Часы здоровья
методическая разработка (3 класс) на тему
Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasy_zdorovya.docx | 19.53 КБ |
chasy_zdorovya.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа класса построена по программе « Часы здоровья»
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи.
Образовательные:
• обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
• обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
* желание быть здоровым душой и телом;
*стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
*приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
*самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
*обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
*формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Методику работы с детьми строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом обучающимся предлагаю практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми провожу занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
В беседы включаю вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Эффективность образовательного процесса мной достигается за счёт использования на своих уроках здоровье сберегающих технологий:
физкультурные минутки;
подвижные игры;
гимнастику для глаз;
пальчиковую гимнастику;
дыхательную гимнастику;
дидактические игры с движениями;
развивающие игры;
необычные движения.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.(Приложение 6)
Физическое воспитание и охрана здоровья детей является одним из основных видов воспитательной работы. Для этого всегда провожу гимнастику до учебных занятий, которая повышает умственную работоспособность обучающихся, настраивает их на предстающую учебную деятельность и предупреждает негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Во время уроков провожу физкультминутки. Эти упражнения направлены на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса. Ежегодно в стенах школы проводим с обучающимися начальных классов соревнования «Веселые старты»,»Дни Здоровья».
Участвуя в различных спортивных праздниках, экскурсиях, мои обучающие повышают уровень своего здоровья. Они меньше болеют и лучше учатся. В классе никто из обучающихся не сидит без дела. У каждого обучающегося есть свои обязанности. Они самостоятельно контролируют учебу, чистоту и порядок в классе и в школе. Дети очень трудолюбивые, никогда не отказываются от общественно - полезного труда во благо школы. Ведется профилактика вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников. В этом направлении мной проводятся занятия кружка «Все цвета, кроме черного». Дети учатся управлять своим поведение в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими, как заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни. Кружок посещают 100% обучюащихся, они с удовольствием высказывают свои мысли, работают по тетрадям «Учусь понимать себя». Выступали на родительском собрании, рассказывали родителям о умениях оценивать себя, свои поступки и поступки других людей.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Дружи с водой | 1 | Советы доктора Воды | 1 |
2 | Друзья Вода и Мыло | 1 |
Тема 2. Забота о глазах | 3 | Глаза - главные помощники человека | 1 |
4 | Как беречь глаза | 1 |
Тема 3. Уход за ушами | 5 | Чтобы уши слышали | 1 |
Тема 4. Уход за зубами | 6 | Почему болят зубы | 1 |
7 | Чтобы зубы были здоровыми | 1 |
8 | Как сохранить улыбку здоровой | 1 |
Тема 5. Уход за руками и ногами | 9 | «Рабочие инструменты» человека | 1 |
Тема 6. Забота о коже | 10 | Зачем человеку кожа | 1 |
11 | Надежная защита организма | 1 |
12 | Если кожа повреждена | 1 |
Тема 7. Как следует питаться | 13 | Питание - необходимое условие для жизни человека | 1 |
14 | Здоровая пища для всей семьи | 1 |
Тема 8. Как сделать сон полезным? | 15 | Сон - лучшее лекарство | 1 |
Тема 9. Настроение в школе | 16 | Как настроение? | 1 |
Тема 10. Настроение после школы | 17 | Я пришел из школы | 1 |
Тема 11. Поведение в школе | 18 | Я - ученик | 1 |
19 | Я - ученик | 1 |
Тема 12. Вредные привычки | 20 | Вредные привычки | 1 |
21 | Вредные привычки | 1 |
Тема 13. Мышцы, кости и суставы | 22 | Скелет - наша опора | 1 |
23 | Осанка - стройная спина! | 1 |
Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание | 24 | Если хочешь быть здоров | 1 |
Тема 15. Как правильно вести себя на воде | 25 | Правила безопасности на воде | 1 |
Тема 16. Чтобы душа была здорова | 26 | Делать добро спеши | 1 |
27 | Доброму всё здорово | 1 |
28 | Чем сердиться, лучше помириться | 1 |
29 | Какой Я, какие другие | 1 |
30 | Какой Я, какие другие | 1 |
Тема 17. Народные игры | 31 | Русская игра «Городки» | 1 |
32 | Народные игры | 1 |
Тема 18. Подвижные игры | 33 | Подвижные игры в помещении | 1 |
34 | Подвижные игры на улице | 1 |
Тема 19. Доктора природы (обобщающий) | 35 | Доктора природы | 1 |
36 | Обобщающий | 1 |
2 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Почему мы болеем | 1 | Причина болезни | 1 |
2 | Признаки болезни | 1 |
3 | Как здоровье? | 1 |
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней | 4 | Как организм помогает себе сам? | 1 |
5 | Здоровый образ жизни | 1 |
Тема 3. Кто нас лечит | 6 | Какие врачи нас лечат | 1 |
Тема 4. Прививки от болезней | 7 | Инфекционные болезни | 1 |
8 | Прививки от болезней | 1 |
Тема 5. Что нужно знать о лекарствах | 9 | Какие лекарства мы выбираем | 1 |
10 | Домашняя аптечка | 1 |
Тема 6. Как избежать отравлений | 11 | Отравление лекарствами | 1 |
12 | Пищевые отравления | 1 |
Тема 7. Безопасность при любой погоде | 13 | Если солнечно и жарко | 1 |
14 | Если на улице дождь и гроза | 1 |
Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 15 | Опасность в нашем доме | 1 |
16 | Как вести себя на улице | 1 |
Тема 9. Правила безопасного поведения на воде | 17 | Вода - наш друг | 1 |
Тема 10. Правила общения с огнем | 18 | Чтобы огонь не причинил вреда | 1 |
Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током | 19 | Чем опасен электрический ток? | 1 |
Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 20 | Травма | 1 |
Тема 13. Как защититься от насекомых | 21 | Укусы насекомых | 1 |
Тема 14. Предосторожности при обращении с животными | 22 | Чтобы мы знаем о собаках и кошках? | 1 |
Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 23 | Отравление ядовитыми веществами | 1 |
24 | Отравление угарным газом | 1 |
Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 25 | Как помочь себе при тепловом ударе | 1 |
26 | Если ты обморозился | 1 |
Тема 17. Первая помощь при травмах | 27 | Растяжение связок и вывих костей | 1 |
28 | Переломы | 1 |
29 | Если ты ушибся или порезался | 1 |
Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет | 1 |
Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 31 | Укус змеи | 1 |
Тема 20. Сегодняшние заботы медицины | 32 | Расти здоровым | 1 |
33 | Воспитай себя | 1 |
34 | Я выбираю движение | 1 |
3 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Чего не надо бояться | 1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие? | 1 |
Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | Учимся думать
| 1 |
3 | Спеши делать добро | 1 |
Тема 3. Почему мы говорим не правду | 4 | Поможет ли нам обман? | 1 |
5 | «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках | 1 |
Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей? | 6 | Надо ли прислушиваться к советам родителей? | 1 |
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? | 1 |
Тема 5. Надо уметь сдерживать себя | 8 | Все ли желания выполнимы? | 1 |
9 | Как воспитать в себе сдержанность | 1 |
Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу | 10 | Как отучить себя от вредных привычек | 1 |
11 | Как отучить себя от вредных привычек | 1 |
Тема 7. Как относиться к подаркам | 12 | Я принимаю подарок | 1 |
13 | Я дарю подарки | 1 |
Тема 8. Как следует относиться к наказаниям | 14 | Наказание | 1 |
Тема 9. Как нужно одеваться | 15 | Одежда | 1 |
Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми | 16 | Ответственное поведение | 1 |
Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит | 17 | Боль | 1 |
Тема 12. Как вести себя за столом | 18 | Сервировка стола | 1 |
19 | Правила поведения за столом | 1 |
Тема 13. Как вести себя в гостях | 20 | Ты идёшь в гости | 1 |
Тема 14. Как вести себя в общественных местах | 21 | Как вести себя в транспорте и на улице | 1 |
22 | Как вести себя в театре, кино, школе | 1 |
Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 23 | Умеем ли мы вежливо общаться | 1 |
24 | Умеем ли мы разговаривать по телефону? | 1 |
Тема 16. Что делать, если не хочется в школу | 25 | Помоги себе сам | 1 |
Тема 17. Чем заняться после школы | 26 | Умей организовать свой досуг | 1 |
Тема 18. Как выбрать друзей | 27 | Что такое дружба | 1 |
28 | Кто может считаться настоящим другом? | 1 |
Тема 19. Как помочь родителям | 29 | Как доставить родителям радость? | 1 |
Тема 20. Как помочь больным и беспомощным | 30 | Если кому-нибудь нужна твоя помощь | 1 |
31 | Спешите делать добро | 1 |
Тема 21. Повторение | 32 | Огонёк здоровья | 1 |
33 | Путешествие в страну здоровья | 1 |
34 | Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование) | 1 |
4 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Наше здоровье | 1 | Что такое здоровье? | 1 |
2 | Что такое эмоции? | 1 |
3 | Чувства и поступки | 1 |
4 | Стресс | 1 |
Тема 2. Как помочь сохранить себе здоровье | 5 | Учимся думать и действовать | 1 |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | 1 |
7 | Умей выбирать | 1 |
Тема 3. Что зависит от моего решения | 8 | Принимаю решение | 1 |
9 | Я отвечаю за своё решение | 1 |
Тема 4. Злой волшебник табак | 10 | Что мы знаем о курении | 1 |
Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными | 11 | Зависимость | 1 |
12 | Умей сказать нет | 1 |
13 | Как сказать нет | 1 |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь нет? | 1 |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 1 |
Тема 6. Помоги себе сам | 16 | Волевое поведение | 1 |
Тема 7. Злой волшебник алкоголь | 17 | Алкоголь | 1 |
18 | Алкоголь - ошибка | 1 |
19 | Алкоголь – сделай выбор | 1 |
Тема 8. Злой волшебник наркотик | 20 | Наркотик | 1 |
21 | Наркотик - тренинг безопасного поведения | 1 |
Тема 9. Мы одна семья | 22 | Мальчишки и девчонки | 1 |
23 | Моя семья. | 1 |
Тема 10. Повторение
| 24 | Дружба | 1 |
25 | «День здоровья» | 1 |
26 | Умеем ли мы правильно питаться | 1 |
27 | Я выбираю кашу | 1 |
28 | Чистота и здоровье | 1 |
29 | Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие) | 1 |
30 | Чистота и порядок | 1 |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 1 |
32 | Урок – КВН «Наше здоровье» | 1 |
33 | «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | 1 |
34 | Будьте здоровы | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Здоровые дети в здоровой семье"
Презентация к классному часу "Здровые дети в здоровой семье" для начальных классов....
Методическая разработка классного часа "Здоровые зубы-залог здоровья"
Материал представлен в виде методической разработки классного часа (2 класс) и презентации....
Презентация к классному часу " Здоровый ребёнок в здоровой семье"
Презентация к классному часу....
Презентация для классного часа "Здоровому все здорово"
Классный час " Здоровый образ жизни человека" 1 класс. Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, на...
Конспект классного часа«Здоровые дети в здоровой семье» 1 класс
Конспект классного часа«Здоровые дети в здоровой семье» 1 класс...
Методическая разработка классного часа "Здоровый ребенок в здоровой семье"
Методическая разработка классного часа "Здоровый ребенок -в здоровой семье"...
Презентация к классному часу "Здоровому всё - здорово!"
Презентация к классному часу "Здоровому всё - здорово!"...