы слагаемые успеха будущего проекта?
Работая над проектом, учитель должен чётко спланировать все этапы.
Этапы | Задачи. Содержание работы. |
1. Подготовительный | а) определение темы; б) выбор рабочей группы. |
2. Планирование | а) анализ проблемы; б) формулировка целей и задач; в) определение формы проекта; г) определение источников; д) определение критериев оценки; |
3. Исследование | а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы |
4. Выполнение | а) реализация намеченного; б) подготовка выступления |
5. Защита проекта (предоставление отчёта) | а) объяснение результатов; б) публичное выступление |
6. Оценка результатов (рефлексия) | а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач |
- Проект – это «пять П»:
- Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
- Шестое “П” проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
- Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Рассмотрим некоторые этапы.
- Определение тематического поля и темы проекта.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Актуальность темы определяется самим ребёнком, почему он её выбрал, чем она для него важна и для почему интересна для окружающих.
- Формулировка проблемы как противоречия (неразрешённая задача).
- Цель формулируется как результат, который предполагается получить:
- Установить связь между…
- Доказать, что..
- Обосновать тезис о том, что…
- Создать…
- От постановки цели, как мысленно проектируемого результата предстоящей совместной деятельности, учащиеся переходят к формулированию задач.
Задачи можно рассматривать как последовательные шаги, которые нужно совершить для достижения цели.
- Учитель определяет тип проекта.
- По доминирующей деятельности учащихся:
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Например, в 2012 году на районном семинаре директоров мы с учеником 2 класса представляли информационный проект «Животные на войне», который получил высокую оценку гостей. Ребёнок не только констатировал факты, но и делал выводы о том, почему данное животное использовали в конкретной ситуации. Но в данном проекте использовали элементы творчества, потому что после ознакомления с проектом, ребята устроили выставку рисунков.
В 2010 году ребята 4 класса на районной конференции представили информационный проект «Грач – птица весенняя». Это групповой проект, в нем участвовали 2 ученицы. В данном проекте использованы элементы исследования, дети изучали ареал обитания грачей в нашей местности, выяснили, что их численность уменьшилась, сделали собственные выводы о причинах.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Например, в своем классе мы с ребятами организовали творческий коллективный проект «Путешествие зёрнышка». Определили проблему: какие могут быть зёрнышки; как человек использует разные зёрнышки. Ребята готовили сообщения о разных зёрнышках, какую пользу они приносят, как люди их используют. Презентацией (продуктом) явился праздник, на котором дети представляли свои выступления, поделки, в которых использовали разные зёрнышки, продукты, которые сделаны из разных зёрнышек приготовленные дома с родителями и купленные в магазине. Так мы представили творческий проект.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
- По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Так мы провели урок математики во 2 классе по теме «Таблица умножения на 8 и 9», который тоже был представлен на семинаре директоров. Здесь ребята прошли все этапы, которые предусматривает проектная деятельность.
Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности тоже.
На уроке русского языка по обобщению знаний об имени существительном мы представили монопроект «Что мы знаем об имени существительном?»
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
- Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
- Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Так, например, мы выполняли проект «Что из чего сделано» в рамках внеурочной и урочной деятельности. Дети разделились на 4 группы и каждая представляла своё направление «Глина», «Дерево», «Железо», «Ткани».
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
- По количеству участников
индивидуальные
рупповые
коллективные
- По характеру координации проекта:
- проект с открытой координацией,
- проект со скрытой (неявной) координацией
- Создание проекта.
Здесь нужно учитывать структуру.
Правильное оформление титульного листа.
Оглавление.
Введение (актуальность, цель, задачи)
Основная часть с промежуточными выводами.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Рецензия.
- Контроль и коррекция результата.
Обратить внимание на то, какие критерии оценивания проекта предусмотрены:
- Самостоятельность работы;
- Актуальность и значимость темы;
- Полнота раскрытия темы;
- Оригинальность решения проблемы;
- Выразительность выступления;
- Использование технических средств, наглядности;
- Умение отвечать на дополнительные вопросы.
- Презентация проекта.
- Рефлексия.
На этом этапе проводится рефлексивный анализ того, что было сделано.
Учащиеся совместно с учителем могут ответить на следующие вопросы:
- Достигнуты ли цели проекта?
- Соответствует ли полученный результат цели проектирования?
- Что удалось в проекте лучше всего?
- Что хотелось бы изменить?
- Как вы оцениваете работу группы в целом?
- Как вы оцениваете свой личный вклад в работу над проектом?
- Какие знания, умения вы приобрели в ходе работы?
- Каких знаний, умений вам недоставало?
- С какими проблемами Вы столкнулись?
- Чувствуете ли вы удовлетворение от выполненной работы?
- Есть ли у вас желание продолжить в дальнейшем принимать участие в проектировочной деятельности?
Можно предложить каждому участнику проекта заполнить анкету или обсудить эти вопросы в группе, предоставив каждому участнику свободно высказать свое мнение. При этом важно учесть, что мнения не оспариваются, а выслушиваются.
- Заключение
Учебный проект с точки зрения учащегося – это
- возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
- деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это
- дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс с использованием проектной деятельности существенно отличается от традиционного обучения.
Литература.
- Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов.:УЦ «Перспектива», Москва 2013
2. http://www.nachalka.com/book/export/html/326
3. http://www.nachalka.com/node/401
4.http://sedova.ucoz.net/publ/na_zametku/osobennosti_raboty_nad_proektom_v_nachalnoj_shkole/3-1-0-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников
Проектная деятельность младших школьников...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...