Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
статья по теме
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_rebyonka.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% его времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее естественный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.
Традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствуют развитию хронических болезней. Проблемы здоровья учащихся создаются и решаются в ходе ежедневной практической работы учителя, поэтому он должен найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Здоровьесберегательные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, который осуществляется на основе личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Предполагается активное участие самих обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьясбережения, который преобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащихся.развитие его саморегуляции(от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровья других людей.
Здоровьесберегающие технологии- это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, направленная на сохранение и умножение здоровья ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии должны быть направлены на обеспечение развития природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
1. условия обучения ребёнка в школе ( отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).
2. рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми,индивидуальными и гигиеническими требованиями) .
3. соответствие физической и учебной нагрузки возрастным возможностям ребёнка
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
1. Не навреди!- все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Непрерывность и преемственность – работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объём учебной нагрузки. Сложенность материала должны соответствовать возрасту учащихся. 4. Комплексный междисциплинарный подход-единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
5. Успех порождает успех –акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяется хорошее, положительное, а потом только отмечаются недостатки.
6. Активность- активное включение, а любой процесс снимает риск, утомляемость.
Ответственность за своё здоровье- у каждого ребёнка надо стараться формировать ответственность за своё здоровье. Перед любым учителем стоит задача качественного обучения предмета, что невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.
В решении этих задач должны и могут помочь здоровьесберегающие технологии. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности, возможность поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья ученика и учителя. Психолого-педагогические технологии используются для снятия эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений и тем самым обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать значимость изучаемой темы, побудить к активации самостоятельной познавательной деятельности. На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения темы.
Создание благоприятного климата на уроке. С одной стороны решается задача предупреждения утомляемости, а с другой – появляется дополнительная ситуация для раскрытия творческих возможностей ребёнка .Доброжелательная обстановка на уроке , спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор. По окончании урока учащиеся покидают класс с хорошим настроением, т.к. отсутствовали отрицательные факторы.
К здоровьесберегающим технологиям относится охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Необходимо показывать ученику как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучать заботится о своём здоровье (освещение фактов способствующих формированию к своему здоровью; режим дня, беседы о вредных привычках, прогулки на свежем воздухе и т.д.) Так же к здоровьесберегающим технологиям относится создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий, стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму его решения; рефлексия(обсуждение того, что получилось, что нет, в чём были ошибки, как они были исправлены). Технология раскрепощённого развития – учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, подбор высоты парт(способствует укреплению позвоночника, осанки). Проводятся разминки на мышечно-теменную и зрительную координацию. В результате развивается чувство общей и зрительной координации и их синхронизации, развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости в ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации(типа ДТП). На уроках русского языка используются минутки чистописания, формирующие художественное чувство и развивающее психомоторную систему « глаз-рука». К здоровьесберегающим технологиям относится так же использование на уроках физкультминуток, что повышает эффективность усвоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....