Проектная деятельность учащихся как одна из форм работы учителя по развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
методическая разработка на тему
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития коммуникативных навыков и входящих в них когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания, воображения) младших школьников.
Необходимость введения данного вида занятий, обусловлена недостаточной степенью коммуникативной готовности детей к школьному обучению. Коммуникативные трудности преодолеваются очень трудно и консервируются в виде негативного стиля общения. А также приобретают хронический характер. Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций недостатки в развитии ребенка нельзя преодолеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyat._tezis.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРОТОВА ВАЛЕНТИНА ИННОКЕНТЬЕВНА, отличник образования РС(Я), учитель высшей категории.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития коммуникативных навыков и входящих в них когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания, воображения) младших школьников.
Необходимость введения данного вида занятий, обусловлена недостаточной степенью коммуникативной готовности детей к школьному обучению. Коммуникативные трудности преодолеваются очень трудно и консервируются в виде негативного стиля общения. А также приобретают хронический характер. Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций недостатки в развитии ребенка нельзя преодолеть.
Проект, построен на использовании новых технологий обучения: психологических игр-тренингов, видеосъемок, реальных выступлений на телевидении и радио, проектной деятельности, направленных на развитие коммуникативной компетенции младших школьников.
Особый акцент в программе сделан на проектную деятельность, которая позволяет эффективно и результативно развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
- Привитие навыков сотрудничества с другими людьми.
- Активизирование навыков эмоционального общения.
- Привитие первоначальных умений собирать информации из разных источников.
- Овладение моделями поведения выступающего.
- Формирование речевого имиджа, навыков самопрезентации.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
При выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах учитель выступает как фасилитатор. Педагог обеспечивает деятельность ученика:
- Консультирует;
- мотивирует;
- Фасилитирует;
- Наблюдает.
РОЛЬ УЧЕНИКА
При выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- Выбирает и принимает решение;
- Выстраивает систему взаимоотношения с людьми;
- Оценивает результативность проекта.
ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ – это:
Индивидуальная консультация. Задачи консультирования:
- Обеспечивать продвижение учащегося в определении и разрешении проблемы.
- Отслеживать корректность действий учащегося с точки зрения алгоритма деятельности
Основной инструмент работы во время консультации – вопрос.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Презентация нужна для того, чтобы ученики получили опыт публичного выступления, т.е. «работает» на формирование коммуникативной компетентности учащихся. При этом стоит помнить о том, что речь идёт о презентации ПРОДУКТА.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
- преодоление психологического барьера перед публичным выступлением;
- приобретение навыков планирования, проектирования выступления;
- владение нормами языка, выразительность и эмоциональность речи, произношения публичной речи;
- владение навыками аргументации, умение отвечать на вопросы, ведение дискуссии;
- навыки самопрезентации.
ПРОДУКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
УСПЕШНАЯ, КОММУНИКАБЕЛЬНАЯ И КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ОБЛАДАЮЩАЯ КРЕАТИВНОСТЬЮ, любознательностью, инициативностью и уверенностью в своих силах. Личность с чувством собственного достоинства, умеющая управлять своими эмоциями и открытая всему новому.
НАШИ ЗАНЯТИЯ ДАЮТ:
УЧЕНИКУ: - развитие коммуникативной компетентности;
УЧИТЕЛЮ: - расширение возможностей для творчества;
РОДИТЕЛЯМ: - уверенность в успешном будущем своего ребенка.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ОРАТОР»:
ПРОЕКТ РАССЧИТАН НА ВЕСЬ КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И РЕАЛИЗУЕТСЯ ПОЭТАПНО:
I ЭТАП – программа направлена на развитие выразительной и эмоциональной речи школьников. Основной формой работы является развлекательно-игровой тренинг.
II ЭТАП – программа направлена на развитие когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и формирование невербальных средств коммуникации. В ходе занятий школьники занимаются выполнением творческих проектов.
III ЭТАП – программа направлена на овладение моделями поведения выступающего. На данном этапе школьники выступают со своей исследовательской работой.
IV ЭТАП – программа направлена на формирование речевого имиджа, навыков самопрезентации. На данном этапе занятия нацелены на подготовку к участию в конкурсе «Юный оратор».
ПРОЕКТ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТЕСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ.
Участие в подготовке к научно-практическим конференциям, театрализованным постановкам, видеосъемкам и т.д.
ПРОЕКТЫ ДЕТЕЙ
- «Влияние автотранспорта на экологическое состояние г. Якутска» - Неустроева Сандаара.
- «Загадочные часы» - Вострецов Коля.
- «Лабрадор ретривер» - Попова Мила.
- «Воздушный автобус» - Нечепуренко Никита.
- «История новогодней ёлки» - Романова Сахаяна.
- «Обитатель Северного Ледовитого океана» - Иванова Ира.
- «Полезны ли компьютерные игры» - Акимов Максим.
- «Экология планеты Земля» - Мельник Анна.
- «Снег – символ зимы» - Ушницкая Мария.
- «Спирея» - Егоров Егор.
- «Белка» - Атастырова Аня.
- «Всё о снежинках» - Попова Сардаана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”
В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...
Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).
Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...
Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника
Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...
«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».
Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников
В работе описывается инновационный опыт работы по данной теме...
Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работ...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы....