Уроки толерантности.
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Грунская Елена Николаевна. МОУ СОШ №22 Гулькевичский р п.Кубань
Занятие 1.
Тема: Качества людей.
Цель: научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств; создать у детей мотивацию на совместную работу; учить детей находить положительные качества во всех людях; развивать речь и воображение ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга? Покажите. А теперь поприветствуем друг друга без слов. (Ладошками, коленками, плечами и т.п.)
В этом упражнении водящий приветствует всех своим способом, и его приветствие передается по кругу.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Деревце» (для осанки).
Стоя или сидя за партами, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Подтянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15 – 20 сек). Опустите руки и расслабьтесь.
4. Настрой на занятие
«Зеленый крокодил в синей шляпе»
Детям представляют абсурдную ситуацию: сейчас постучат: в дверь, и в класс войдет большой зеленый крокодил в синей шляпе с нолями. Что они будут делать? После высказывания всех вариантов на обсуждение выносятся другие фантастические ситуации:
«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик,..»
Затем дети самостоятельно придумывают как можно больше таких ситуаций.
5. Работа по теме
Упражнение «Угадай-ка»
Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать угадать, что нравится в нем его маме.
Дети по очереди высказывают свои предположения. Затем каждый выбирает тех, чьи отгадки близки к истине. На втором этапе игры дети отгадывают, что может нравиться в соседе его друзьям, на третьем — что нравится учительнице в школе и т.д.
Упражнение «Снежная королева»
Учитель предлагает детям вспомнить сказку «Снежная королева»: «В этой сказке было зеркало, в котором все доброе и прекрасное, что есть в человеке, уменьшалось, а дурное и безобразное увеличивалось. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, попадая в глаза людям. Представьте: когда Кай и Герда выросли, они создали волшебные очки, которые помогали разглядеть хорошее в человеке, и даже такое, которое человек прячет от всех. Каждый из вас пусть примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, вы увидите и то хорошее, что обычно не замечается. Учитель первым «надевает очки» и показывает детям, как ими пользоваться.
После игры дети делятся своими чувствами, которые они испытывали в обеих ролях: наблюдателей и наблюдаемых.
Учитель: раз от раза в такие «очки» можно увидеть все больше хороших качеств. Давайте вспомним — «соберем» — те слова, при помощи которых вы называли хорошие качества друг друга: честный, добрый, веселый и т.п. Эти слова записываются на доске. Вводится понятие «качества людей».
6. Оздоровительная минутка.
Игра «Пусть пересядут те, кто...»
Все игроки, кроме водящего, сидят в кругу на стульях. Водящий говорит: «Пусть пересядут те, кто...» и называет какое-то качество характера, присущее, по его мнению, многим игрокам. После этих слов те игроки, у которых, как они думают, есть это качество, должны быстро поменяться местами. Задача водящего — занять какое-либо освободившееся место. Тот, кто остается без места, становится в следующем раунде водящим.
7. Работа со сказкой.
8.Домашнее задание. Надеть «очки», посмотрите сквозь них на соседей, друзей, родителей. Рассказать какими хорошими качествами обладают эти люди.
9. Итог занятия.
Занятие 2.
Тема: Люди отличаются друг от друга своими качествами.
Цель: способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества; учить детей находить положительные качества во всех людях; развивать речь и воображение ребенка; подвести детей к выводу, что между ними и другими, внешне похожими людьми всегда есть какое - либо сходство.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
У каждого народа обязательно принято при встрече приветствовать друг друга. Тем, как люди здороваются, они показывают свое дружелюбие, расположение. Хотя здороваются люди в разных странах по-разному.
( Подготовленные ученики показывают, как здороваются люди в разных странах.)
Японцы при встрече кланяются.
В Тунисе принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» - таков смысл этого приветствия.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и при этом высовывают язык.
Жители Тонго при встрече останавливаются, покачивают головой, топают ногами и пощелкивают пальцами.
Поздоровайтесь как в Японии, в Тунисе, В Тибете, в Тонго.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Держи осанку»
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20—30 сек). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
Детям раздаются карточки с фразами:
«Я мечтаю...», «Я стремлюсь...», «Я верю...»
«Я люблю...», «Меня любят...», «Я забочусь...», и др.
Дети придумывают к ним окончания и по очереди озвучивают законченные высказывания.
5. Работа по теме
Упражнение «Ладошка»
Детям предлагается положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинув пальцы. Затем ее контуры обводятся карандашом. На каждом пальце нужно написать что-либо хорошее о себе: «Я — красивый», «Я - сильный» и т.п. Затем учитель собирает «ладошки», поочередно прочитывает их группе, а дети догадываются, где чья «ладошка».
Упражнение «Мы похожи — мы отличаемся»
Ведущий приглашает двоих участников к доске и обращает внимание группы на явные различия в их внешности. Затем он предлагается постараться найти у них пять сходных качеств и пять различных. После этого пара испытуемых сменяется другой и т.д.
В процессе обсуждения делается вывод: «Оказывается, я в чем-то похож на каждого из учеников в классе и даже на учительницу».
Упражнение «Звездочка».
Учитель рисует на доске звезду, в углах которой пишет: «мама», «папа», «учительница», «друг», «ведущий». Ведущий указывает на один из лучиков и подает условный знак, например, стучит по столу. Ребенок должен решить, какое качество у него общее с этим человеком. Если же ведущий хлопает в ладоши, нужно вспомнить, какое качество указанного человека противоположно имеющемуся у ребенка. (Мама любит животных и я тоже. Папа рассеянный, а я внимательный.)
В процессе выполнения упражнения делается вывод, что между ними и другими, внешне похожими людьми всегда есть какое - либо сходство.
Упражнение «За что меня любит мама?»
Цель: развивать речь и воображение ребенка.
Задание: Продолжи предложение: Моя мама любит меня за то, что я ….
6.Оздоровительная минутка.
Упражнение «Гимнастика для глаз»
7. Работа со сказкой.
8.Домашнее задание.
Нарисовать любое животное и рассказать о его характере.
9.Итог занятия.
Занятие 3
Тема: В каждом человеке есть «светлые» и «темные» качества.
Цель: научить ребенка видеть в других людях хорошее; развивать речь и воображение ребенка; учить детей находить положительные качества во всех людях; развивать навыки коллективного сотрудничества;
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Учащиеся стоят возле парт. Они вначале выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
3. Настрой на занятие
«Психологическая загадка»
По описанию качества детям нужно догадаться, какое качество загадано:
«Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор» (миролюбивый).
«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (ответственный).
«Человек, любящий трудиться» (трудолюбивый).
«Человек, который знает о своих недостатках» (самокритичный).
«Человек, всегда готовый помочь» (отзывчивый).
«Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле» (терпеливый).
«Человек, умеющий сказать ласковые, добрые слова» (ласковый).
«Неспособный к низким, плохим поступкам человек» (порядочный).
«Человек, который всегда действует честно, по правилам» (справедливый)
Чтобы дети лучше усвоили значение этих слов, можно попросить их составить предложения с этими словами.
4.Проверка домашнего задания.
Игра «Джунгли»
Дети показывают свои рисунки с животными, учитель раздает их детям. Каждый участник внимательно рассматривает рисунок животного, затем старается принять такую же позу. Остальные должны отгадать, какие животные изображаются. Автор рисунка рассказывает о характере животного.
5. Оздоровительная минутка.
Игра «Море волнуется…»
Дети разбегаются по классу, в центре ведущий. Ведущий говорит слова: « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура животных (птиц, рыб, хищников, травоядных и т.д.) замри. Дети замирают в различных позах. Ведущий походит к каждому, фигура отмирает и показывает движение, характерное для животного. Ведущий отгадывает название животного. Затем ведущий выбирает ребенка, чья фигура больше всего понравилась и этот ребенок становится ведущим.
6. Работа по теме
Упражнение «Два мешочка».
На доске два мешочка. На табличках записаны названия различных качеств людей. Дети должны рассортировать качества на «темные» и «светлые». В светлый мешочек складываем хорошие качества, в другой, темный, - качества от которых хотели бы избавиться, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению.
С помощью этого упражнения дети узнают, что в каждом человеке есть и светлые и темные качества. Делать ошибки – это нормально, не обязательно всегда быть первым, и осуждать другого человека за ошибки – не надо. Ведь в любом, даже «очень плохом» человеке есть что-то хорошее
Игра «Садовник».
Цель: научить ребенка видеть в других людях хорошее.
Дети встают в круг, в центре ведущий – садовник. Он произносит следующие слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме, например, Димы!». Далее садовник рассказывает о достоинствах Димы. Затем ведущим – садовником становится Дима. Он выбирает кого-либо из ребят, и рассказывает, чем же он хорош.
7. Оздоровительная минутка.
Упражнение “Солнечный зайчик”. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носике, ротике, щечках, подбородке. Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть — голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы улыбнитесь ему!
Игра «Добрые слова».
Дети встают в круг. Появляется мягкая игрушка Зайца. Чтобы почувствовать себя счастливым ему необходимо 10 крепких объятий в день. Он доволен, что оказался здесь, потому что может получить от вас то, что ему нужно. Вы готовы? Ребята по кругу передают игрушку: прижимают ее к себе, гладят, говорят ласковые слова.
— Как хорошо, когда есть кто-то, кто может просто подойти погладить и обнять тебя.
Затем каждый из них по очереди выходит к доске с кошкой в руках, «превращаясь» в зайчика. Остальные участники обращаются к ребенку, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли Зайца, получает свою порцию «словесных поглаживаний».
8. Домашнее задание.
Прочитать сказку «Заяц - Хваста»
9. Итог занятия.
Занятие 4
Тема: Какой Я?
Цель: помочь детям осознать наличие у себя различных положительных качеств; учить детей находить положительные качества во всех людях; развивать речь и воображение ребенка; развивать навыки коллективного сотрудничества;
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Учащиеся стоят возле парт. По команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса.
3. Оздоровительная минутка.
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движения.
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. «Нет, - решили они, - мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
Детям раздаются карточки с фразами:
«Я злюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...», «Я печалюсь, когда...»
«Я не люблю, когда...».
Дети придумывают к ним окончания и по очереди озвучивают законченные высказывания.
5. Работа по теме.
Упражнение «Найди пару»
А теперь вы получаете карточки с качествами характера. К каждому качеству необходимо подобрать пару: это должно быть противоположное качество. Таким образом, вы должны объединиться в пары. Образовавшиеся пары зачитывают вслух указанные на карточках качества, аргументируют свой выбор, а остальные проверяют, насколько правильно выполнено это задание.
При необходимости психолог поправляет детей и на конкретных примерах объясняет, почему это неверно.
Упражнение «Цыганка»
Ведущий набрасывает на плечи шаль и превращается в «цыганку». Она предлагает ребятам погадать. Ребята по очереди обращаются к ведущему со словами: «Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какой я». «Цыганка» держит за спиной «карты» с написанными на них «светлыми» качествами людей. Вытаскивая по одной, она раздает ее детям со словами: «Правильно я нагадала?». Если ребенок сомневается, отказывается от какого-то качества, в любом случае следует поддержать его размышления о том, какой он на самом деле, и постараться убедить его в том, что это качество у него присутствует. Можно привлечь к обсуждению ребят
Карточку с качеством, которое досталось ребенку, перевернув, положить на стол. А затем, после окончания игры еще раз предложить детям вспомнить, каким хорошим качеством обладает ребенок, и открыть его карточку.
Упражнение «Качества характера»
Следующее задание выполняется в рабочей тетради. Сейчас мы выясним, какие положительные и отрицательные качества характера вы знаете. Напишите в левой колонке все качества, которые присущи людям приятным, симпатичным, хорошим, а в правой — неприятным, несимпатичным, нехорошим. Постарайтесь написать как можно больше и положительных и отрицательных качеств.
Выполнили? А теперь каждый из вас выберет из этих двух списков те качества, которые присущи лично ему, и запишет их в колонку «Какой Я?».
После выполнения задания учитель задает детям вопросы.
Сколько положительных качеств получилось у каждого из вас?
А отрицательных?
Сколько качеств вы написали в колонке «Какой Я?»
Каких качеств там больше — положительных или отрицательных?
О чем говорит такое соотношение положительных и отрицательных качеств в колонке «Какой Я?»
6. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Пробуждение»
Цель: развитие интереса учащихся к совместным двигательным упражнениям, наблюдательности, умения понимать друг друга без слов.
Ученики сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. По команде учителя первый учение внешнего ряда встает и открывает глаза. Он дает команду следующему ученику и так выполняется упражнение до конца. (Главное требование к выполнению упражнения – полное безмолвие и четкое соблюдение очередности).
7. Работа со сказкой
8.Домашнее задание. «Кто я?» Нарисуй свой портрет. Расскажи о себе: имя, возраст, рост, цвет волос, длина волос, цвет глаз, твои увлечения.
Итог занятия.
Занятие 5.
Тема: Какой ТЫ?
Цель: помочь детям осознать наличие у себя различных положительных качеств; учить детей находить положительные качества во всех людях; развивать речь и воображение ребенка; развитие интереса учащихся к совместным двигательным упражнениям, наблюдательности, умения понимать друг друга без слов.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Вы чувствуете рядом добрую славную руку соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой-большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки — это ваши руки. Поднимите руки вверх: лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток, второй передали своему другу, а третий лепесток мы сейчас передадим незнакомому другу. Зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы все этого очень хотите. А теперь откройте глаза, возьмите друг друга за плечи, ласково обнимите. Мы всем желаем добра и счастья.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Зеркало».
Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает учитель, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрятся ученики. Они должны: замереть на месте; повернутся вправо, влево; постоят на пальчиках и т.д.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения» «Новые качества».
«Большинство ребят нашего класса…»
«Мне нравится, когда ребята …»
«Я не люблю, когда надо мной смеются, потому что…»
5.Проверка домашнего задания.
Учащиеся стоя образовывают круг и рассказывают о себе, производя ритмические хлопки ладонями. Мое имя (хлоп), возраст (хлоп, хлоп), рост (хлоп, хлоп), цвет волос (хлоп, хлоп), цвет глаз (хлоп, хлоп); увлечения (хлоп, хлоп).
- Работа по теме
Упражнение «Заяц – Хваста»
Дети вспоминают сюжет сказки про Зайца – Хвасту и тетку Ворону. В сказке заяц стоял на пеньке перед другими зайцами и хвастался: «Я самый умный! Я самый смелый! Я самый хитрый!». А тетка Ворона потрепала его за ушко и запретила хвастаться. А потом собаки поймали Ворону и начал ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. Так Ворона убедилась, что Заяц – не хвастун, а вправду молодец.
Учитель предлагает детям побыть немного Зайцем – Хвастой. Нужно встать на стул – «пенек» - и громко сказать: «Я самый – самый …». Ребенок должен громко проговаривать свои положительные качества, а дети повторяют их: «Я смелый! – Ты смелый!».
После того как все дети побывают в роли «Зайцев», можно поговорить о том, что многие вовсе и не хвастались, а говорили правду о себе.
Упражнение «Представь другого»
Учитель: Сейчас я предлагаю вам выполнить достаточно сложное, но интересное задание. Постарайтесь охарактеризовать любого одноклассника, назвав наиболее яркие качества его характера (не больше двух-трех).
После выполнения задания учитель задает детям вопросы.
Что делать было интереснее — представлять своего одноклассника или слушать, что о вас говорят другие?
Какие качества встречались в ответах чаще всего?
7. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Близнецы»
Цель: развитие интереса учащихся к совместным двигательным упражнениям, наблюдательности, умения понимать друг друга без слов.
Ученики встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды: присесть; встать; встать на цыпочки; наклониться влево; наклониться вправо; прогнуться назад; постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене; постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене;
8. Работа со сказкой
9. Домашнее задание.
Вы должны выполнить задание «Я на лестнице характера». Нужно поставить букву «Я» на той ступеньке каждой из шести лесенок, которая соответствует вашему представлению о себе.
Занятие 6.
Тема: Я и другие.
Цель: помочь детям осознать наличие у себя различных положительных качеств; учить детей находить положительные качества во всех людях; развитие умения понимать друг друга; развивать речь и воображение ребенка; развивать навыки коллективного сотрудничества; формировать умение правильно оценивать себя и других.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Учащиеся выходят из-за парт, поднимают высоко руки, становятся на носочки и тянутся как можно больше вверх. Они закрывают глаза, здороваются и говорят хорошие слова.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Клоуны»
Ученики стоят возле парт или сидят. Учитель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания: брови свести и развести; глаза сильно прищурить и широко открыть; губы растянуть в улыбке, а затем поджать их; шею вытянуть, а затем опустить ее и т.д.
4. Настрой на занятие.
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Мои друзья любят …»
«Я люблю, когда мои друзья …»
«Когда другие смеются надо мной …»
«Когда я смеюсь над другими …»
5.Проверка домашнего задания.
У вас нарисована лесенка характера — доброты, щедрости, честности, общительности, трудолюбия, аккуратности. Вы уже знаете, что на ступеньках этой лесенки располагаются разные по характеру люди: на нижних находятся самые неприятные, а на верхних — очень приятные и достойные. Дома вы отмечали на лесенках свою ступеньку: ставили букву «Я» там, где она должна стоять по вашему мнению.
А теперь каждый из вас представит, что особенности его характера с помощью этих лесенок отмечает мама. Куда бы она тебя поставила? Подумай и поставь на соответствующую ступеньку букву «М».
А на какую ступеньку тебя поставит учительница? Напиши на ней букву «У».
Теперь проверьте — на каждой лестнице должны стоять буквы «Я», «М», «У».
6. Работа по теме
Учитель приносит на занятие полоски бумаги с написанными на них названия «светлых» качеств, и, называя их одно за другим, предлагает детям догадаться, какое качество кому предназначено, кто им действительно обладает.
7.Оздоровительная минутка.
Хлопните в ладоши те, кто … любит петь, рисовать, ездить на велосипеде, дарить подарки, кто не боится бегать под дождем …
8. Работа со сказкой
9.Домашнее задание.
Написать сочинение о доброте.
10.Итог занятия.
Занятие 7.
Тема: Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть.
Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость; формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
( Подготовленные ученики показывают, как здороваются люди в разных странах.)
Поздоровайтесь как в Японии, в Тунисе, В Тибете, в Тонго.
Дети показывают свой ритуал приветствия.
3. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Доброта – это …»
«Быть добрым, значит …»
«Добрый человек …»
4. Работа по теме
Поговорим о доброте.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» так пишет:
(Чтение отрывка из книги учеником)
«А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из много, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Много начинается с мелочей»
Учитель: Что значит, быть добрым?
Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Ученик:
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово.
5.Оздоровительная минутка.
Исполнение песни о доброте «Дождик босиком».
6.Учитель: Что же такое доброта?
Добро…- что скрыто за этим словом из 5 букв?
Чтение сочинений детей о доброте.
Учитель:
Доброта – это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного. Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое чувство – доброта, помогающая жить, творить, делать жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, кот мог бы определить – чего там больше добра или зла. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добро начинается с любви к живому. Добрый человек это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и доброта согревают как солнце. А если человек добр, он спокоен, весел от него исходит добро.
7.Оздоровительная минутка.
8.Анкета.
На мои вопросы вы отвечаете «да» или «нет»
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время?
- Нужно ли быть добрым к любому человеку?
- Легко ли быть добрым?
- Есть ли у вас желание делать добрые дела?
Учитель. У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.
Учитель. Спешите делать добро! Во фразеологическом словаре я нашла это выражение. В словаре написано “Старайтесь каждый день приносить людям пользу”. Эти слова принадлежат врачу Ф. Газу (1780-1853). На постаменте памятника доктору Газу, установленного в Москве высечен призыв “Спешите делать доброе дело”.
9.Учитель:
«Большая цель добра начинается с малого – желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее». Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Памятка
Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
Будь добрым к людям!
Учись добру у добрых!
Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Не причиняя зла, добрей становишься!
10. Домашнее задание.
Сделать для друзей маленький подарок: подарить им свои комплименты, написав их на сделанных из цветной бумаги восклицательных знаках.
11. Итог занятия.
Занятие 8.
Тема: Что такое дружба
Цель: формировать у детей представление о дружбе; воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, дружелюбие, честность; формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей; развивать речь и воображение ребенка; развивать навыки коллективного сотрудничества;
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Давайте поприветствуем друг друга. Встаньте в круг.
Упражнение “Аплодисменты по кругу”
Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …”
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Пробуждение».
Ученики сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. По команде учителя первый ученик внешнего ряда встает и открывает глаза. Он дает команду следующему ученику и так выполняется упражнение до конца.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Я хотел бы, чтобы мой друг…»
«Я хотел бы быть таким другом, который …»
«Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я…»
5. Работа по теме
Учитель: Что такое дружба?
В словаре Ожегова дается такое определение дружбы – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Певец С. Адамо считал: «Дружба — это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять вас: уйти, исчезнуть на время».
Как вы понимаете выражение «дополнение одного человека другим»?
Почему душа и ум по-разному «понимают» одну и ту же ситуацию?
Как научиться дружить, нужно ли этому учиться?
Какая бывает дружба?
Какого друга вы бы хотели иметь?
Анализ ситуации
Чтение рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».
Как вы понимаете, словосочетание «жить в согласии»? Приведите пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком-то деле.
Дружба — это ответственность не только за себя, но и за другого.
Беседа по теме.
Кто может стать вашим другом: родственник или чужой человек, ровесник, подросток или взрослый человек?
Могут ли быть друзьями родители и учителя?
Чем отличается друг от приятеля или знакомого?
Можно ли считать другом того, кто во всем с тобой соглашается, поддерживает и в хорошем деле, и в озорстве, и в хулиганстве?
Почему народная мудрость гласит: «Друга легче найти, чем сохранить»?
Может ли быть много настоящих друзей? Существуют ли взаимные обязательства в дружбе?
Что может разрушить дружбу?
Всегда ли надо говорить друг другу правду, если это ему неприятно?
6. Оздоровительная минутка.
Сейчас мы исполним песню «Дружба», в которой поется, каким бывает друг.
Исполнение песни «Дружба.
Дети дарят друзьям свои комплименты, написанные на сделанных из цветной бумаги восклицательных знаках.
7. Беседа. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» так пишет:
(Чтение отрывка из книги учеником)
«Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять – таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один».
8.Анализ выражения
Как вы понимаете слова А.Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»?
9. Упражнение Объявление “Ищу друга”
Учитель. Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей или единомышленников. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его “Ищу друга”.
Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.
10. Упражнение Добро и зло на чашах весов.
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? Учитель показывает самодельные чашечные весы. На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с записями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. Ученики. Подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки — в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
11. Домашнее задание.
На листе бумаги, разделенном пополам, слева написать – что любит ребенок, а справа – что не любит. (Затем из листиков делается стенд, который висит в классе несколько дней. Потом дети пишут, что любят и не любят одноклассники).
Итог занятия.
Занятие 9.
Тема: Я и мои друзья.
Цель: помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести детей к осознанию собственного умения дружить.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
«Кто сказал «спасибо».
Ученики образуют круг, в центре которого усаживается один из них. Дети подходят и пожимают ему руку. Заранее учитель назначает одного ребенка, который должен через рукопожатие передать «спасибо». Остальные должны просто поздороваться. Задача водящего – определить, кто сказал ему спасибо.
3.Проверка домашнего задания.
Дети пишут, что любят и не любят одноклассники.
4. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Близнецы».
Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды: присесть; встать; наклониться влево; наклонится вправо; постоять на правой ноге, согнув ношу в колене и т.д. Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо.
5. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Настоящий друг – это тот, кто …»
«Друзья всегда …»
«Я могу дружить с такими людьми, которые …»
«Со мной можно дружить, потому что …»
6. Работа по теме
«Качества настоящего друга».
Учитель делает на доске надпись: «Настоящий друг». Рядом прикрепляются листы ватмана с названиями различных человеческих качеств. Дети по очереди выбирают качество настоящего друга и записывают его на доске. В результате под надписью набирается список качеств, составляющий образ настоящего друга. Он зачитывается вслух. Детям предлагается подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются.
«Нужно ли уметь дружить?»
Учитель дает детям тему для рассуждения: Можно ли дружбу считать умением? Умению дружить не надо учиться? Дружить умеют не все? Бывает ли так, чтобы человек хорошо учился, но с ним никто бы не дружил? Насколько важна для детей школьная дружба?
7.Оздоровительная минутка
Упражнение «Театр пантомимы»
Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения: поезда; самолета; трактора; черепахи; змеи; медведя и т.д. При выполнении упражнения учащиеся не имеют права отрывать свои руки от плеч товарища. Главное условие – слаженное и четкое выполнение упражнения всеми учащимися, единение мыслей, чувств, движений.
8. Работа со сказкой
9.Итог занятия.
Занятие 10.
Тема: Что такое вежливость?
Цель: формировать у детей понятие «вежливость», «вежливые слова»; подвести детей к мысли о том, что недостаточно внешней культуры, нужна еще и внутренняя, которая не позволяет человеку быть грубым и черствым; воспитывать уважение к другим людям и их труду.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
«Путаница»
Учащиеся стоят возле парт. По команде учителя они должны поменяться местом возле парты с любым учеником в классе. Заняв новое место, ребята закрывают глаза и протягивают правую руку за спину своего партнера. Учитель подходит к каждому и задает вопрос: «Чью руку ты держишь?». Затем ребята, стоя на своих местах и, поворачиваясь, друг к другу, берутся за руки и пожимают их друг другу.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Цапли».
Учащиеся стоят возле парт. По команде учителя они должны одновременно кивать головой, стоять попеременно на левой и правой ноге и махать руками, как птица крыльями.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
Игра «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь,… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании,
На прощанье говорят … (до свидания)
5. Работа по теме
А сейчас поговорим о вежливости.
Вежливость - одно из важнейший качеств воспитанного человека. До ХV! в. «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Какие правила вежливости вы знаете?
Ученик: - В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Ученик: - Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Ученик: - Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Ученик: - Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Ученик: - Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Учитель:
«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами и по положению». Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.
Игра «Вежливо – невежливо».
Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. Если вежливыми- то хлопаете в ладоши, а если нет - качаете головой.
-Поздороваться при встрече…(вежливо).
- Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо).
- Не встать, обращаясь к учителю…(невежливо).
-Взять билет в автобусе…(вежливо).
- Не уступить место пожилому человеку…(невежливо).
Не только слова должны бать у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
Учитель:
А вас выручала когда- нибудь вежливость?
Как вы поступите в следующих ситуациях?
- Вы уходите из школы. Как вы попрощаетесь с учительницей?
- Утро. Вы идете в школу. По дороге встречаете одноклассников. Как вы поздороваетесь с ними?
- Вы уходите из школы. Как вы попрощаетесь с ребятами?
- Вы вошли в школу, увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?
- Вечер. Мама и папа приходят с работы. Как вы будете приветствовать их? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?
Учитель:
Вежливыми нужно быть всегда!
Учитель:
«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя.
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
В так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим». Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых нам людей, наших дом животных, да и самой природы.
6.Оздоровительная минутка.
Упражнение «Пожалуйста».
Учитель дает различные команды. Дети должны выполнять только те, которые произносятся со словом «Пожалуйста»
7.Домашнее задание.
Сделать круги с правилами вежливость. (Эти круги развешиваются затем по классу. Они напоминают дорожные знаки на дороге).
8.Итог занятия.
Занятие 11.
Тема: Что такое эмоции?
Цель: актуализировать эмоциональный опыт детей; развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас в момент приветствия должен показать свое «особенное» движение, а все остальные его повторить. Например, Ира говорит: «Здравствуйте, ребята!» и показывает свое особенное движение. Ребята отвечают: «Здравствуй, Ира!» и повторяют ее движение.
- Понравилось вам приветствие?
- Что вы чувствовали? (радость, удовольствие)
3. Оздоровительная минутка.
Игра «Я в кругу люблю ...»
Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Я в кругу люблю всех, но особенно тех, кто любит (например, мороженое)». Те, кто любит мороженое, должны поменяться местами.
4. Настрой на занятие.
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Для ребенка радость – это …»
«Для ученика радость – это …»
«Для мамы радость – это …»
5. Работа по теме
Беседа по теме.
- Представьте ребята, что к нам сейчас в класс придет клоун из цирка. Как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь.
Перед вами лежат три кружочка. Покажите в первом кружочке как, по-вашему, выглядят рот и глаза гадостного, веселого, смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный, на ваш взгляд, рисунок мы повторим на доске.
- Ребята, сейчас к нам на космическом корабле прилетит слон. Что вы видите на лицах одноклассников? Радость, удивление, настороженность? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором кружочке.
- Не будем лишний раз расстраивать друг друга, плохих известий я вам сообщать не буду. Вспомните лицо плачущего, расстроенного товарища, покажите его на рисунке в третьем кружке.
Мы видим такие разные лица на доске. Что они обозначают? Может быть, это наше состояние в данный момент, может быть, отношение к разным событиям
Эмоции (лат.) — потрясаю, волную. Эмоции бывают положительные и отрицательные.
- Какие состояния выражают эмоции?
Игра «Кто больше знает?»
Назовите различные эмоции. (Радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, забота, страх, удивление, потрясение, горе, испуг, ярость.)
Игра «Продолжи предложение»
Свое эмоциональное состояние человек может выразить с помощью:
крика, …(жеста, прикосновением, взглядом и т.п.)
Эмоции это не только наше отношение к происходящему, они выражают чувства, помогают нам справляться с различными сложными ситуациями. Положительные эмоции полезны для нашего здоровья.
6.Оздоровительная минутка.
Упражнение «Жесты»
Дети показывают эмоции радости, злости, удивления, страха только одним способом: только глазами, только руками, только губами
Подыши, как… Учитель просит детей подышать так, как дышит спокойный, разозлившийся, испуганный или засыпающий человек. (Развитие эмоциональной сферы).
7. Работа со сказкой.
8. Домашнее задание.
Среди фотографий семьи выберите те, на которых ярко выражено эмоциональное состояние человека. Назовите эмоции. Поделитесь впечатлениями с родственниками. Все ли согласятся с вашим мнением?
9.Итог занятия.
Занятие 12.
Тема: Чувства и поступки
Цель: актуализировать эмоциональный опыт детей; развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Дети здороваются друг с другом носиками, пальчиками, ручками
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Будь внимателен».
Дети под музыку веселятся. Затем на слове “Зайчики”, произнесённое ведущим, дети должны начать прыгать, изображая Радость, Удовольствие на лице, на слово “Лошадки” – как бы ударять копытом об пол, изображая Злость, Гнев. “Раки” – пятиться, отображая Обиду, “Птицы” – бегать, раскинув руки в стороны, отображая эмоцию Страх. (Развитие эмоциональной сферы и развитие концентрации внимания).
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения».
Обида + злость = ссора
Обида + грусть = … (слезы)
Радость + интерес = …(дружба)
5. Работа по теме
Работа со стихотворением
Если бы дети Вот бы земля задрожала от смеха!
На целой планете Смеху бы вторило гулкое эхо,
Все засмеяться сразу могли, Будто бы рухнула разом гора
Только раздастся команда: «Пошли!» Звонкого золота и серебра.
(Дж. Poдapu)
- Какие чувства выражает смех? Полезно или вредно для здоровья смеяться? Почему?
- Последствием, каких событий или поступков чаще всего бывают радость и смех?
- С чем сравнивает смех автор стихотворения? Почему?
- Нужна ли человеку поддержка, помощь, если он смеется от радости? Каким еще может быть смех?
Беседа по теме
Когда-нибудь люди счастливыми будут, В старинных журналах
Забудут про слезы на свете, Давно обветшалых
И может быть, дети Найдут это слово — забытое — плакать.
На книжных страницах, (Дж. Родари)
— Какие чувства чаще всего выражают слезы?
— Какие поступки вызывают слезы? Полезны или нет для нашего здоровья эмоции, сопровождающие слезы? Как вы себя чувствуете после долгого плача?
- Если вы расстроены, то готовы ли вы поддержать одноклассника, у которого также возникли проблемы?
- Есть чувства, которые приятно испытывать, и есть чувства, которые не доставляют удовольствия. Но каждое из них не случайно — они чему-то хотят вас научить.
Игра «Кто больше знает?»
Назовите положительные качества на первую букву своего имени, например: Алексей — аккуратный, активный.
6.Оздоровительная минутка.
Упражнение «Отгадай, где я иду»
Учитель имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.п.). Дети повторяют эти движения, а затем отгадывают, по какой поверхности осуществлялось движение.
7.История про мальчика (учитель читает вслух)
Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», - подумал мальчик и пошел дальше.
- Вспомните обидную ситуацию, которую когда-нибудь сами переживали? (Например, вас кто-нибудь обидел или расстроил: не брали играть в какую-нибудь игру, мама не давала смотреть телевизор, брат или сестра отнимали игрушку).
- Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуации?
- Как вышли из этой ситуации?
8.Игра «У-у-у-х»
Ребята, вы хотите избавиться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух.
- У всех получилось?
А теперь представим по-другому: берем шарик и надувает его своей злостью или грустью и… отпускает.
- Что вы сейчас чувствуете?
- Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?
- Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.).
- От чего зависит наше настроение?
(Оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами).
9. Домашнее задание.
Нарисуйте в тетради человека, который в настоящее время чувствует то же, что и вы. Раскрасьте.
Постарайтесь понять, какое чувство провоцирует вас на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость).
10.Итог занятия.
Занятие 13.
Тема: “Давайте подумаем…о счастье?”
Цель: создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха. Создать ситуацию для размышления по поводу счастья; формирование у детей чувства единения, сплочения с группой; повышение самооценки учащихся.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Вы чувствуете рядом добрую славную руку соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой-большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки — это ваши руки. Поднимите руки вверх: лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток, второй передали своему другу, а третий лепесток мы сейчас передадим незнакомому другу. Зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы все этого очень хотите. А теперь откройте глаза, возьмите друг друга за плечи, ласково обнимите. Мы всем желаем добра и счастья.
3. Оздоровительная минутка.
Давайте ребята, все выйдем из-за парт и зайдём на волшебную поляну. Сейчас нам нужно будет присесть и представить что…
Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечек проклюнулись росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками.
4.Настрой на занятие
Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье?
(Ведущий зачитывает отрывок стихотворения “Что такое счастье?)
Что такое счастье?
Где его искать?
Может, оно спряталось
Под мою кровать?
Там я вижу мячики,
Танк и пистолет.
Только счастья, кажется,
Под кроватью нет.
Я хожу по комнате,
Я кричу: Ау!
Может, счастье спряталось
В мамином шкафу?
Там висят на вешалках
Брюки и жилет,
Платья, юбки, кофточки...
А вот счастья нет!
Нет за телевизором,
В папином столе,
Нет его за шторами,
В кухне на плите.
Где же счастье спряталось?
Почему молчит?
Если не найду его,
Буду так сердит!
Так что же такое счастье, кто, что думает ребята по этому поводу?
5.Упражнение «Неоконченные предложения»
А сейчас на лепестках, которые у вас лежат на столе, запишите те моменты, когда вы, бываете, счастливы.
“Я счастлив (а) когда…”
«Я, был бы счастлив, если бы…»
“Я особенно счастлив, когда рядом со мной…”
6. Работа по теме
Давайте представим себе, что мы можем построить “Дом счастья”. Как он может выглядеть?
(Дети по очереди выходят и рисуют контур дома, цвета для рисования выбирают сами.)
- Ребята, давайте на мордашках, которые лежат на партах, нарисуем свой автопортрет и обязательно отразим в нём своё настроение.
(На готовых шаблонах “мордашках” дети рисуют глаза, нос, губы (улыбку)).
- А сейчас, пришло время заселиться в наш “Дом счастья» (дети по очереди наклеивают мордашки на “Дом счастья”).
- Посмотрите ребята, какой замечательный у нас получился дом “Дом нашего счастья”.
Ещё на этой волшебной полянке, мы с вами можем загадать только одно желание, такое, которое окажется важным и нужным для каждого из нас. Давайте посоветуемся.
(Дети высказывают свои предположения по поводу желания).
Учитель:
Ребята, а кто из вас хочет быть по-настоящему, счастливым человеком? (Все дети поднимают руки).
- Давайте все вместе дружно пожелаем:
- Мы хотим быть счастливы!
Итог занятия
Занятие 14.
Тема: Как настроение?
Цель: научить детей посвящать несколько минуток в день добрым словам, воспитывать вежливость, порядочность; развивать речь и воображение ребенка; развивать навыки коллективного сотрудничества;
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие»
«Добрый день».
Ребята становятся в круг, берутся за руки, протягивают руки в круг и желают себе и другим удачи в делах.
3. Оздоровительная минутка.
«Сотвори солнце в себе»
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой)
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Для того чтобы справится со своим плохим настроением, я обычно…”
«Когда у меня хорошее настроение, я …»
«Мое настроение завит от …»
5. Работа по теме
Упражнение “Как ты себя чувствуешь?”
Ребята заполняют в тетрадях таблицу своего настроения.
Ситуация | Мое настроение | Положительная эмоция | Отрицательная эмоция |
Таблица заполняется постепенно: сначала работаем с двумя первыми колонками. Ситуации можно придумывать вместе с ребятами.
Учитель: Человек может радоваться, и огорчатся, веселиться, страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
Что еще помогает сохранять хорошее настроение? ( Добрые слова, сказанные искренно, идущие от сердца.)
Выберите ответ:
В школе: интересно, устаю, скучно, волнуюсь, весело, радуюсь, неинтересно, огорчаюсь, доволен, не доволен.
Мое отношение к учебе:
Закрасьте нужным цветом: красным – самый любимый предмет, зеленым – менее любимый, синим – не люблю, но терплю, черным – не люблю.
Упражнение «Азбука волшебных слов».
Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова. (Работа в парах).
-Какие причины могут влиять на настроение?
-Можно ли исправить настроение?
- С каким настроением каждый из вас приходит в школу?
- Как это отражается на успехах в учебе?
Упражнение «Рисунки настроения»
Перед вами рисунки с изображением настроения. Возьмите один карандаш или фломастер и вместе, раскрасьте своё настроение.
- Удалось ли вам выполнить эту работу в паре? (Во время раскрашивания звучит песня “Улыбка”, дети подпевают).
6.Упражнение Оздоровительная минутка.
“Якорь”
Учащимся предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести ее в своем воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникли. Соединить крепко большой и указательный палец. Повторить несколько раз. Учитель объясняет, что в дальнейшем, сжимая пальцы в кольцо, учащиеся смогут вызвать у себя ощущение радости и подъема.
7.Упражнение «Дерево настроения».
Учитель просит детей сорвать с «Дерева настроения» яблоко, которое отражает их настроение в конце урока.Красное яблоко – очень хорошее настроение. Желтое яблоко – хорошее настроение. Зеленое яблоко – грустное настроение.
8. Работа со сказкой
9. Домашнее задание.
10.Итог занятия.
Занятие 15
Тема: Улыбка – залог хорошего настроения.
Цель: дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека); развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе; воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу; дать возможность детям продемонстрировать себя с хорошей стороны как коллектив (сплочённость, организованность, доброту, умение сработаться); создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Ребята становятся в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх, «тянутся к солнцу, теплу, добру».
3. Оздоровительная минутка.
“Вверх по радуге”
Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они вбираются вверх по радуге, а, выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторятся еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи раз. Учащимся указывается назначение этого упражнения – для регуляции собственного эмоционального состояния.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Когда люди улыбаются, они …»
«Люди улыбаются когда ….»
«С помощью улыбки можно …»
«Улыбка – это …»
5. Работа по теме
Мы поговорим о том, как можно общаться, как улучшить своё настроение, как приобрести друзей и добиться успеха в жизни, как научиться влиять на других и все это с помощью улыбки. Итак, секреты улыбки. В чем они?
Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами.
Итак, начнём творить сказку.
В одном маленьком городе жила-была Улыбка. Она была такая… (добрая, весёлая, жизнерадостная, красивая и т.д.) что все люди были рады видеть её у себя в доме (продолжите дальше…)
Они приглашали Улыбку к себе в гости, старались её угостить, развеселить и подружиться с нею.
А Улыбка … (рада была прийти в гости, пообщаться с людьми, развеселить их, помогала людям поднять настроение. И старалась никого не обидеть).
Но вот однажды … (в городе появился очень странный человек. Он был угрюм, невесел, не хотел ни с кем общаться. Сахар ему казался не сладким, молоко не белым, солнце – не ярким, хлеб – сырым, а все дети – непослушными. Он сердился на всех и на всё).
- Опишите его поведение (Топал ногами, кричал, ругался, пыхтел, хмурил брови, рычал, надувал щёки).
- Что могло случиться дальше? (Дети завершают сказку хорошим добрым концом, где Улыбка побеждает).
В чём секреты улыбки?
Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
Секрет 3. Улыбка-сама есть способ общения.
Секрет 4. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.
Учитель: Разрешите мне дать вам один совет: станьте себе лучшими друзьями, улыбайтесь чаще!
Упражнение «Поделись улыбкою своей!»
-Как вы думаете, ребята, что необходимо для появления доброй, здоровой улыбки?
-У каждого из вас на столе зеркало. Возьмите его в руки, сделайте красивую, добрую улыбку (уголки рта поднимаются вверх)
У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает в них? (Улыбки).
Давайте оживим эти лица. Дети под музыку (песня «Улыбка») оживляют маски.
Итак, ваши маски ожили. (Прикрепляются на доску). Посмотрите, как светло и весело то ваших улыбок в классе.
6. Оздоровительная минутка. Упражнение «Гири».
Ученики стоят лицом друг к другу возле своих парт. По команде учителя они начинают приседать, стараясь выполнять задание синхронно. Ребята должны постараться выполнять задания так, чтобы весь класс выполнял задание как один человек.
7. Домашнее задание.
Попробуйте нарисовать улыбку Земли.
8.Итог занятия.
Занятие 16.
Тема: Страх.
Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева; обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь детям осознать относительность оценки чувств; способствовать снижению уровня страха.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Ребята становятся парами, берут воздушный шарик и держат его между собой на уровне лица. Они выполняют следующие задания: рассматривают друг друга сквозь шарик; используют шарик в качестве телефона: один здоровается, говорит хорошие слова, другой слушает.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Путаница».
Ученики стоят лицом друг к другу возле своих парт. По команде учителя они выполняют приседания, но при этом они должны выполнять задание не синхронно.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Страшно и не страшно»
Дотроньтесь до кончика носа те, кто … сегодня умывался, боится мышей, ел вчера шоколад, боится темноты и т.п.
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Дети обычно боятся …»
«Взрослые обычно боятся…»
«Мамы обычно боятся…»
«Учителя часто боятся…»
5. Работа по теме
Каждый человек может иногда чего-то бояться, и страх – это не то, чего следует стыдиться, хотя полезно учиться его преодолевать.
Упражнение «Картинная галерея»
Дети выбирают любого страшного персонажа (Бабы Яги, Змея Горыныча, скелетов и т.п.) и рисуют его, но так, чтобы он стал смешным. Портреты развешиваются на доске. Ученики по очереди становятся экскурсоводами и проводят экскурсию по картинной галерее, стараясь вызвать смех у детей рассказами о героях портретов.
Упражнение «Покажи страшилку».
Учитель показывает детям изображения страшных сказочных персонажей. Затем водящему предлагается внимательно рассмотреть одну из картинок, чтобы он мог изобразить выбранный персонаж как можно точнее. Остальные отгадывают, кого именно изображает водящий.
Упражнение «Придумай веселый конец».
Придумать веселый конец детской страшилке.
Учитель. Не бывает правильных и неправильных способов совладения со страхами. Каждый выбирает свой, удобный или привычный для него.
Упражнение «Давайте разберемся».
Кого (чего) боимся? | Почему боимся? | Правила поведения. |
Звери, насекомые. | Могут укусить, испугать, заразить. | Нельзя подходить к незнакомому зверю, гладить его, кормить. |
Люди. | Могут наказать, обидеть, оскорбить. | Не совершать поступков, из-за которых могут наказать. |
Машины. | Могут причинить боль, испугать. | Соблюдать правила поведения на улицах и дорогах. |
6.Оздоровительная минутка.
Упражнение «Одинаковые скульптуры».
Выбирается двое водящих. Они выходят в центр круга, им завязывают глаза. Один из них должен принять любую позу, а потом с помощью словесных инструкций помочь партнеру принять точно такую же позу. Все остальные сравнивают результаты. Затем водящие меняются.
8. Работа со сказкой
9. Домашнее задание.
Нарисовать на листе то, что вызывает страх, чего боитесь. Прокомментируйте рисунок другу. Сделайте с рисунком все, что захотите (порвите, оставь дома и т.п.)
10.Итог занятия.
Занятие 17.
Тема: Гнев. С какими чувствами он дружит?
Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева; обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь детям осознать относительность оценки чувств; способствовать снижению уровня страха.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Упражнение «Поклоны».
В сказках, приветствуя гостя, люди кланяются, оказывая прибывшим почет и уважение. Представьте, что к вам пришли в гости былинные богатыри. Прими их с почетом и уважением. Для этого нужно поклониться много раз как можно ниже. При поклоне делайте попеременные махи правой и левой рукой, как бы приглашая гостей в дом.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Гнев».
Представьте себе, что вас кто-то или что-то разозлило. Вам хочется выпустить свой гнев наружу, чтобы он улетел и больше вас не беспокоил своим присутствием.
Ученики идут по кругу. Учитель передает им газеты. По цепочки каждый ученик получает газету. Затем по команде учителя они «прогоняют» гнев, комкая бумагу в своих руках. Потом учащиеся останавливаются и бросают свои газетные мячи в одно общее место, образуя гору уничтоженного ребячьего гнева.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Я злюсь, когда…»
«Я успокаиваюсь, когда…»
«Гнев приносит пользу, когда…»
«Гнев приносит вред, когда …»
5. Работа по теме
Страх и обида часто вызывают гнев.
Упражнение «Разозлились – одумались»
По сигналу «разозлились» дети напрягают свое тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» расслабляются и улыбаются.
Упражнение «Поссорились – помирились».
Из класса выбираются два участника, им предлагается представить, что их правые руки – это человечки, которые выполняют на столе по команде учителя различные действия: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут вдвоем играть.
6.Оздоровительная минутка.
Упражнение «Колобок».
У вас в руках не просто мяч, а колобок из русской сказки. Помогите ему как можно быстрее убежать то лисы. Учащиеся передают мяч друг другу вперед и назад: над головой; между ногами; через правое плечо; через левое плечо; скрестив руки над головой; прокатив мяч по голове.
7. Работа со сказкой
8.Итог занятия.
Занятие18.
Тема: "Грусть"
Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, грусти, страха, гнева; обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь детям осознать относительность оценки чувств;
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Упражнение «Подари тепло другу».
Ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый поздоровается и скажет несколько слов своему товарищу так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Лодочки».
Ученики выходят из-за парт и берутся за руки. Они приседают, не разрывая рук, и поднимаются, не разрывая рук.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Ребенку грустно, когда …»
«Маме грустно, когда …»
«Учительнице грустно, когда …»
«Другу грустно, когда …»
5. Работа по теме.
Упражнение «Грустные ситуации».
Дети вспоминают и рассказывают ситуации в школе, когда им было очень грустно. Учитель старается помочь им осознать, как они действуют в грустной ситуации: плачут, обижаются, злятся или как-то еще.
Упражнение «Котенок загрустил».
Дети по очереди играют роль котенка, который загрустил, а остальные разными способами стараются его утешить.
Упражнение «Пластилиновое чувство».
На цветном листе бумаги изобразить при помощи пластилина «грусть», а затем «радость».
6. Оздоровительная минутка.
Игра – кричалка «Как живешь?».
Каждый вопрос учителя сопровождается хоровым ответом: «Вот так!» - и жестом показывают нужное движение.
Как живешь?
Вот так! – показать большой палец.
Как идешь?
Вот так! – прошагать двумя пальцами по ладошке другой руки.
Как бежишь?
Вот так! – согнуты руки в локтях и показать, как ими работают вовремя бега.
Как берешь?
Вот так! – сделать движение к себе.
А даешь?
Вот так! – сделать движение от себя.
А шалишь?
Вот так! – надуть щеки и разом стукнуть по ним.
7. Работа со сказкой
8.Итог занятия.
Занятие 19.
Тема: Обида.
Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева, обиды; обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь детям осознать относительность оценки чувств; способствовать снижению уровня страха.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Дети становятся «цепочкой», положив подушечки пальцев на спину впереди стоящего ребенка. По сигналу учителя они изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т.д.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Поддержка».
Ученики стоят друг напротив друга и протягивают друг другу руки. Один ученик приседает и с помощью другого ученика встает. Тот, кто встает, должен подниматься нехотя. Затем они меняются ролями.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Ребенок обижается, когда …»
«Мама обижается когда …»
«Учительница обижается когда …»
«Друг обижается когда …»
5. Работа по теме
Упражнение «Пусть всегда будет…».
Учитель рассказывает детям о том, что однажды один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!», и предлагает детям придумать каждому свое самое заветное «пусть». Затем все дети хором кричат: «Пусть всегда будет …», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое по очереди делают остальные.
Упражнение «Какая у меня обида».
Учитель рассказывает детям о том, что обида у разных людей бывает различной. У одних она быстро забывается, тает, как снежинка на теплой руке. А у других она живет долго. И тогда она напоминает иголку в ботинке — постоянно колет человека и заставляет его грустить или злиться на обидчика. Дети получают по листу бумаги, разделенному пополам. На этих листах учитель заранее готовит контурное изображение ладони и ботинка. Дети должны нарисовать маленькую обиду, которая тает на ладони, и большую острую обиду, которая мешает жить, в ботинке. В процессе рисования учитель спрашивает детей, на что похожа их собственная обида, помнят ли они ее долго или быстро прощают обидчика.
Упражнение «Напрасная обида».
Учитель говорит, что нередко о человек обижается на другого совершенно зря, потому обидели его не нарочно, а нечаянно. Он просит детей вспомнить случаи, когда они обижались друг на друга. После каждого рассказа все хором кричат: «Ох, обиделся ты зря! Это все твои друзья!»
6. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Бег клоуна»
Чего только не делает клоун на манеже! Гримасничает, смешит взрослых и детей, придумывает смешные истории и …бегает. Бежим так, как смешной клоун. Ученики бегут друг за другом и выполняют следующие движения: взяв себя обеими руками за уши; прижав руки, сжатые в кулак, к голове; зажимают рот ладонями и т.д.
7. Работа со сказкой
8Итог занятия.
Занятие 20 .
Тема: Разные чувства
Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева; обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь детям осознать относительность оценки чувств; способствовать снижению уровня страха.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разминка.
Упражнение «Необычное приветствие».
Учитель здоровается с каждым учеником персонально. Дети должны сказать, какое приветствие больше всего понравилось: приветик! Доброе утро, Ира! Здравствуй, Саша! Привет!
Сейчас поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздоровались с вами.
Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени, сделали комплимент? Давайте здороваться друг с другом только так.
3. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Кролики».
Ученики стоят друг напротив друга. Берутся за руки и опускаются на корточки. Один из них прыгает вперед, а другой назад. Упражнение выполняется попеременно.
4. Настрой на занятие
Упражнение «Неоконченные предложения»
«Радость это когда …»
«Печаль это когда …»
«Страх это когда …»
«Гнев это когда …»
«Обида это когда …»
«Стыд это когда …»
5. Работа по теме
«Ожившее чувство»
Ученики делятся на 6 групп в соответствии с шестью названными чувствами. Каждой группе нужно изготовить с использованием красок и цветной бумаги костюм, маску для своего чувства, придумать типичные для него реплики и подготовить одного актера.
Какое чувство окажется самым выразительным.
«Рисунок чувств»
Дети получают по листу бумаги, разделенному на 4 части. Каждый выбирает любые четыре чувства из шести, и выполняет маленькие рисунки на темы этих чувств. Затем рисунки сравниваются и обсуждаются.
«Комплимент».
У меня есть волшебный стул. Каждый, кто на него садится, теряет все свои плохие качества. На стул садятся по очереди девочка и мальчик. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, потом другому. Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку, записываются на доске.
6.Упражнение Оздоровительная минутка.
Упражнение «Жалость».
Представьте себе, что вы нашли на улице несчастного щенка. Вы решили его подобрать, пожалеть и отдать в добрые руки. Учитель подает первому бегущему ученику мягкую игрушку – собаку. Ученик должен ее пожалеть, прижать к себе и передать следующему ученику.
7. Работа со сказкой
8.Домашнее задание.
Нарисовать «Азбуку страшилок», сочинить веселую сказку, подобрать из журналов фотографии людей, выражающих те или иные чувства.
9.Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.
«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности....
Урок толерантности
Классный час в 1 классе по теме "Чего себе не желаешь, того другим не делай"....
Урок толерантности (1 класс)
Классный час воспитывает у школьников общечеловеческие и национально- нравственные ценности....
Уроки толерантности
Цикл состоит из 15 уроков. К занятиям предлагается методический инструментарий....
"Вокруг света без билета" (Урок толерантности 2 класс)
Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии...
Урок толерантности. Классный час
Классный час по данной теме является одним из серии занятий, посвящённых воспитанию и формированию в детях качеств, помогающих им строить доброжелательные отношения внутри социума, умения мирно ...
Урок толерантности "Мы разные, но вместе мы сила"
Надеюсь, что этот конспект поможет провести урок толерантности или просто будет интересным для чтения....