Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по теме
Как сохранять здоровье детей в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_tehnologiya_hohlovoy_e.p.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО КУРСУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"
КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №68
Хохлова Е.П.
г. Рязань 2011
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
В системе образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Опираясь на классические разработки каждый учитель решает проблему сохранения здоровья учащихся по-своему.
Мною была разработанна технология проведение интегрированных уроков.
Технология позволяет осуществить комплексный, междисциплинарный подход к обучению младших школьников, что соответствует требованиям здоровьесберегающих технологий. Чтобы сохранение и укрепление здоровья учащихся при стабильных результатах обучения было успешным, педагогу необходимо выполнять ряд условий, требований, методических приемов, рекомендаций, котроые приобретают вид системы действий учителя, вызывающей ответные действия учеников и их родителей.
- Соблюдение двигательного режима.
- изменение положения тела во время урока;
- физпаузы со стихами;
- гимнастика для пальцев;
- гимнастика для глаз (методика В.Ф. Базарного и др.);
- смена учебных мест учащихся (рядами, номерами столов и др.);
- профилактические упражнения (релаксация);
- дыхательные упражнения.
- Учет периодов работоспособности детей (подъем и снижение продуктивности учебной работы), обеспечение адекватного восстановления сил.
- Смена видов деятельности (слушание, рассказ, письмо, чтение, игра, работа с компьютером и интерактивной доской и др.).
- Поддержка положительной мотивации (интерес к изучаемому материалу, создание «ситуации успеха»).
- Создание атмосферы творчества и раскрепощенности на уроке (снижение уровня тревожности).
- Доброжелательный, положительно-эмоциональный тон учителя.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
- Поэтапное формирование действий младшего школьника (формирование умственных действий).
- Реализация доступных для младшего школьника проектов (например, «как расти здоровым», «правильно питаться», «берги органы чувств» и др.).
- Активные перемены (организованные подвижные игры).
- Соблюдение правил личной гигиены.
- Работа с родителями по сохранению здоровья детей (беседы и тематические родительские собрания, совместные проекты «Папа, мама, я – здоровая семья», «Закаливание в нашей семье» и др.).
- Стимулирование пространственной, слуховой, зрительной активности детей с привлечением органов чувств:
- воздействие цвета на деятельность учащихся;
- использование звуков природы (шум воды, голоса птиц и др.);
- ароматерапия (например, чеснок для профилактики гриппа).
- Систематическое выявление и учет учителем показателей здоровья учащихся (совместная работы педагога со школьным врачом).
- Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности.
В своей работе я стремлюсь сохранить все положительное, накопленное десятилетиями мастерами педагогического опыта и внести в обучение и воспитание детей то новое что, соответствует требованиям современности. Проведение интегрированных уроков помогает научить ребенка свободно ориентироваться в природе и обществе, находить самостоятельно выход из трудных ситуаций, сохраняя при этом свое здоровье, положительные качества личности, избегая эмоциональных срывов. Важно не только вооружить учеников знаниями и умениями, но и навыками умственного труда, добиваться, чтобы этот труд приносил радость.
Работа предусматривает проведение одного раза в неделю учебного дня, уроки кторого объединены общей темой и идеей. За центральный предмет принято естествознание, как наиболее близкий сердцу и разуму каждого ребенка предмет.
Гибкость программы «Мы – часть природы» дала возможность применять различные варианты проведения занятий в зависимости от конкретных условий. Практика показала, что формой проведения Дней Природы может быть и поход, и экскурсия, и игра-путешествие.Но, при определенных условиях весь День Природы можно вместить в один урок! На таком уроке в очень сжатой, доступной, часто занимательной форме можно закрепить, повторить с детьми материал всех учебных предметов начальной школы, провести ряд здоровьесберегающих мероприятий.
Условиями, благоприятными для проведения «мини» Дней Природы можно считать следующее:
1. правильный выбор темы центрального предмета естествознания (как правило это итоговые темы четверти);
2. материал других учебных предметов должен быть уже знаком детям и используется для повторения, закрепления, систематизации знаний;
3. должна быть проведена тщательная подготовка к уроку с опорой на индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Первые два условия, конечно, не могут быть безоговорочными. Так, иногда я предлагаю детям не итоговую тему, а тот вопрос, который вызвал у учащихся наибольший интерес. Урок не обязательно помогает только закрепить знакомое, в нем просто необходимы искры новых знаний, удивительных фактов, что поддерживает познавактельный интерес детей.
Оцениваются такие уроки тоже с учетом индивидуальности ребенка. Кто-то весь урок поднимал руку. Он достоин похвалы учителя и хорошей оценки. А кто-то дома выполнил задание и принес готовый результат в класс. Это тоже «пятерка». Важно только, чтобы эти дети менялись ролями постоянно. Молчуна хорошобы попросить рассказать о чем-либо заранее, а слишком активного внимательно послушать и дополнить ответ товарища.
Дети имеют право выбора во всем на уроке: в выборе задания и ответа, цвета красок и даже оценки. Учитель только направляет и убеждает! Это особые уроки, они проводятся примерно один раз в четверть. Именно на них учитель может позволить ученику выбрать свою оценку. Так как дети отчитываются за материал разных предметов, то могут получить оценку и по математике, и по русскому языку и по естествознанию, а, может быть и по нескольким предметам сразу.
Технология разработана на основе интеграции учебных предметов начальной школы путем отбора содержания для проведения интегрированных уроков. Содержательной основой в моей работе служит материал учебно-методического комплекса к любой программе обучения младших школьников. Основной опорой организации учебной деятельности является курс «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы.
Осуществляя на практике разработанную мною программу и работая в соответствии с созданной технологией можно решить задачи достижения максимально возможного результата в общем развитии учащихся без противопоставления усвоению знаний, умений и навыков в условиях полной раскованности детей, их эмоционального подъема, что способствует сохранению здоровья младших школьников.
В целях формирования у учащихся целостной картины окружающего мира я использую аналитико-синтетический метод, ведя работу с классом так, чтобы возбудить аналитико-синтетическую работу мысли ученика. В системе интегрированных уроков анализ непрерывно меняется синтезом, синтез-анализом. Например, знакомясь с лиственными и хвойными растениями, учащиеся находят общие и отличительные характеристики деревьев и кустарников, затем находят существенные признаки хвойных и лиственных пород, распределяют растения по группам, т.е. сравнивают, группируют объекты, систематизируют и обобщают свои знания о них. В процессе такой работы формируется понятие о хвойных и лиственных растениях, что и являлось целью урока. Параллельно идет закрепление математических навыков и умений (сравнение объектов природы), знакомство с неравенствами, выполнение слогового анализа слов – названий деревьев.
Сбалансированная система заданий для контроля за усвоением, интегрирующая разные виды восприятия, разные методы познания, разные уровни сложности, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля и саморазвития.
Особенности технологии затрагивают как задачи образования, так и его содержание, методы, организационные формы, характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Благодаря интеграции содержание общепринятых в начальной школе предметов обогащается. Ученики познают понятия, общие для разных областей знаний, знакомятся с основами явлений и понятий, изучаемых в школе второй ступени (из области географии, биологии, анатомии и физиологии человека).
Положительным качеством технологии является то, что она не сокращает требований к знаниям, умениям определенным программой начальной школы. Система уроков, проводимых в соответствии с данной технологией, позволяет построить обучение разнообразнее, интереснее. На уроках - экскурсиях, уроках - исследованиях, путешествиях дети получают представление об экологии, сами принимают участие в природоохранительной работе, широко используют краеведческий материал, учатся бережному отношению к человеку, как части живой природы.
Методика реализации технологии проведения интегрированных уроков предусматривает использование литературных произведений, привлечение детей к творчеству: составление рассказов и сочинение сказок о любимых растениях и животных, о людях, выполнение рисунков, аппликаций, поделок из разных материалов, создание игровых ситуаций, иллюстрирующих поведение в природе и в обществе. Особую значимость для развития личности ребенка в этом случае имеет возможность проживания школьниками душевного состояния их героев, делающее обучение более человечным, одухотворенным.
Система уроков состоит из двух вариантов. Первый вариант - уроки в таблицах — предоставляет широкие возможности для творческого проведения занятий любым учителем, давая лишь главные установки по организации учебной деятельности. Второй вариант — сценарий уроков - может быть особенно полезным для молодых учителей, так как подробно описывает ход уроков, предлагает различные игровые приемы, предполагает создание проблемных ситуаций и подведение детей к необходимым выводам.
Интегрированные уроки, пробуждающие положительные эмоции детей, оформленные ярко и празднично, вызывают интерес, как у сильных, так и у слабых учащихся, а, следовательно, активизируют мыслительные процессы учеников, способствуют укреплению психического здоровья.
В соответствии с авторской технологией мною проведены открытые уроки, получившие положительную оценку учителей г. Рязани и Рязанской области.
Считаю, что разработанная мною технология может быть рекомендована как один из путей развивающего и здоровьесберегающего обучения младших школьников.
Примеры разработанных уроков прилагаю.
Литература:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. Вентина-Граф. 2008.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО.2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....