Часы здоровья
методическая разработка (3 класс) на тему

Тетерева Наталья Петровна

Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy_zdorovya.docx19.53 КБ
Microsoft Office document icon chasy_zdorovya.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа класса построена  по программе « Часы здоровья»

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи.

Образовательные:

•     обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;

•     обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

     привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

* желание быть здоровым душой и телом;

*стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

*приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

 *самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;

 *обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;

*формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Методику работы с детьми строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом обучающимся предлагаю практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.

Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми провожу занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

В беседы включаю  вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. 

Эффективность образовательного процесса мной достигается за счёт использования на своих уроках здоровье сберегающих технологий:
физкультурные минутки;
подвижные игры;
гимнастику для глаз;
пальчиковую гимнастику;
дыхательную гимнастику;
дидактические игры с движениями;
развивающие игры;
необычные движения.
         Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и
«этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.(Приложение 6)  

Физическое воспитание и охрана здоровья детей является одним из основных видов воспитательной работы. Для этого  всегда провожу гимнастику до учебных занятий, которая повышает умственную работоспособность обучающихся, настраивает их на предстающую учебную деятельность и предупреждает негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Во время уроков провожу физкультминутки. Эти упражнения направлены на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса. Ежегодно в стенах  школы проводим с обучающимися начальных классов соревнования «Веселые старты»,»Дни Здоровья».  

  Участвуя в различных спортивных праздниках, экскурсиях, мои обучающие повышают уровень своего здоровья. Они меньше болеют и лучше учатся. В классе никто из обучающихся не сидит без дела. У каждого обучающегося есть свои обязанности. Они самостоятельно контролируют учебу, чистоту и порядок в классе и в школе. Дети очень трудолюбивые, никогда не отказываются от общественно - полезного труда во благо школы. Ведется профилактика вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников.  В этом направлении мной проводятся занятия кружка «Все цвета, кроме черного». Дети учатся управлять своим поведение в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими, как заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни. Кружок посещают 100% обучюащихся, они с удовольствием высказывают свои мысли, работают по тетрадям «Учусь понимать себя». Выступали на родительском собрании, рассказывали родителям о умениях оценивать себя, свои поступки и поступки других людей.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс 


Программная тема    


урока


Тема урока

Количество часов

Тема 1.

Дружи с водой 

1

Советы доктора Воды

1

2

Друзья Вода и Мыло

1

Тема 2.

Забота о глазах 

3

Глаза - главные помощники человека

1

4

Как беречь глаза

1

Тема 3.

Уход за ушами

5

Чтобы уши слышали

1

Тема 4.

Уход за зубами

6

Почему болят зубы

1

7

Чтобы зубы были здоровыми

1

8

Как сохранить улыбку здоровой

1

Тема 5.

Уход за руками и ногами 

9

«Рабочие инструменты» человека

1

Тема 6.

Забота о коже

10

Зачем человеку кожа  

1

11

Надежная защита организма

1

12

Если кожа повреждена

1

Тема 7.

Как следует питаться

13

Питание - необходимое условие для жизни человека

1

14

Здоровая пища для всей семьи

1

Тема 8.

Как сделать сон полезным?

15

Сон - лучшее лекарство

1

Тема 9.

Настроение в школе

16

Как настроение?

1

Тема 10.

Настроение после школы 

17

Я пришел из школы

1

Тема 11.

Поведение в школе

18

Я - ученик

1

19

Я - ученик

1

Тема 12.

Вредные привычки

20

Вредные привычки

1

21

Вредные привычки

1

Тема 13.

Мышцы, кости и суставы 

22

Скелет - наша опора

1

23

Осанка - стройная спина!

1

Тема 14.

Как закаляться.

Обтирание и обливание 

24

Если хочешь быть здоров

1

Тема 15.

Как правильно вести себя на воде

25

Правила безопасности на воде

1

Тема 16.

Чтобы душа была здорова

26

Делать добро спеши

1

27

Доброму всё здорово

1

28

Чем сердиться, лучше помириться

1

29

Какой Я, какие другие

1

30

Какой Я, какие другие

1

Тема 17.

Народные игры

31

Русская игра «Городки»

1

32

Народные игры

1

Тема 18.

Подвижные игры

33

Подвижные игры в помещении

1

34

Подвижные игры на улице

1

Тема 19.

Доктора природы

(обобщающий)

35

Доктора природы  

1

36

Обобщающий

1

2 класс 


Программная тема    


урока


Тема урока

Количество часов

Тема 1.

Почему мы болеем

1

Причина болезни

1

2

Признаки болезни

1

3

Как здоровье?

1

Тема 2.

Кто и как предохраняет нас от болезней

4

Как организм помогает себе сам?

1

5

Здоровый образ жизни

1

Тема 3.

Кто нас лечит

6

Какие врачи нас лечат

1

Тема 4.

Прививки от болезней

7

Инфекционные болезни

1

8

Прививки от болезней

1

Тема 5.

Что нужно знать о лекарствах

9

Какие лекарства мы выбираем  

1

10

Домашняя аптечка

1

Тема 6.

Как избежать отравлений

11

Отравление лекарствами

1

12

Пищевые отравления

1

Тема 7.

Безопасность при любой погоде   

13

Если солнечно и жарко

1

14

Если на улице дождь и гроза

1

Тема 8.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

15

Опасность в нашем доме

1

16

  Как вести себя на улице

1

Тема 9.

Правила безопасного поведения на воде   

17

Вода - наш друг

1

Тема 10.

Правила общения с огнем

18

Чтобы огонь не причинил вреда

1

Тема 11.

Как уберечься от поражения электрическим током 

19

Чем опасен электрический ток?

1

Тема 12.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов  

20

Травма

1

Тема 13.

Как защититься от насекомых 

21

Укусы насекомых

1

Тема 14.

Предосторожности при обращении с животными 

22

Чтобы мы знаем о собаках и кошках?

1

Тема 15.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

23

Отравление ядовитыми веществами

1

24

Отравление угарным газом

1

Тема 16.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении 

25

Как помочь себе при тепловом ударе

1

26

Если ты обморозился

1

Тема 17.

Первая помощь при травмах

27

Растяжение связок и вывих костей

1

28

Переломы

1

29

Если ты ушибся или порезался

1

Тема 18.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос 

30

Если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет

1

Тема 19.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

31

Укус змеи

1

Тема 20.

Сегодняшние заботы медицины 

32

Расти здоровым  

1

33

Воспитай себя

1

34

Я выбираю движение

1

3 класс


Программная тема    


урока


Тема урока

Количество часов

Тема 1.

Чего не надо бояться

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

Тема 2.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

Учимся думать

   

1

3

Спеши делать добро

1

Тема 3.

Почему мы говорим не правду   

4

Поможет ли нам обман?

1

5

«Неправда - ложь» в пословицах и поговорках

1

Тема 4.

Почему мы не слушаемся родителей?   

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей?

1

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

1

Тема 5.

Надо уметь сдерживать себя 

8

Все ли желания выполнимы?

1

9

Как воспитать в себе сдержанность

1

Тема 6.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу 

10

Как отучить себя от вредных привычек

1

11

Как отучить себя от вредных привычек

1

Тема 7.

Как относиться к подаркам

12

Я принимаю подарок

1

13

Я дарю подарки  

1

Тема 8.

Как следует относиться к наказаниям 

14

Наказание

1

Тема 9.

Как нужно одеваться 

15

Одежда

1

Тема 10.

Как вести себя с незнакомыми людьми 

16

Ответственное поведение

1

Тема 11.

Как вести себя, когда что-то болит   

17

Боль

1

Тема 12.

Как вести себя за столом

18

Сервировка стола

1

19

Правила поведения за столом

1

Тема 13.

Как вести себя в гостях 

20

Ты идёшь в гости

1

Тема 14.

  Как вести себя в общественных местах 

21

Как вести себя в транспорте и на улице

1

22

Как вести себя в театре, кино, школе

1

Тема 15.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки   

23

Умеем ли мы вежливо общаться

1

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону?

1

Тема 16.

Что делать, если не хочется в школу   

25

Помоги себе сам

1

Тема 17.

Чем заняться после школы 

26

Умей организовать свой досуг

1

Тема 18.

Как выбрать друзей 

27

Что такое дружба

1

28

Кто может считаться настоящим другом?

1

Тема 19.

Как помочь родителям 

29

Как доставить родителям радость?

1

Тема 20.

Как помочь больным и беспомощным 

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

31

Спешите делать добро

1

Тема 21.

Повторение

32

Огонёк здоровья

1

33

Путешествие в страну здоровья

1

34

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)

1

4 класс


Программная тема    


урока


Тема урока

Количество часов

Тема 1.

Наше здоровье


1

Что такое здоровье?

1

2

Что такое эмоции?

1

3

Чувства и поступки

1

4

Стресс

1

Тема 2.

Как помочь сохранить себе здоровье

5

Учимся думать и действовать

1

6

Учимся находить причину и последствия событий

1

7

Умей выбирать

1

Тема 3.

Что зависит

 от моего решения

8

Принимаю решение

1

9

Я отвечаю за своё решение

1

Тема 4.

Злой волшебник табак

10

Что мы знаем о курении

1

Тема 5.

Почему

 некоторые привычки

называются вредными


11

Зависимость

1

12

Умей сказать нет

1

13

Как сказать нет

1

14

Почему вредной привычке ты скажешь нет?

1

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

1

Тема 6.

Помоги себе сам 

16

Волевое поведение

1

Тема 7.

Злой волшебник алкоголь

17

Алкоголь

1

18

Алкоголь - ошибка

1

19

Алкоголь – сделай выбор

1

Тема 8.

Злой волшебник наркотик

20

Наркотик

1

21

Наркотик - тренинг безопасного поведения

1

Тема 9.

Мы одна семья

22

Мальчишки и девчонки

1

23

Моя семья.

1

Тема 10.

Повторение







 

 

24

Дружба

1

25

«День здоровья»

1

26

Умеем ли мы правильно питаться

1

27

Я выбираю кашу

1

28

Чистота и здоровье

1

29

Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие)

1

30

Чистота и порядок

1

31

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

32

Урок – КВН «Наше здоровье»

1

33

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

1

34

Будьте здоровы

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Здоровые дети в здоровой семье"

Презентация к классному часу "Здровые дети в здоровой семье" для начальных классов....

Методическая разработка классного часа "Здоровые зубы-залог здоровья"

Материал представлен в виде методической разработки классного часа (2 класс) и презентации....

Презентация для классного часа "Здоровому все здорово"

Классный час " Здоровый образ жизни человека" 1 класс. Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, на...

Конспект классного часа«Здоровые дети в здоровой семье» 1 класс

Конспект классного часа«Здоровые дети в здоровой семье» 1 класс...

Методическая разработка классного часа "Здоровый ребенок в здоровой семье"

Методическая разработка классного часа "Здоровый ребенок -в здоровой семье"...

Презентация к классному часу "Здоровому всё - здорово!"

Презентация к классному часу "Здоровому всё - здорово!"...