Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы в период обучения грамоте в классе слепых детей.
методическая разработка (1 класс) на тему
Данный материал представляет собой разработку методической темы. Содержит описание проблем развития детей с нарушениями зрени и практические приемы, которые можно использовать на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii._pravka.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы в период обучения грамоте в классе слепых детей.
Содержание
Введение
- Психофизиологические особенности ребенка с нарушением зрения младшего школьного возраста.
- Особенности периода обучения грамоте в классах слепых.
- Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса.
- Список литературы.
- Приложение.
Введение.
В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро стоит вопрос об организации здоровьесберегающего обучения.
В документах Министерства образования РФ (законе “Об образовании”, Концепции модернизации российского образования и др.) и Конвенции о правах ребенка указывается, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечение устойчивого, динамического развития российского общества, с высоким уровнем жизни, и подчеркивается, что одним из необходимых условии достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.)
С учетом новых подходов к выстраиванию стратегии образования и ее ориентации на воспитание нормального ребенка проблема здоровья рассматривается с различных точек зрения. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Все вышеперечисленное имеет отношение и к воспитанию и обучению детей с нарушением зрения, так как в этом случае речь идет в первую очередь о сохранении здоровья, создании положительного эмоционального микроклимата, так необходимого для успешного усвоения знаний.
Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением зрения.
Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей младших школьников с нарушением зрения - залог успешного взаимодействия с ним в процессе обучения. Освещение данного вопроса поможет педагогам правильно организовать здоровьесберегающее обучение.
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни любого ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках. Поэтому очень важно организовать процесс обучения с учетом психофизиологических особенностей ребенка, которые, в свою очередь, определяют его функциональные возможности.
Психофизиологические процессы у детей 6-7 лет еще во многом непроизвольны, что связанно с недостаточным развитием регулирующих систем организма, поэтому поддерживать высокий уровень работоспособности длительное время школьник не может и быстро утомляется при физической и умственной нагрузках. Кроме того, в этот период еще продолжается рост организма.
Вышеперечисленные особенности детей младшего школьного возраста накладывают большие ограничения на формы учебных занятий и обязательно должны приниматься в расчет педагогами. Урок должен быть разнообразным как по своему содержанию, так и по видам деятельности.
Так во время занятий неподвижное сидение за партой, необходимость длительного поддержания соответствующей позы, представляют невыполнимое требование для ребенка, Необходимо поддерживать двигательную активность ребенка.
Нарушения зрения накладывают дополнительный отпечаток на развития младшего школьника. Они изменяют характер, внимание, речь, память ребенка.
Прежде всего дефекты способствуют, особенно в рамках семейного воспитания, возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера.
К таким условиям относятся в равной мере как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребенка.
Формируются отрицательные качества личности:
- моральные: эгоизм, эгоцентризм, отсутствие чувства долга и товарищества.
- волевые: отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм.
- эмоциональные: равнодушие к окружающим, душевная черствость.
- интеллектуальные: отсутствие любознательности, чувства нового.
Узость интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения обуславливает низкий уровень развития их внимания. В то же время длительное воздействие слуховых раздражителей быстро утомляет слепых, ведет к рассеиванию внимания. Нужно отметить, что приобщение лиц с дефектами зрения к активной деятельности способствует развитию непроизвольного и произвольного внимания.
Нарушение взаимодействий в функционировании анализаторных систем, участвующих в формировании фонетической стороны речи: слуховой, кинестетической и зрительной, в результате чего в процессе становления речи у слепых наблюдается отклонение от нормы. Речевые недостатки отмечаются у слепых в два раза чаще, чем у нормально видящих и имеют место у 20% учащихся. Речевые расстройства отражаются и на письме. По данным М.Е.Хватцева, 25% ошибок связано с неправильным произношением соответствующих звуков, а в 46% случаев неправильно произносимые звуки обуславливают неправильное написание.
Кроме того, и это наиболее существенно, дефекты речи тормозят психическое развитие слепых детей, причем в гораздо большей степени чем нормально видящих. Это связано с тем, что развитие речи, способной при нормальном уровне развития в значительной мере компенсировать последствия слепоты, в данном случае задерживается и речь не выполняет свою компенсаторную функцию. Спецификой развития речи детей с нарушениями зрения являются особенности усвоения и использования ими неязыковых средств общения- мимики, пантомимики, интонации, являющихся неотъемлемыми компонентами устной речи.
Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов - возбуждения и торможения, концентрации и индукции, отрицательно влияют на скорость запоминания, образование временных связей. Отмечается недостаточная осмысленность запоминаемого материала.
Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Речь идет о тех трудностях, которые слепые и слабовидящие испытывают в процессе таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д. Однако, нужно отметить, что развитие логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекают у детей с нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями.
Кроме того отмечается слабое проявление “закона края”, согласно которому лучше запоминается начало и конец материала. Наиболее продуктивно слепые и слабовидящие запоминают начало материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью.
Особенностии психофизиологических процессов
младших школьников с нарушением зрения
В процессе воспитания и обучения необходимо учитывать не только обусловленные дефектом, возрастные, но и личностные особенности школьников.
Большое значение имеет учет особенностей нейродинамики, скорости протекания психофизиологических процессов и переработки информации центральной нервной системой. У каждого ребенка существует свой темп деятельности, обусловленный типологическими особенностями нервной системы.
К таким особенностям относятся:
- наличие сопутствующих неврологических заболеваний у каждого конкретного ребенка.
- различный темп работы на уроках.
Так медлительные дети характеризуются быстрым утомлением, трудным переключением с одного вида деятельности на другой (внешне это может проявляться в отсутствии реакции на слова учителя), и, как следсвие, нуждаются в снижении темпа подачи информации.
Следует принимать во внимание тот факт, что часто видимые слабость и инертность нервной системы могут быть не врожденными, а временными, возникшими в результате ухудшения функционального состояния, например из-за болезни, утомления.
Важной проблемой в школе для детей с нарушением зрения является и леворукость ребенка, так как обучение письму предполагает письмо правой рукой, что для такого ребенка весьма проблематично. Необходимо понимать, что леворукость - это не патология, а особая организация мозга. Следует помнить о том, что левши склонны к повышенной утомляемости и сниженной работоспособности, для них особенно важно соблюдение режима дня, отсутствие перегрузок дополнительными заданиями. Но жесткое следование режиму также может оказаться непомерно трудным для них.
Все вышеперечисленные особенности развития мешают нормальному протеканию уроков, эффективному усвоению знаний.
Особенности периода обучения грамоте в классе детей с нарушением зрения.
Обучение грамоте является одним из наиболее важных разделов программы 1 класса в общеобразовательной школе и в школе III-IV вида . В нем присутствует четкая практическая направленность, и он нацелен на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить, писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить, речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.
Одновременно с развитием основных видов речевой деятельности в начальной школе для детей с нарушением зрения, как и в массовой школе, предполагается решение таких важных вопросов, как
- формирование важных нравственных и эстетических представлений;
- развитие логического и образного мышления;
- освоение нового вида деятельности – учебной;
- развитие интереса к учебным занятиям, к книге.
Всю программу обучения необходимо стоить на принципе дифференцированного подхода, направлять на коррекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных нарушением зрения.
В работе с детьми с нарушениями зрения в период обучения грамоте необходимо:
- Выявить уровень подготовленности детей к обучению грамоте.
- Восполнить недостатки развития, всех сторон познавательной деятельности.
- Развивать деятельность сохранных анализаторов, речь, мышление.
- Расширять чувственный опыт на основе ознакомления с окружающим миром.
- Осуществлять подготовку руки и глаза к чтению и письму: развитие глазомера и ориентировка в пространстве. Вырабатывать правильные и координированные движения пальцев и кисти руки, познакомить с письменными принадлежностями и научить пользоваться ими.
- Обучить письму букв.
Основываясь на данных личных наблюдений и вышеперечисленных особенностях можно говорить о необходимости активного применения здоровьесберегающих тенологий в работе с детьми с нарушениями зрения, так как наша основная задача не только вооружение ребенка качественными знаниями, но и сохранение того хрупкого здоровья, которым обладает ученик.
Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса.
Здоровьсберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроках; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, инициацию разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии.
Учебная деятельность, связанная с высокими умственными, физическими нагрузками, должна быть строго регламентированной и рационально построенной.
Учебная нагрузка разделяется на:
- физическую ( соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.117802)
- интеллектуальную (зависит от содержания программ, степени развития психики ребенка – внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления).
- эмоциональную (складывается из эмоциональных переживаний за успехи и неудачи, из общения со сверстниками, самоутверждения и др.)
Нельзя ожидать от всех школьников одинакового уровня развития и темпа обучаемости, поэтому их следует определять в процессе обучения и учитывать, выстраивать индивидуальную программу доразвития отдельных черт. Важен стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса, умение учителя чутко реагировать на эмоциональное состояние детей, вовремя корректировать его.
В предложенной системе занятий реализуется основные принципы специального образования - принцип коррекционной направленности и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. По возможности необходимо учитывать особенности процесса запоминания информации детьми с нарушением зрения, то есть наиболее важная информация должна сообщатся в начале урока. По типу организации и управления познавательной деятельностью ребенка в учебном процессе в контексте задач здоровьесбережения используются личностно ориентированные технологии. В том числе и в контролирующей и оценочной деятельности, главная цель которой – определить уровень достижений каждого ученика, педагог не только исправляет ошибки, но и привлекает ребенка к поиску ошибок, их оценке.
В работе с детьми с нарушениями зрения необходимо обращать внимание на :
- Темп работы. При работе с медлительными детьми необходимо:
• снижать темп опроса, не торопить ученика, давать время на обдумывание, подготовку, предупреждать о необходимости отвечать.
• при изложении нового материала широко использовать опережающее обучение.
• особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, так как это неразрывно связанно с развитием головного мозга ребенка.
2.Сложность и объем заданий. При организации самостоятельной работы подбираются задания одинаковые по уровню сложности, но разные по объему. В некоторых случаях нужно подбирать для отдельных учеников и более легкие задания.
3. Использование технологий снижающих эмоциональную нагрузку и стимулирующих интерес к уроку.
а) Релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика
Применяются как в начале урока, так и вместо или после активной физкультминутки для расслабления, настроя на работу.
б) Мимические, голосовые, дыхательные упражнения.
Проводятся особенно активно в начале года для формирования навыка правильного дыхания, отработки сильного, плавного и длительного выдохов, необходимых в работе над звукопроизношением.
в) Работа над усвоением лексико-грамматического строя речи. Любой урок должен расширять объем словаря, уточнение значений слов, активизировать словарный запас ребенка.
г) Физпаузы и физминутки несущие дополнительную речевую нагрузку
д) Задания на целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира Проведение предметных уроков на которых обследуется определенный объект и формируются алгоритм и способы обследования предметов.
(см. приложения)
Коррекционное развитие по основным направлениям:
- развитие психики ребенка (коррекция внимания, мыслительных операций)
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности,
- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки).
Таким образом, каждый урок должен носить не только коррекционную, но и здоровьесберегающую направленность, так как в первом классе важно помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе, учебной нагрузке, научить работать на уроках и справляться с эмоциональным напряжением. Это может быть достигнуто снижением темпа работы на уроках, уменьшением объема задания и использованием релаксационных пауз, приемов психогимнастики.
Список литературы
1. | Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте-М., ВАКО, 2005. |
2. | Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.- Начальная школа.- 2005.- №11. |
3. | Ковалько В.И. Здоровьесберегающиетехнологии в начальной школе. – М.; ВАКО, 2004. |
4. | Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение.- СПб. 2009. |
5. | Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - СПб., 1998. |
6. | Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.- М., Вента-Граф, 2008. |
7. | О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы.- Министерство образования Р.Ф. – Опубл. 22.02.1999. |
8. | Обучение письму и чтению по системе Брайля: Учебное пособие/ Под ред. Г.В. Никулиной, СПб., КАРО, 2006. |
9. | Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов- М., ВЛАДОС, 2002. |
10. | Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период. – Министерство образования Р.Ф. – Опубл. 20.04.2001. |
11. | Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. – М.:АСТ; Астрель, 2003. |
12. | Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. |
13. | Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательной деятельности. – М.:Вентана-Граф, 2002. |
Приложения
Психогимнастика
- Покажите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную царевну и т. п
“Взяли” в руки метлу, нахмурились, согнулись. Баба Яга смотрит по сторонам, думает, чтобы натворить.
- Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комара, довольны. А сейчас одна лягушка прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать?
- Упражнение на релаксацию.
“Заводные игрушки” Представьте, что вы игрушка, которую можно завести. Какая это игрушка? (кукла, мишка, лягушка, или кто-то еще). Вот вставляют ключик, поворачивают, и вы просыпаетесь, начинаете двигаться..
“Солнышко припекает” Мы лежим на травке, денек солнечный, солнышко хорошо пригревает, повернем один бочек к солнышку, другой, потянемся, повернемся спинкой, животиком, еще раз потянемся.
“Деревья” Представьте, что мы с вами деревья. Какое это может быть дерево? Как оно выглядит? Корни у дерева в земле. Представьте, что мы с вами питаемся, получаем, энергию из земли. Она идет по корням, по стволу, по веткам, веточки поднимаются. Распрямляются и тянутся вверх. И расслабились.
- “Овощи” Покажите, как из семян растут растения, растения тянутся к солнышку. Вот вы зернышко, сжались в комочек. Посадили зернышко в землю, оно стало набухать, раздуваться, появился росточек, стал пробиваться через почву, расти вверх, не спешите, тянемся, тянемся и выросли, расправили плечики, подняли головки, потянулись. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи, туловище.
- Пантомима “В лесу, саду и огороде”, “Прогулка в лесу” выразите состояние людей, заблудившихся в лесу.
- “Фрукты”. По выражению вашего лица я должна догадаться, что вы съели лимон, ананас, апельсин, абрикос.
- “Попугаи” Изобразите ссорящихся, сердитых попугаев. Изобразите веселых поросят, испуганных поросят.
- “Котенок” Изобразите ласкового котенка, котенок умывается, ловит мышку .
- Пантомима по сказке “Заюшкина избушка”. Изобразите зайца, лису, медведя, волка, петуха.
- Изобразите старенькую бабушку, маму, бабушка пляшет, ребенок пляшет.
- Потренируемся, как йоги.
- “Утята” утята шагают на пруд, увидели огромного пса, испугались. Мама-утка защищает утят, а потом – как учила их плавать.
Можно подбирать различные упражнения связанные по теме с темой урока и направленные на развитие эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.
Дыхательная гимнастика
Упражнения выполняются сидя или стоя.
- “Крылышки”: руки вдоль туловища. Отводим руки ребенка назад за голову - вдох. Возвращаем руки в исходное положение - выдох. Читаем стихи:
Крыльями руки на вдохе взлетают -
Плавно на выдохе вниз опадают.
- “Поймаем бабочку”: разводим руки ребенка в стороны – вдох. Затем производим легкий поворот туловища ребенка, его руки «встречаются», и ладони сводятся вместе – выдох. Затем новый вдох и выдох с поворотом в другую сторону. Движения сопровождаются стихами:
Крылья мои раскрываются,
Выдох – и слева встречаются.
Вдох – и опять раскрываются,
Выдох – и справа встречаются.
Игры с гласными звуками
Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Очень важны эти игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов, необходимых в работе над звукопроизношением.
Пропевание гласных звуков с движениями.
- “Цветок распускается”- [а]
- “Рубим дрова”- [у]
- “Пускаем облачко”- [о]
- “Держим большой мяч”- [э]
- “Маятник”- [ы]
- “Поймаем лучик”- [и]
- Пропевание гласных с различной высотой звучания.
Проговариваем стихи с движениями
Открываем мы глаза, Вдох – тянем долго: - А-а-а-а! | Открыли глаза, вдохнули, произнесли протяжно: А-а-а, |
Утром солнышко взошло, Снизу вверх мы тянем: - О-о-о-о! | Потянулись, руки вверх, тянем звук: О-о-о |
Днем по горкам едем мы: - Ы-ы-ы-ы! | Шагаем по горкам, вверх, вниз. Тянем вверх :ы-ы-ы, Вниз : ы-ы-ы. |
Ночью смотрим на звезду- Сверху вниз слетает: - У-у-у-у! | Подняли глазки на звезду, полюбовались, видим, как она падает: У-у-у |
Завывает пурга, и не видно ни зги: - И-и-и-и! | Прислушались, приставили руку к уху, слушаем пургу , а теперь смотрим вокруг, и помогаем пурге : И-и-и. |
Кинезиологические упражнения
1. “Кулак – ладонь”
Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движение по мере усвоения можно ускорять, но при этом следите за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно.
Вот – ладошка, вот – кулак!
Все быстрее делай так.
- “Оладушки”.
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиций: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения темп движений можно увеличить.
Мы играли в ладушки –
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
3. “Пальчики здороваются”. Поочередно соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев).На каждый ударный слог пальцы одной руки соприкасаются с большим в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве, и на ветках, и в листве,
(смена рук)
И среди больших лугов мух, червей, слепней, жуков!
4. “Лягушка” (кулак–ребро-ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонью вниз.
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы
Методы и приёмы по организации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы.
Статья об использовании здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальной школы....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школыУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.«Единственная красота, которую я знаю — это здоровье»Генрих Гейне ...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не ...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы С.В.Коноваленко
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…&raqu...