Программа "Здоровье"
рабочая программа по теме

Тарасова Ирина Валентиновна

Программа для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования

культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.

Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

актуальности.

Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;

доступности.

В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

положительного ориентирования. 

В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;

последовательности.

 Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

системности.

 Определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

сознательности и активности.

 Направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков.

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.

Основные направления просветительской и мотивационной работы.

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни

Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма

Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в прогимназии: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта;

спартакиады, дни здоровья.

Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Примерное программное содержание по классам.

Ступень образования

Содержательные линии

1 класс

Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни.

2 класс

Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.

3 класс

Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.

4 класс

Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово!

Деятельность по реализации программы.

Творческие конкурсы:

рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;

поделок «Золотые руки не знают скуки»;

фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

Работа клуба «Здоровье» (см. Приложение).        

Проекты здоровья.

1-й класс – «Друзья Мойдодыра».

2-й класс – «С режимом дня друзья!».

3-й класс – «Парад увлечений».

4-й класс – «Нет вредным привычкам!».

Экскурсии по ППД.

Работа с родителями. Лекторий.

Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.

Циклограмма работы класса.

Ежедневно

Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки.

Еженедельно

Выпуск «Страничек здоровья», работа в кружках, спортивных секциях. Дни открытых дверей (для родителей)

Ежемесячно

Генеральная уборка классной комнаты.

Один раз в триместр

Классные праздники, экскурсии, родительские собрания.

Один раз в год

Медицинский осмотр, заполнение паспорта безопасности, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья», Школьные Олимпийские Игры

Предполагаемый результат реализации программы:

стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

высокий уровень сплочения детского коллектива;

активное участие родителей в делах класса;

способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.

Внешние: спортивные секции, ОУ дополнительного образования.

Критерии результативности:

автоматизм навыков личной гигиены;

эффективность программы оценивается по результатам диагностик.