Проектная деятельность младших школьников.
статья по теме
Проектная деятельность младших школьников (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.А. Лебедева, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сандовская средняя общеобразовательная школа, п. Сандово Тверской области
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности обучающегося в образовательном процессе. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.
Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности. Проектная деятельность ориентирует обучающихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную деятельность. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Как обеспечить эффективность проектной деятельности?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающихся педагогу необходимо:
1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.
3. Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
4. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Наибольшую эффективность для реализации проектной деятельности имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность обучающихся.
5. Оценка выполненных проектов.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, необходимо отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект.
Метод проектов занимает в практике моей работы особое место. Работа над созданием проектов начинается с 1 класса.
С обучающимися 2 класса был разработан и реализован проект «Зимующие птицы Сандовского района».
Методический паспорт проекта
Название проекта: «Зимующие птицы Сандовского района».
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Предмет: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение.
Участники: обучающиеся 2а класса МОУ Сандовская СОШ.
Аннотация
В наше время экологическое воспитание является одной из составляющих педагогики. Проект направлен на расширение знаний обучающихся о птицах, встречающихся в нашем Сандовском районе в зимний период. Идея проекта состоит в том, чтобы помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности жизни птиц: питание, местонахождение, поведение, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Обучающиеся в ходе наблюдения и анализа узнают об особенностях питания птиц, их образе жизни, влиянии погодных условий на жизнь зимующих птиц. Проект поможет детям ответить на основополагающий вопрос: «Какой образ жизни ведут птицы зимой? Чем мы можем помочь птицам?». Проект направлен на то, чтобы показать детям необходимость заботы о птицах зимой. В ходе проекта обучающиеся с помощью учителя осуществляют групповые исследования по различным источникам информации, выполняют практическую работу, приобретают компетенции. Результаты оформляются в виде презентаций, альбома о зимующих птицах нашего края, докладов, творческих работ. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности обучающихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению. Реализация проекта предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы с детьми по четырём направлениям.
Первое направление. Расширение знаний детей о птицах. С этой целью дети
изучают особенности жизни птиц в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают научные статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о жизни птиц.
Второе направление. Это направление включает целую систему работы, которая предусматривает формирование у детей представлений о том, как важно помогать птицам в зимнее время года. Дети находят в научно-познавательной литературе сведения о том, какие кормушки могут быть особенно удобными для пернатых, изготавливают «птичьи столовые». Идет работа по заготовке корма для птиц, составляется меню для «столовой».
Третье направление. Эта работа вызывает у детей особые эмоциональные переживания. Сделанные кормушки нужно повесить и начать подкармливать птиц. Дети не просто участвуют в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, становится для них маленьким праздником: ребята кормят пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывают стихи и разгадывают загадки о птицах.
Четвёртое направление. Это особенно важное в проекте – вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников. С этой целью участники проекта отпечатывают листовки: «Покормите птиц зимой». Для первоклассников проводят беседу «Как зимой помочь птицам» и устный журнал «Наши друзья - птицы».
Реализация проекта: декабрь, январь. В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Какой образ жизни ведут птицы зимой?
Какие трудности испытывают птицы зимой?
Чем питаются птицы зимой?
Что мы можем сделать для защиты птиц в зимнее время?
Какие птицы остаются зимовать в нашей местности?
Из чего и как изготовить кормушки?
Чем подкармливать птиц?
Цели проекта:
- познакомить обучающихся с состоянием видового многообразия зимующих птиц Сандовского района;
- принять личное участие в охране и подкормке птиц родного края.
Задачи проекта:
- развитие умения наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы;
- приобретение навыков исследовательской деятельности;
- обоснование необходимости охраны и подкормки птиц;
- формирование навыков самостоятельной работы, и работы в команде.
Этапы работы над проектом
1 этап: подготовительный.
Обсуждение проблемы, целей и задач. Определение творческого названия.
Формы работы учителя: объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп.
Обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи.
Итог: Формирование проблемы, целей и задач проекта. Определение творческого названия проекта, формирование творческих групп.
2 этап: организация деятельности.
Темы самостоятельных исследований по группам:
1 группа – зимующие птицы нашего края: видовое многообразие, образ жизни, влияние погодных условий на жизнь птиц;
2 группа – виды кормушек и их изготовление;
3 группа – корм для птиц;
4 группа – фотосъёмка зимующих птиц нашего края, наблюдение;
5 группа – стихотворения, загадки о птицах.
Формы работы обучающихся: обсуждение плана работы, выбор формы представления результатов по группам.
Формы работы учителя: консультирование обучающихся, помощь в подборе возможных источников информации по теме исследований.
3 этап: самостоятельная работа в группах.
Изучение и исследование вопроса. Подготовка представления своих отчетов. Формы работы обучающихся: сбор информации о птицах, уточнение оформления результатов исследований.
Формы работы учителя: консультирование.
4 этап: защита полученных результатов.
Формы работы обучающихся: представление полученных результатов, ответы на вопросы присутствующих, оценивание работы каждого участника.
Формы работы учителя: оценивание работы группы, подведение итогов.
Подготовка и оформление результатов в виде докладов, буклетов, печатных материалов, презентаций.
5 этап: оформление Портфолио проекта.
6 этап: рефлексия всех участников. Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта.
Результатом проекта явилась коллекция докладов «Зимующие птицы Сандовского района», подборка стихотворений, загадок о птицах, а так же стихотворения собственного сочинения. Созданы презентации «Покормите птиц зимой», «Птицы родного края», выпущены буклеты для родителей, проведена акция «Каждой пичужке – своя кормушка».
Работая над проектом «Зимующие птицы Сандовского района», обучающиеся смогли показать свою самостоятельность при поиске дополнительного материала, проявить творческие способности, умение работать в группе. Проектная деятельность позволила обучающимся приобрести знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников
Проектная деятельность младших школьников...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...