проектная деятельность в начальной школе
статья по теме
Данный материал подробно расскажет вам о видах и этапах проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.rar | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема:
«Проектная деятельность
в практике учителя
начальной школы.»
учитель МОУ СОШ № 39
г. Тверь
Ермошкина Е.А.
ПЛАН.
1.Введение
2.Подготовка детей к проектной деятельности
3.Организация проектной деятельности младшего школьника
4. Типология проектов
5. Этапы проектной деятельности
6. Работа в группах
7. План защиты проектов
8. Критерии оценки проектной деятельности
9. Виды презентаций проектов
10. Критерии оценки защиты проектов
11.Роль родителей на этапах проекта.
12.Заключение
13.Список литературы.
Введение.
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
-1-
деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
В методе проектов на первое место становится деятельность.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
-2-
Подготовка детей к проектной деятельности.
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Для продуктивной проектно – учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключается в следующем:
1) Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации « дефицита информации или способов действий);
- умение управлять голосом ( говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения ( понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться ( выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях « открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону – содержание высказываний.
2) Развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость», которая включает:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщённости умственных действий у учащихся начальной школы являются
- 3 -
широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1 по 4 класс в ходе рабы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приёмы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
3) Опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Организация проектной деятельности младших школьников.
Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человечеству отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой вклад в процесс эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.
Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые
-4-
методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность,
-5-
повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организуя доступ к информационным ресурсам, даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена логическая схема:
ЗАДАЧИ: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
МЕТОДЫ: виды деятельности.
РЕЗУЛЬТАТ: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:
- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
- умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презинтационные.
Типология проектов.
Проекты бывают разные. Можно представить их в таком виде:
По количеству участников | По продолжительности | По типу деятельности | По количеству предметов |
1.личностные 2.парные 3.групповые | 1.краткосрочные 2.средней продолжительности 3.долгосрочные | 1.творческие 2.исследовательские 3.игровые 4.практико- ориентированные 5.информационные | 1.Моно-проект 2.межпредметный проект |
-6-
Этапы проектной деятельности.
Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационный этап Постановка учебной задачи | Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. | Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат | Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде | Формируют задачи, уточняют информацию | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает |
Информационно- аналитический этап | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. | Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. | Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. |
Выполнение | Выполнение проекта | Анализируют информацию, оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе) |
Защита проекта | Коллективная защита проекта, оценка | Защищают проект. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Рефлексивный этап | Анализ выполнения проекта | Участвуют в самоанализе и самооценке проекта | Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы. |
-7-
Работа в группах.
Очень важно научить детей работать в группе.
Работа в группах сотрудничества
1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2) Распределение заданий внутри группы.
3) Индивидуальное выполнение задания.
4) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5) Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения).
6) Подведение итогов группового задания.
Какие роли могут быть в группе?
- организатор — отвечает за работу группы в целом;
- докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;
- секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
- критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
- контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
- Понаблюдать
- Прочитать в книге
- Найти в Интернете
- Провести исследование
- Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе.
Расскажите, какое задание выполняла группа.
2. Что вы предприняли для выполнения задания.
3. Представьте результат своей работы.
4. Оцените работу своей группы.
На каждый проект составляется карточка - отчет.
- Фамилия, имя
- Тема проекта
- Почему я начал работу над проектом
- Какой продукт я хочу получить? -8-
- Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
·Что нового я узнал, чему научился?
Мои впечатления от работы над проектом.
План защиты проектных работ.
1. Почему избрана эта тема.
2. Какую цель преследовали.
3. Какие ставились задачи.
4.Какие гипотезы проверялись
5. Какие использовались методы и средства.
6. Каким был план .
7. Какие результаты получены.
8. Какие выводы сделаны по итогам.
Думаю, что метод проектов на уроках будет востребован начальной школой, так как он позволяет:
-научить ребенка самостоятельному достижению цели;
- повысить мотивацию учащихся к учению;
- сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания;
- развивать творческие способности, предоставляет каждому возможность самореализации;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в
коллективе.
Критерии оценки проектной деятельности.
1. Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
2.Аргументированности предлагаемых решений, подходов и выводов.
3.Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
4.Качество изделия, его оригинальность.
5. Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
6. Качество и полнота в оформлении записей. -9-
Виды презентации проектов.( результат)
1. Научный доклад
2. Деловая игра
3.Демонстрация видеофильма
4.Экскурсия
5.Телепередача
6.Научная конференция
7.Диалог исторических или литературных персонажей
8.Театрализация
9. Инсценировка
10.Защита на учебном совете
11.Пресс-конференция
12.Спектакль
13. Путешествие
Критерии оценивания защиты проектов.
1.Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
4.Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
-10-
Роль родителей на этапах выполнения проекта .
Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью. Действия родителей могут быть такими:
Этапы проектной деятельности | Возможные действия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи. | Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор. |
Выбирается и формулируется тема проектной работы. | Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор. |
Формулируется задача проекта. | Может потребоваться помощь в правильной формулировке. |
Разрабатывается план выполнения проекта. | Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка. |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. | Обдумайте с ребенком возможные результаты. |
Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. | Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой. |
Распределяются обязанности между участниками проектной группы. | Может потребоваться разъяснение обязанностей. |
Изучаются источники и литература по теме проекта. | Посодействуйте в посещении библиотеки. |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. | Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации. |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности. | Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль. |
Оформляются результаты работы, и готовится отчет. | Подскажите основные правила оформления документов. |
Проект готовится к презентации. | Помогите прорепетировать выступление. |
Публичная презентация проектной работы. | Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. | Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому. |
-11-
Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Проекты моих учеников показались мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.
-12-
Список использованной литературы:
- Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — С. 41-45.
- Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» – Самара: Издательство Учебная литература, 2005
- Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.
- http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
- http://www.meloc.ucoz.ru/ - рабочий сайт Хлынцевой Ю.В.
7.Воронцов А.Б. «Проектные задачи в начальной школе.»
8.Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе.»
9.Господникова М.К. «Совместные воспитательные проекты.»
10.В.Ф.Феоктистова « Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.»
11.М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнёва « Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.»