Использование ИКТ в начальной школе.
методическая разработка на тему

Батурова Татьяна Владимировна

 

Устройства способны изменить мир.

Доска, мел и тряпка - неизменные атрибуты преподавателя любого образовательного учреждения, знакомые каждому ученику и студенту. А вот что такое интерактивная доска? По мнению специалистов, это устройство способно радикальным образом изменить образовательный процесс. Комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

Интерактивные технологии - это уникальный инструмент для смены парадигмы образования с репродуктивной на креативную... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_nachalnoy_shkole_baturova_tv.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В.Батурова. Использование ИКТ в начальной школе


Муниципальное образование Брюховецкий район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 ст. Брюховецкой

муниципального образования Брюховецкий район














Использование ИКТ в начальной школе

АВТОР ОПЫТА: БАТУРОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ №1






















Станица Брюховецкая

2010 год

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

Регион

Краснодарский край  Брюховецкий район станица Брюховецкая

Автор решения

Учитель начальных классов МОУ СОШ №1  Т.В. Батурова

Достижения

  1.   Повышение  мотивации учеников младших классов к освоению знаний;
  2.   Создание  комфортных психологических условий для детей;
  3.   Появление новых возможностей для профессиональной самореализации ИКТ - активных учителей; рождение новой  атмосферы содеятельности в школьных коллективах.

Инструменты

- Интерактивная доска GTCO Cal COMP INTERWRITE BOARD

- Программное обеспечение для быстрой графической формализации идей

- Программное обеспечение для интерактивной доски GTCO Cal comp INTERWRITE BOARD

- Беспроводной планшет INTERWRITE Pad 400

- Сенсорная панель ELO T

- Стационарный мультимедийный комплекс Rover Light 2200

Срок использования. С октября 2007 года.

Ситуация

В МОУ СОШ №1 применение информационных технологий в начальном обучении началось с октября 2007 года. Класс был оборудован компьютером, интерактивной доской, мультимедийным проектором, сенсорной панелью, беспроводным планшетом. В учебном процессе используются: «Интерактивные задачи для интерактивной доски. Начальная школа», мультимедийные учебники «Уроки Кирилла и Мефодия»,  ПО созданное специально для учеников начальных классов под редакцией руководителя отдела детской психологии центра «Обыкновенное Чудо», клинического психолога и нейропсихолога Юлии Андреевны Барковой. А так же инструментальная творческая среда для учащихся начальной школы «Первое Лого».

Каждый ученик класса прошел диагностику на ведущую систему восприятия информации (в основном это визуалы и аудиалы). Учитель, имея перед глазами результаты психолого-педагогических обследований, пользуется ими как своеобразной "шпаргалкой" при подготовке и проведении урока.

Проблема безынициативности учащихся в учебном процессе является одним из серьёзных факторов, снижающих его эффективность. Явление достаточно распространённое и охватывает обычно до 30 процентов детей. В работе с классом я сталкивалась и сталкиваюсь с отсутствием мотивации, рассеянным вниманием. Благодаря внедрению компьютера в учебный процесс удалось снизить остроту многих проблем: тревожность, слабую мотивацию, пассивность учащихся, но хотелось еще больших результатов. Поэтому, как только мы узнали о возможностях интерактивной доски, решили попробовать использовать в процессе обучения "волшебную доску" GTCO Cal comp INTERWRITE.

Решение

Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение.

Первой реакцией учащихся на электронную интерактивную доску был ярко выраженный энтузиазм. Изменения экрана выглядели очень эффектно. Детям нравится "передвигать" пальцем предметы и слова на сенсорной панели, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски.

В отличие от работы за монитором доску могут видеть все учащиеся в классе. Она стала как бы центром помещения. Материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы - наглядность электронных интерактивных досок позволяет сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Особенно это ценно для работы с непоседливыми учениками.

GTCO Cal comp INTERWRITE позволила ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Выяснилось также важное преимущество интерактивной доски перед индивидуальной работой. Некоторые учащиеся не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить INTERWRITE для них не составило большого труда.

Все ребята (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски проявляют большее желание участвовать в уроках. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Растет и их сосредоточенность. Интерактивная доска помогает самоутверждению и вдохновляет их уникальной свободой работы с изображениями, звуком и текстом. Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником, и стремится общаться со взрослым на равных.

Ребята готовы не отходить от доски и выполнять следующее задание, выскакивают к  INTERWRITE по два человека, устанавливают очерёдность. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня запустить именно их. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что хотят этого сами.

Устройства способны изменить мир.

Доска, мел и тряпка - неизменные атрибуты преподавателя любого образовательного учреждения, знакомые каждому ученику и студенту. А вот что такое интерактивная доска? По мнению специалистов, это устройство способно радикальным образом изменить образовательный процесс. (Слайд 2) Комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

Интерактивные технологии - это уникальный инструмент для смены парадигмы образования с репродуктивной на креативную... (Слайд 3)

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость

Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. (Слайд 4)

Для чего же нужна интерактивная доска? (Слайд 5)

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот только три из них:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей. 

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
2. Активное вовлечение учащихся. 

Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия. 

Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Презентации, демонстрации и создание моделей (Слайд 6)

ИД - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Преподаватели могут использовать ИД для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. Уроки с использованием ИКТ не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности преобладание наглядно-образного над абстрактно-логическим мышлением), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Например, можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Использование презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. В начальной школе мы используем ИКТ на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Активное участие (Слайд 7)

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Исследования показали, что ИД, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников. Правильная работа с ИД может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяют ученикам лучше понять материал.

Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. ИД становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

          Улучшение темпа и течения занятия (Слайд 8)

Работа с ИД предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На ИД можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

         Использование ИКТ позволяет проводить уроки: (Слайд 9)

  1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  2. обеспечивает наглядность;
  3. привлекает большое количество дидактического материала;
  4. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  5. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: (Слайд 10)

  1. Представление учителем демонстраций на интерактивной доске при объяснении нового материала (через LCD-проектор);
  2. Объяснение примеров решения задач на интерактивной доске;
  3. Проведение уроков типа «мозговой штурм» (соревнование групп учащихся на интерактивной доске);
  4. Закрепление материала в режиме индивидуальной или групповой работы;
  5. Индивидуальный практикум по решению задач на интерактивной доске;
  6. Индивидуальный модельно – лабораторный практикум;
  7. Текущий или рубежный контроль знаний на интерактивной доске.

Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях ИД может стать незаменимым помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Однако, важно понимать, что эффект от использования ИКТ во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Работа с ИД делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность ИД не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИД на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая  совместно учителями и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Также следует отметить, что использование ИД позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.

Повышается и интерес к учению в целом. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиатехнологий.

Использование ИД предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.

Мы уже успешно используем готовые диски с уроками, научились создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Теперь в школу пришли новые технические средства, такие как ИД, планшет и другие. Наша задача найти им место в системе уроков. С помощью ИД можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на ИД. Работа с ИД предусматривает творческое использование материалов. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Разработка школьных заданий с помощью ПО интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства.

  1. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления (например, работа со схемой «Разнообразие животного мира»).
  2. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На интерактивной доске можно организовать лабораторную работу при отсутствии натуральных объектов.
  3. Аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.
  4. GTCO Cal comp INTERWRITE BOARD помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое другое (например, при определении систематического положения человека среди животных, или заполнения таблицы «Антропогенез»). Она позволяет легко проверить знания учащихся при составлении схем, сопоставлении объектов.
  5. Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана.
  6. Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия — отменять или возвращать.
  7. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
  8. Соединение с цифровым микроскопом позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения.

Приведу краткий пример использования ИД на  уроке русского языка в 3 классе. Тема урока: «Части речи». Перед детьми ставится вопрос: « Чем различаются части речи между собой?» Учащиеся уже знают кое-что о частях речи. Они уже знакомы с некоторыми из них. В начале урока нужно использовать знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях. На интерактивной доске заранее приготовлены карточки, которые описывают признаки основных частей речи, но в них допущены некоторые ошибки. Также готовится скрытая диаграмма с описанием признаков каждой части речи. Карточки открываются детям. Ставится вопрос: «Как вы думаете, какое задание выполнял Никита? Что он перепутал?»

Потом приглашаются к доске несколько учеников, для исправления ошибок, допущенных Никитой. Они «тянут» нужную карточку по доске к той части речи, к которой, по их мнению, она подходит. Начинается дискуссия, в ходе которой выясняется истина. Ученики должны объяснить, почему они разместили признаки частей речи именно таким образом. Затем, разделившись на небольшие группы, учащиеся обсуждают, по каким признакам определяются части речи. После этого они должны предложить всем свои примеры  изучаемых частей речи.

В этот момент, открывается диаграмма с записью всех частей речи русского языка, с указанными на ней признаками, и учащиеся решают, в каких словах правильно определена часть речи, а в каких нет, и почему. И уже после этого начинается обсуждение всех частей речи русского языка с опорой на диаграмму.

Занятия такого рода могут проводиться по любой теме в группах разных лет обучения. Необходимо помнить, что в данном виде работы очень правильно поставить вопрос, так как этот метод обучения больше ориентирован на процесс поиска правильного ответа, а не на его результат.

Другой пример касается широкого использования аудиовизуальных средств. ИД дает возможность использовать визуальный материал. Вот несколько этапов. Предмет: «Окружающий мир», тема урока: «Природные зоны России».

Этап 1.Карта. На доске показывается интерактивная карта природных зон. Учащиеся подходят к экрану и показывают по очереди ту область карты, которая соответствует называемой зоне.

Этап 2. Фотографии. В каждой изучаемой природной зоне России сделано огромное множество фотографий. Работая с таким материалом, учащиеся  открывают для себя еще один способ поиска информации. Ребята несколько минут рассматривают снимки на доске, а затем им задается вопрос: «В какой из природных зон они были сделаны? Почему так считаете?» Возможно обсуждение в группах того, что они увидели, и уже после ими выдается ответ.

Этап 3. Текст. Мною выбраны отрывки текстов – описания различных природных зон. Тексты открываются детям. Нужно их прочитать,  выбрать ключевые слова, доказывающие их принадлежность к  описанию той или иной зоны. Ученики выходят к доске и выделяют эти слова маркером, обосновывая свой ответ. Затем весь класс обсуждает смысл текста и то, что выделил учащийся.

Этап 4. Видеосюжет. Показываются небольшие видеосюжеты, снятые в различных природных зонах России. Некоторые кадры можно остановить, чтобы учащиеся обсудили увиденное, и задали вопросы.

Конечно, все вышеперечисленное можно сделать и с помощью традиционных методов. Карты, фотографии можно показать на обычном проекторе, песню прослушать на обычном диске, а фильм показать с помощью видеомагнитофона.

Однако преимущества использования ИД для учащихся и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одно файла, связывая их гиперссылками. Аудио - и видео-файлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.

Учащиеся признают, что работать с ИД  гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. ИД экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

ИД помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей.

Еще одним примером эффективного использования интерактивных технологий может служить пример изучения  русского фольклора на уроках литературного чтения.

Начинается урок с воспоминания ранее изученных жанров устного народного творчества. По мере воспоминаний на доске учащимися заполняются лепестки «живого цветка» русского фольклора. Когда все лепестки заполнены, дети приводят жанровые примеры известных им произведений.

В Интернете была найдена картина Васнецова «Три богатыря», она была помещена в презентацию к уроку. Теперь учащиеся будут рассматривать, как выглядели герои былин русских. Для этого используется «прожектор», инструмент интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Перед тем, как спросить детей, во что герой одет и какое впечатление оставляет этот человек, предлагается тщательно изучить изображение.

Затем картина открывается все больше и больше, ученики должны прокомментировать, то, что видят, задавать вопросы. Учитель должен приветствовать внимание учащихся к деталям, чтобы как можно основательнее проанализировать изображение. Так рассматривается каждый богатырь в отдельности. Сравниваются все три богатыря, наделяются характеристиками; обсуждается смысл картины.

ИД  позволяет показать все изображения в цвете и манипулировать ими – писать поверх них, изменять в размере – что в данном случае, полностью соответствует потребностям преподавателя.

Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам.

На уроке математики изучены темы «Высказывание», «Равенство и неравенство», «Предложение с переменной», «Уравнение». Необходимо систематизировать полученные знания. Предлагается провести обсуждение, чтобы помочь учащимся закрепить то, что они прошли и подготовиться к следующему заданию.

На доске открывается файл, приготовленный к уроку заранее. Эта подготовка заняла не более 10 минут. В течение определенного времени учащиеся работают в парах, решая какие высказывания можно сгруппировать и к какой теме их отнести. Можно пользоваться своими записями.

Через 5 минут «представители» выходят к интерактивной доске, чтобы расставить ключевые слова, а затем объяснить свой выбор. После этого начинается обсуждение, почему в классификацию вошли именно эти высказывания. Можно построить это задание как игру, предлагая хорошо ответившему ученику выбрать того, кто следующим пойдет к доске. В конце занятия учащиеся еще раз формулируют изученные понятия.

ИД  позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли  он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.

Это задание можно провести и с помощью традиционных методов, например, используя карточки и клейкую ленту. Однако, для того, чтобы работать с ними не один раз, их надо где-то сохранить. Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей: (Слайды 11-13)

  1. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  3. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  4. Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  5. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся: (Слайд 14)

  1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  3. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  4. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  5. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Характеристика класса

В классе 33 ученика, из них    20 мальчиков и  13 девочек.

В классе имеется большое количество детей с ярко выраженным холерическим темпераментом, но есть и менее яркие флегматики. Сочетание этих двух типов в одном коллективе (при очень большом количестве детей) создает некоторые трудности для учителей.

Класс обучаем (хотя у некоторых ребят страдает самоорганизация). При этом нужно отметить достаточно высокий уровень интеллектуального развития некоторых детей. Многие имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное, яркое мышление.

Большинство учеников класса занимаются в кружках УДО и спортивных секциях ДЮСШ, в музыкальной школе.

В основном все легко идут на контакт.

В составе класса дети служащих, рабочих, предпринимателей и безработных (т.е. заметно отличаются по своему материальному положению).

В целом класс кажется достаточно ярким и перспективным. В классе нормальные дружеские отношения. Ребята в классе доброжелательно относятся друг к другу.

Картина здоровья: характерная для наших детей (близорукость, аллергия, бронхиты, астма, сахарный диабет, заболевания ЖКТ, заболевания опорно-двигательной системы).

Школьным психологом проводилась диагностика классного коллектива на определение уровня учебной мотивации на начало и на конец 2007-2008 и 2008-2009 учебных годов. Исследование проводилось по методике А.А.Лускановой  «Мотивация учения».

Результаты  обследования в начале 2007-2008 учебного года

У 51% учащихся высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

У 20% учащихся хорошая школьная мотивация. Ребята успешно справляются с учебной деятельностью.

17% учащихся положительно относятся к школе, но она им интересна внеучебной деятельностью. Познавательные интересы у них развиты мало.

У 12% учащихся – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Результаты  обследования в конце 2007-2008 учебного года

Высокий уровень учебной мотивации и познавательной активности показали 58% учащихся.

22% учеников показали, что могут успешно справляться с учебными задачами, ведь у них хорошая школьная мотивация.

Положительно относиться к школе стали 14% опрошенных учеников.

Низкий уровень мотивации показали 6% .

УРОВЕНЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В 3 КЛАССЕ «А»

В 2007-2008 УЧЕБНОМ ГОДУ. (Слайд 15)

Результаты  обследования в конце 2008-2009 учебного года

Высокий уровень учебной мотивации и познавательной активности показали 62% учащихся.

25 % учеников показали, что могут успешно справляться с учебными задачами, ведь у них хорошая школьная мотивация.

Положительно относиться к школе стали 10% опрошенных учеников. И лишь один ученик – 3%, не изменил своего отношения к учебе и школе, к сожалению, в силу своих психофизиологических возможностей. (Обучение 8 вида).

УРОВЕНЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В 4 КЛАССЕ «А»

В 2008-2009 УЧЕБНОМ ГОДУ. (Слайд 16)

Более того, появились ученики, всерьёз заинтересовавшиеся современными компьютерными технологиями и их использованием в обучении. Была организована инициативная группа учащихся – «КУК» («Клуб увлечённых компьютером»), во главе с классным руководителем. В ней ребята стали обучаться азам работы с компьютером,  интерактивной доской, первым шагам в программировании. (Слайды 17-18)

Согласно плану работы школы, с целью подведения итогов исследовательской работы учащихся, являющихся членами научного общества учащихся  «Эрудит» 26 февраля  2009 года была проведена научно - практическая конференция учащихся 4-11 классов школы. В конференции приняли участие 20 членов школьных исследовательских секций.

Участники конференции: Хлонь Иван, Назар Ольга, Гаврилова Анастасия, Бандуров Алексей, учащиеся 4 «А» класса, защищали свою коллективную исследовательскую работу в форме презентации, с демонстрацией, по теме: «Первые шаги в программировании».

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: (Слайд 19)

  1. повышает качество знаний
  2. продвигает ребенка в общем развитии
  3. помогает преодолеть трудности
  4. вносит радость в жизнь ребенка
  5. позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  6. создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

РЕЗУЛЬТАТЫ (Слайд 20)

Для учителя. Интерактивная доска облегчила подготовку к уроку и позволила вносить инновации в работу. Она дала возможность отказаться от урочной системы. Теперь с детьми можно смело заниматься целый день во всех предметных областях. Например, начинается русский язык, а потом, незапланированно, переходит в историю, природоведение, математику или чтение. Дети не знают, в какой момент и какие знания им пригодятся, но большее удовольствие они получают, когда понимают, что они знают всё, о чем их спрашивает учитель.

 ИКТ помогают сотворчеству учителей и учащихся на уроке. Они наполняют фундаментальный дидактический принцип - принцип наглядности в обучении новым содержанием. Также эти технологии дают новые возможности для профессиональной самореализации активным учителям, рождают новую атмосферу содеятельности в школьных коллективах.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Для родителей. Родители стали больше интересоваться учебным процессом. На родительских собраниях они просят показать программы и задания, которые выполняют ученики на уроках, пробуют выполнить их сами на GTCO Cal comp INTERWRITE, подходят после уроков, и дети демонстрируют им возможности доски.

Для учеников. Серьезно повысилась мотивация всего класса. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами. Я смогла наконец-то узнать, что они думают о предмете. Электронные интерактивные доски подталкивают к дискуссии, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли.

Если однозначно доказать улучшение отметок класса благодаря интерактивной доске не так уж просто, то в изменении отношения учеников к учебе и более глубоком понимании материала сомневаться не приходится.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование ИКТ на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают - работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Я уверена, что использование ИКТ может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Применение ИКТ: (Слайд 21)

  1. расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  2. формирует навык исследовательской деятельности;
  3. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  4. а, в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

В XXI веке информационные технологии дают уникальный шанс каждому ребёнку в России. Интерактивные обучающие системы способствуют получению качественного образования независимо от места проживания учащихся и возможности посещения ими элитных учебных заведений, поддерживают интеллектуальное развитие нации.

Одновременно общество решает другую важнейшую проблему: интеллектуальная занятость детей - альтернатива неблагоприятной социальной среде. Система интерактивных продуктов призвана обеспечить доступность, непрерывность и качество образования на основе перспективных компьютерных технологий (Internet, проектирование, моделирование).

Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий, которыми пополняются медиатеки школ и Межшкольных методических центров. У учителя появилась возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске, цифровыми лабораториями.

Первая проблема состоит в том, что не каждая школа может позволить себе приобрести интерактивную доску с необходимым программным обеспечением, который бы обеспечил минимальные возможности моделирования. В этом случае интерактивная доска используется, как проекционный экран, когда интерактивность достигается через управление презентацией или элементами интерфейса с помощью выбора управляющих элементов на сенсорном экране.

Вторая проблема - учителю нужно время на освоение этих технологий, так как после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета.

Третья проблема – преодолеть стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема упирается в наличие хорошей технической базы и программного обеспечения для ИД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ в начальной школе"

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе...

Использование ТРКМЧП в начальной школе

В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

Использование ИКТ в начальной школе

В статье я делюсь опытом работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"...