Проектная деятельность младших школьников.
методическая разработка по теме

Андрюкова Ольга Юрьевна

 Несколько лет я работала по программе "Планета знаний", в которой хорошо разработана система проектных работ учащихся .

Предлагаю вашему вниманию теоретическое основы моей работы по теме "Проектная деятельность учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.na_sayt.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32»

Ленинского района г. Перми

«Проектная деятельность

младших школьников»

                                                                    Андрюкова Ольга Юрьевна,

                                          І  категория,

                                                                   учитель начальных классов

                                                    МОУ «СОШ №32»

                                                                   Ленинского района г. Перми

                                                             

         

                                        2009 год

Содержание

Введение                                                                                                  3

Глава 1. Проектная деятельность младших школьников

                   в условиях  технологического образования

     1.1   Проектная деятельность школьников:

                     сущность понятия                                                              4

          1.2   Краткая история возникновения метода проектов            5

          1.3   Организация и методика обучения младших

                   школьников проектной деятельности                                5

 

Глава 2.  Организация и методика обучения учащихся

                выполнению  творческих проектов

        2.1.  Творческие проекты учащихся по программе

                 «Планета знаний»

Заключение                                                                                                                                                                                                            

Список литературы

Введение

       Современное общее образование включает естественнонаучную, гуманитарную и технологическую составляющие. В 60-90 гг.20 века в Российской школе приоритетными были естественнонаучные дисциплины, в конце 20 века активно развивались гуманитарные науки, и только на рубеже веков заговорили о технологических знаниях.  Не случайно большинство отечественных технологий производственных и социальных процессов отстает от технологий развитых государств мира.

        С 1993 года технологическое образование постепенно внедряется  с 1 по 11 классы. Технология в школе – это образовательная область, цель которой – сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания.

        Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод  творческих проектов,  который подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга. Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до ее полного воплощения в изделие или услугу является проектной деятельностью. В целом, результатом проектной деятельности является не только изделие или услуга (это практическая сторона), но главное – интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств школьников, их духовного мира. Человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

           Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

                   

Глава 1.     Проектная деятельность младших школьников

                   в условиях  технологического образования

Проектная деятельность школьников:

         сущность понятия

       Термин «проект» в переводе с латинского означает  «бросание вперед».  Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

        Проектная деятельность школьников – форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности ребенка.  

        Целью проектно-технологического образования является развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовки их к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.  Поэтому целью обучения учащихся следует считать подготовку их к успешным и безопасным преобразованиям проектной деятельности.

        Задачи проектного обучения школьников:

- формирование проектно-технологической культуры (проектно-технологической мировоззрение и преобразующее мышление; графическая, дизайнерская, экономическая и экологическая грамотность; культура труда, потребность в проектной деятельности, высокие мотивы этой деятельности);

-  практическая подготовка к проектной деятельности (специальные знания, умения, навыки, опыт проектно-технологической деятельности);

- развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности (развитие сенсорной, моторно-двигательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой,  мотивационно-потребностной сфер личности);

-  формирование адекватного профессионального самоопределения.

     Ведущим методом технологического обучения является метод творческих проектов. 

1.2.  Краткая история возникновения метода проектов

       Метод учебных проектов зародился во второй половине 19 века в США. Автором его стал Джон Дьюи.

      В России  метод проектов и его вариант «Дальтон-план» были известны  в 20-е годы 20 века А. Макаренко, С. Шацкому и др. педагогам. Особенно широко его использовал в своей практике А.С. Макаренко. В 1931 году метод проектов был осужден и запрещен.

      В 1993 году в России вновь заговорили о значимости этого метода обучения.

Организация и методика обучения младших

          школьников проектной деятельности                          

       

     Учебный проект с точки зрения учащегося

- это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности;

- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

       

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Актуальность проблемы –

мотивация

Почему? (это важно для меня лично)

Целеполагание

Зачем? (мы делаем этот проект)

Постановка задач

Что? (для этого мы делаем)

Выбор способов и методов,

планирование

Как? (мы это можем сделать)

Ожидаемый результат

Что получится?

       Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

       

Качественные особенности проектной деятельности школьников как метода и средства обучения:


Направленность обучения посредством метода проектов на значимую практическую цель

Формирование устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности

Развитие структуры учебной деятельности, обобщенных  способов и учебных действий

Развитие творческих способностей и творческого мышления

Формирование широкого переноса полученных знаний, решения нестандартных ситуаций


Преодоление фрагментарности содержания учебных предметов

Развитие эрудиции и широкого кругозора

Формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам познания и деятельности

     Рассмотрим этапы работы над методом проектов. Разные ученые выделяют разное количество этапов и по-разному называют их.

     Н.Ю.Пахомова выделяет 4 этапа:

1 этап – погружение в проект;

2 этап – организация деятельности;

3 этап – осуществление деятельности;

4 этап –  презентация результатов.

    Рассмотрим, что делает каждый участник проекта на разных этапах:

Учитель

Учащиеся

1 этап – погружение в проект

Формулирует:

Осуществляют:

Проблему проекта;

Сюжетную ситуацию;

Цель и задачи.

1. Личностное присвоение проблемы;

2.Вживание в ситуацию;

3. Принятие, уточнение и

   конкретизация целей и задач.

2 этап – организация деятельности

Организует деятельность - предлагает:

Осуществляют:

Организовать группы;

Распределить амплуа;

Спланировать деятельность по решению задач проекта;

Возможные формы презентации результатов.

4. Разбивку на группы;

5. распределение ролей в группе;

6. Планирование работы;

7. Выбор формы и способа    

    презентации предполагаемых  

    результатов.

3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

Консультирует учащихся по необходимости;

Ненавязчиво контролирует;

Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

8.  Каждый в соответствии со своим  

     амплуа и сообща;

9.  Консультируются по  

     необходимости;

10. Добывают недостающие знания;

11. Подготавливают презентацию

      результатов.

4 этап –  презентация результатов

Принимает отчет:

Демонстрируют:

Обобщает и резюмирует полученные результаты;

Подводит итоги обучения;

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.

Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.

12. Понимание проблемы, цели и

       задач;

13. Умение планировать и

       осуществлять работу;

14. Найденный способ решения

      проблемы;

15. Рефлексию деятельности и

       результата;

Дают взаимооценку деятельности

    и её результативности.

Таким образом, ведущие роли на разных этапах проектной деятельности меняются:

Учитель

Ученик

1 этап – погружение в проект

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

4 этап –  презентация результатов

    Н.В. Матяш и В.Д.Симоненко выделяют 3 этапа выполнения творческого проекта:

Этапы выполнения проекта

Деятельность учителя

1. Исследовательский этап

Деятельность учащихся

Предлагает,

ставит проблему, консультирует, наблюдает, советует, помогает, уточняет, проверяет,  дополняет, обобщает, контролирует, следит, участвует в оценке проекта.  

Поиск проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности.

Выбор конструкции и материалов; разработка конструкторско-технологической документации

Анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи, разрабатывают, определяют, подсчитывают, контролируют, оформляют, защищают проект.

2. Технологический этап

Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом.

Соблюдение      технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности;  сборка изделия.

3. Заключительный этап

контроль и испытание изделия;

экономическое обоснование; маркетинговые исследования; подведение итогов;

защита проекта

Результат

     Классификация проектов и проектной деятельности школьников может быть различной в зависимости от  категории анализа.

     

Глава 2.  Организация и методика обучения учащихся

                выполнению  творческих проектов

        2.1.  Творческие проекты учащихся по программе

                 «Планета знаний»

           Проектные работы 1 класса:

Обучение грамоте – тема «Моё имя»;

                                   тема «Алфавит».

Математика – тема «Симметрия»

Русский язык – тема «Загадки»

Проектные работы 2 класса:

Математика – тема «Величины»

Русский язык – тема «Части речи»

(См. приложение)

Заключение

       Было бы ошибочно преувеличивать значимость проектной деятельности школьников. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

        Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной. Особенно ценны в этом интегрированные проекты, выполняемые на основе технологии и других школьных дисциплин (математики, природоведения, языка, литературы и т.д.). Причем  в начальной школе для этого максимум возможностей.

Литература

Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Книга для учителя начальных классов.  Смоленск, 2006.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва, 2003.

Проектная деятельность в начальной школе. Авт.-сост. М.К.Господиникова и др.- Волгоград: Учитель,2009.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...