Проектная деятельность учащихся как одна из форм работы учителя по развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
методическая разработка на тему

Коротова Валентина Иннокентьевна

 

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития коммуникативных навыков и входящих в них когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания, воображения) младших школьников.

Необходимость введения данного вида занятий, обусловлена недостаточной степенью коммуникативной готовности детей к школьному обучению. Коммуникативные трудности преодолеваются очень трудно и консервируются в виде негативного стиля общения. А также приобретают хронический характер. Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций недостатки в развитии ребенка нельзя преодолеть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyat._tezis.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КОРОТОВА ВАЛЕНТИНА ИННОКЕНТЬЕВНА,  отличник образования РС(Я), учитель высшей категории.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития коммуникативных навыков и входящих в них когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания, воображения) младших школьников.

Необходимость введения данного вида занятий, обусловлена недостаточной степенью коммуникативной готовности детей к школьному обучению. Коммуникативные трудности преодолеваются очень трудно и консервируются в виде негативного стиля общения. А также приобретают хронический характер. Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций недостатки в развитии ребенка нельзя преодолеть.

Проект, построен на использовании новых технологий обучения: психологических игр-тренингов, видеосъемок, реальных выступлений на телевидении и радио, проектной деятельности, направленных на развитие коммуникативной компетенции младших школьников.  

Особый акцент в программе сделан на проектную деятельность, которая позволяет эффективно и результативно развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
  2. Привитие навыков сотрудничества с другими людьми.
  3. Активизирование навыков эмоционального общения.
  4. Привитие первоначальных умений собирать информации из разных источников.
  5. Овладение моделями поведения выступающего.
  6. Формирование речевого имиджа, навыков самопрезентации.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

При выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах учитель выступает как фасилитатор. Педагог обеспечивает деятельность ученика:

  1. Консультирует;
  2. мотивирует;
  3. Фасилитирует;
  4. Наблюдает.

РОЛЬ УЧЕНИКА

При выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  1. Выбирает и принимает решение;
  2. Выстраивает систему взаимоотношения с людьми;
  3. Оценивает результативность проекта.

ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ – это:

Индивидуальная консультация. Задачи консультирования:

  1. Обеспечивать продвижение учащегося в определении и разрешении проблемы.
  2. Отслеживать корректность действий учащегося с точки зрения алгоритма деятельности

Основной инструмент работы во время консультации – вопрос.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Презентация нужна для того, чтобы ученики получили опыт публичного выступления, т.е. «работает» на формирование коммуникативной компетентности учащихся. При этом стоит помнить о том, что речь идёт о презентации ПРОДУКТА.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

  1. преодоление психологического барьера перед публичным выступлением;
  2. приобретение навыков планирования, проектирования выступления;
  3. владение нормами языка, выразительность и эмоциональность речи, произношения публичной речи;
  4. владение навыками аргументации, умение отвечать на вопросы, ведение дискуссии;
  5. навыки самопрезентации.

ПРОДУКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

УСПЕШНАЯ, КОММУНИКАБЕЛЬНАЯ И КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ,  ОБЛАДАЮЩАЯ КРЕАТИВНОСТЬЮ, любознательностью, инициативностью и уверенностью в своих силах. Личность с чувством собственного достоинства, умеющая управлять своими эмоциями и открытая всему новому.

НАШИ ЗАНЯТИЯ ДАЮТ:

УЧЕНИКУ: - развитие коммуникативной            компетентности;                        

УЧИТЕЛЮ:  - расширение возможностей для творчества;

РОДИТЕЛЯМ:   - уверенность в успешном будущем своего ребенка.

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ОРАТОР»:

ПРОЕКТ РАССЧИТАН НА ВЕСЬ КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И РЕАЛИЗУЕТСЯ ПОЭТАПНО:

 I ЭТАП – программа направлена на развитие выразительной и эмоциональной речи школьников. Основной формой работы является развлекательно-игровой тренинг.  

II ЭТАП – программа  направлена на развитие когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и формирование невербальных средств коммуникации. В ходе занятий школьники занимаются выполнением творческих проектов.

III ЭТАП – программа направлена на овладение моделями поведения выступающего.  На данном этапе школьники выступают со своей исследовательской работой.

IV ЭТАП – программа направлена на формирование речевого имиджа, навыков самопрезентации. На данном этапе  занятия нацелены на подготовку к участию в конкурсе «Юный оратор».

ПРОЕКТ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТЕСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ.

Участие в подготовке к научно-практическим конференциям, театрализованным постановкам, видеосъемкам и т.д.

ПРОЕКТЫ ДЕТЕЙ

  1. «Влияние автотранспорта на экологическое состояние       г. Якутска» - Неустроева Сандаара.
  2. «Загадочные часы» - Вострецов Коля.
  3. «Лабрадор ретривер» - Попова Мила.
  4. «Воздушный автобус» - Нечепуренко Никита.
  5. «История новогодней ёлки» - Романова Сахаяна.
  6. «Обитатель Северного Ледовитого океана» - Иванова Ира.
  7. «Полезны ли компьютерные игры» - Акимов Максим.
  8. «Экология планеты Земля» - Мельник Анна.
  9. «Снег – символ зимы» - Ушницкая Мария.
  10. «Спирея» - Егоров Егор.
  11. «Белка» - Атастырова Аня.
  12. «Всё о снежинках» - Попова Сардаана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника

Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...

«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».

Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работ...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....