Деятельностный подход в начальной школе.
презентация к уроку (1 класс) по теме
Материал представлен документом и презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деятельностный подход в начальной школе | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Освоение деятельностного подхода в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
1)Сравнительное исследование выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран (США, Канада, Израиль, Франция), проведенное Мировым банком в 2006 году, показало, что студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты ( 9-10 баллов) по критериям «знание» и «понимание», и очень низкие баллы-по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1-2 балла). А студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты : они показали высокую степень развития навыков анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при невысоком уровне показателя «знание». Такие факты обозначают проблемы всей структуры и содержания общего образования. Это не удивительно. Книжная культура восприятия учащимися многих предметов неуклонно снижается. Ей на смену приходит приобретение информации с злектронных носителей. Знания становятся фрагментарными, несистематизированными. Таким образом, стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли , помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования знаний, накопленных в процессе образования. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. В моей работе легче внедрить системно-деятельностный подход, т.к. программа, содержание учебно-методического комплекта отвечает требованиям ФГОС. Я имею возможность успешно реализовать эти требования, т.е. управлять познавательной деятельностью школьников, потому что, использую новые технологии обучения, такие как: технологию продуктивного чтения, проблемного диалога, оценивания учебных успехов. Эти технологии позволяют учащимся чувствовать себя субъектом деятельности. Любая наша деятельность начинается с постановки цели, а чтобы возник у учащихся познавательный интерес, сталкиваю их с трудностью преодолимой, а чтобы решить проблемную ситуацию, выполняем учебные действия. К концу обучения в школе, школьник будет сам планировать свою деятельность, выбирать источники информации, в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками освоить новые знания, а потом провести самоанализ результатов работы. Таким образом, моя роль как учителя - организовать деятельность детей. Только через собственную деятельность каждый познает мир, а простая передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтоб вы утолили голод». Но притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Мы учим детей учить себя (учить+ся). 2)Современный образовательный процесс предполагает сотрудничество. Мною на каждом уроке выбирается парная и групповая работа. Почему? В стандартах прописана необходимость формирования, кроме познавательных и регулятивных, еще и личностные, оценочные универсальные учебные действия. А в чем, как не в совместной деятельности можно эти умения сформировать? Мои собственные наблюдения говорят о том, что ребенок очень быстро находит ошибки в суждениях, в планировании деятельности, в оценивании успехов, именно, у одноклассника, в своей работе-с трудом. А парная и групповая работа позволяет быстрее научиться рефлексировать свои действия и адекватно их оценивать. Работая в предшкольной подготовке, я уже там начинала вводить новые формы организации учебного процесса, состав числа на корабликах они показывали в парах (хотя была возможность на каждого дать кораблик), но так как я планировала эти формы работы использовать и дальше, то старалась на разных этапах урока (на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления знаний, обобщения) объединять детей в пары, группы. Чтобы они учились общаться, слушать мнения товарищей, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее правильность, делать это не обижая товарищей, подобрать такие доказательства, чтобы убедить их в своей правоте. Только в совместной деятельности я могу научить детей общаться. Далее, работая по курсу «Введение в школьную жизнь» автора Цукерман Г.А, обучала детей сотрудничеству. Психологи всего мира говорят, что, исключая прямое общение между детьми во время занятий (запрещая им переговариваться, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, несамостоятельным, а потому в наибольшей степени зависимым от учителя, склонным подражать педагогу и не искать собственной точки зрения. Разделяя детей, мы делаем их менее творческими. Цукерман Галина Анатольевна полагает, что мы не научим детей учиться, пока не обучим их общению и сотрудничеству. Я организую такие формы работы: организация взаимной проверки заданий, обсуждение способов своих действий. Работая сообща, учатся распределять роли и планировать свою деятельность (сочинить и обыграть сказку, придумать и решить задачу). 3)Одной их важнейших задач учителя становится умение организовать процесс обучения в условиях информационной образовательной среды. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения - это один из способов управления познавательной деятельностью учащихся начальных классов. Поэтому я организую на разных уроках парную работу с макбуками, это позволяет придать образовательному процессу максимальную информационную насыщенность, сделает образовательный процесс интересным и привлекательным для детей, следовательно, формирование универсальных учебных действий более успешным. Хочу представить вашему вниманию фрагмент урока обучения грамоте «Упражнение в чтении», где дети выполняют творческое задание в парах, это было в начале октября, но вы увидите уже, как они научились договариваться, выполнять правила общения и планировать совместную деятельность, работая с макбуками. План работы предварительно проговорили вслух и дети приступили к самостоятельной работе. 4)Свое выступление закончу словами Ушинского К.Д., в которых заключается суть урока современного типа: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе."
Накопление педагогического опыта в рамках нового стандарта образования...
Системно - деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания учащихся при реализации Стандартов нового поколения. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность ...
Деятельностный подход в начальной школе
Выступление по теме: "Деятельностный подход в начальной школе" на районном семинаре "Школа педагогического мастерства" для учителей начальных классов после проведения открытого урока математики ...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...