«Одаренные дети».
материал на тему

Самбялова Зоя Нимаевна

 

В прошлом учебном году мной была предложена программа работы творческой группы«Одаренные дети».

Цель: Создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся начальной школы.

Задачи: активизировать деятельность педагогов по формированию интеллектуальных способностей учащихся; сделать участие в олимпиадах массовым и систематическим; разработать методические рекомендации для педагогов по проведению предметных олимпиад; разработать рекомендации для родителей по формированию интеллектуальных способностей.

Работу творческой группы составляют 4 занятия по темам: чтение, математика, русский язык, окружающий мир и краеведение. На занятиях основное внимание уделяется подбору олимпиадных заданий. К концу этого года мы будем иметь пакет олимпиадных заданий для проведения классного и школьного туров с 1 по 4 класс.

В предыдущие годы в школе уже проводились предметные недели, и в перспективе олимпиады станут частью работы предметных недель. В рамках предметной недели мы сможем использовать разные формы: конкурсные и интеллектуальные игры; экскурсии; тематические занятия в библиотеке, музее. Используемые методы работы: беседа, рассказ, знакомство с познавательной литературой, игры, интеллектуальные задания (кроссворды, ребусы, чайнворды и т.д.), соревнования между командами, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления; самостоятельное составление интеллектуальных заданий. Разработаны игры «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Кто хочет стать миллионером?», занятия « Клуба знатоков».

С помощью дистантных телекоммуникаций учащиеся из разных школ, городов и стран имеют великолепную возможность участия в дистанционных эвристических олимпиадах. А педагоги школы могут использовать данную олимпиаду для повышения креативности учебного процесса и творческой самореализации своих учеников. Задания олимпиады направлены не столько на поиск известных решений, сколько на собственные, пусть небольшие открытия школьников. Это доступно каждому школьнику от первого до последнего класса. В 2010 году наша школа приняла участие в XXIII-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по математике (игры), во Втором Интеллектуальном Чемпионате среди образовательных учреждений Сибирского федерального округа «КУБОК СИБИРИ – 2010», в Третьем Летнем Чемпионате студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ – ЛЕТО – 2010»

Ожидаемый результат деятельности педагогов – создание методических рекомендаций для проведения предметных олимпиад в начальной школе, создание условий для самореализации одаренных детей, создание банка одаренных детей начальной школы.

Об эффективной работе в рамках реализации программы «Одаренные дети» свидетельствуют результаты мониторинга:

1. Положительная динамика количества победителей и участников школьных, районных, республиканских предметных олимпиад, интеллектуальных образовательных проектов.

2. Наличие лауреатов и стипендиатов премий главы района.

3. Победители и призеры районных, республиканских, всероссийских конкурсов научно-исследовательских и творческих работ учащихся.

4. Победители и участники  творческих конкурсов и фестивалей

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность в школе осуществляется в двух направлениях:

1. Урочная деятельность:

  • творческие задания
  • моделирование эксперимента
  • проблемный вопрос
  • проведение наблюдения
  • постановка опыта
  • проектирование

2. Внеурочная деятельность:

Массовая:

  • конкурсы
  • олимпиады
  • предметные недели
  • конференции

Групповая:

  • научное общество гимназистов
  • факультативы, элективные курсы
  • творческие краткосрочные и долгосрочные проекты

 Индивидуальная:

  • исследовательская работа
  • проект
  • творческая работа

Ожидаемые результаты работы по развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся.

1. Повышение качества обучения, которое может быть выражено:

  • Увеличением количества учащихся занимающихся на «4» и «5»;
  • Увеличением количества участников победителей городских, краевых, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов;
  • Увеличением количества победителей предметных олимпиад;
  • Увеличением количества учащихся – членов Научного общества учащихся.

2. Создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;

3. Формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;

4. Изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;

5. Формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:

  • В уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;
  • В активном применении учащимися новых информационных технологий;
  • В применении учителями разных предметов информационных технологий в обучении;

6. Повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:

  • Повышением квалификационной категории;
  • Увеличением числа учителей – руководителей исследовательской работой школьников;
  • Увеличением числа учителей, самостоятельно занимающихся исследовательской деятельностью;

7. Создание банка данных одаренных детей и учителей, работающих с одаренными детьми;

8. Создание банка данных методических разработок с использованием исследовательских, проектных и других развивающих технологий, направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.

Проведенная в этом учебном году работа позволит в дальнейшем создать компьютерный вариант классного тура предметных олимпиад; разработать программу занятий кружка «Эрудит» для одаренных детей; вести на сайте школы страничку «Олимпиады». Все только начинается!

Результативность

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных работ, которые можно использовать в учебном процессе (сборники, рефераты, доклады, альбомы, видеофильмы) и в воспитательной работе.

  Конференция «Первые шаги в науку» - первый опыт представления собственной исследовательской работы учащихся начальной школы.

 

Победители и призеры конференции «Первые шаги в науку»

за последние три года

Табл.1

Учебный год

Кол-во школ-участников

Кол-во участников

Кол-во секций

Кол-во победителей

Кол-во призеров

2008-2009гг.

3

36

2

8

13

2009-2010гг.

4

45

4

10

12

2010-2011гг.

4

58

7

12

15

 

 

139

 

30

40

 

Победители и призеры республиканских, всероссийских конференций за последние три года

Табл.2

Учебный год

Название конференции

Уровень

Кол-во участников

Победители

Призеры

2008-2009гг.

Сибирская весна

республиканский

1

 

 

Серебряная альфа

республиканский

1

 

 

Первые шаги

республиканский

3

 

 

Природа. Человек. Страна.

республиканский

1

1

 

Историко-культурное и природное наследие Сибири

региональный

8

2

2

Созвездие

республиканский

8

1

2

2009-2010гг.

Национальное Достояние России

всероссийский

1

1

 

Серебряная альфа

республиканский

3

1

 

Национальное Достояние России

республиканский

6

1

3

Созвездие

республиканский

9

1

4

Шаг в будущее

республиканский

6

 

 

2010-2011гг.

Национальное Достояние России

всероссийский

2

1

1

Первые шаги

республиканский

5

2

2

Моя малая родина: природа, культура, этнос

республиканский

1

 

1

Национальное Достояние России

республиканский

4

1

1

Созвездие

республиканский

7

1

2

Шаг в будущее

республиканский

6

 

2

 

 

72

13

20

 

Победители и призеры предметных олимпиад среди учащихся начальных классов за последние три года

Табл.3

Учебный год

Предмет

Уровень

Кол-во участников

Победители

Призеры

2008-2009гг.

математика

школьный

32

6

7

русский язык

школьный

41

5

10

бурятский язык

школьный

20

4

5

математика

районный

8

2

3

русский язык

районный

9

3

2

2009-2010гг.

математика

школьный

40

7

8

русский язык

школьный

37

6

12

математика

районный

15

4

5

русский язык

районный

16

5

4

2010-2011гг.

математика

школьный

43

8

10

русский язык

школьный

40

6

13

математика

районный

13

4

3

русский язык

районный

15

4

5

 

Участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах

Табл.4

Год участия

Название олимпиады

Кол-во

команд

Кол-во участников

Результативность

2 марта 2010г.

XXIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике (игры)

1-2 кл.

34

2-е место (общекомандное)

1 лауреат –

Иванов Матвей,

1 класс

Апрель-май

2010 г.

Второй Интеллектуальный Чемпионат среди образовательных учреждений Сибирского федерального округа «Кубок Сибири – 2010»

1-7 кл.

(7 команд)

105

1 финалист -

Папаев Бурин-Жаргал, 4 класс

27 мая

2010 г.

Третий Летний Чемпионат студентов и школьников «Эрудиты Планеты – лето-2010»

1-2 кл.

(3 команды)

18

Победителей – 9

 

 

 

  1. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе (конкурсы, фестивали, конференции и т.д.)

Год участия

Название мероприятия

Результативность

2008,

октябрь

Смотр-конкурс научных обществ учащихся школ

РОО«Ассоциация педагогов-исследователей»

Диплом

2009,

ноябрь

Республиканский профессиональный конкурс «Инновации в этнокультурном образовании»

Защита авторской образовательной программы «Родимая сторона – мать»

Поощрительный приз

2009,

9-10 апреля

Региональная научно-практическая конференция «Качество дошкольного и начального образования в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Публикация в сборнике

Региональный конкурс проектов среди учителей общеобразовательных учреждений «Педагогическая элита Бурятии»

2009 г.

Проект

«Компетентностный подход как идея открытого заказа на содержание школьного образования в реализации проекта «Истоки»

            Грамота,

    денежный приз

60000 рб.

2010,

27 августа

Августовская конференция педагогических работников «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Диплом

 

VI.  Внешняя экспертная оценка ( благодарственные письма, отзывы, рецензии).

 

Год

Внешняя экспертная оценка

2008 г.

Рецензия на образовательную программу по краеведению

«Родимая сторона – мать» для учащихся начальной школы

Рецензент:  Лыгденова В.Б., зав. лаб.этнопедагогики ПИ БГУ, к.п.н., доцент

2010 г.

Благодарность Управления образования АМО

«Окинский район»

2010 г.

Свидетельство центра дистанционного образования «Эйдос» №290310023

2010 г.

Сертификат Российского комитета по регистрации рекордов планеты, международного клуба рекордсменов «Интерстронг»

За организацию, проведение и активное участие во Втором Интеллектуальном Чемпионате среди образовательных учреждений Сибирского федерального округа

 «КУБОК СИБИРИ – 2010»

2010 г.

Диплом Российского комитета по регистрации рекордов планеты, международного клуба рекордсменов «Интерстронг»

За организацию, проведение и активное участие в Третьем Летнем Чемпионате студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ – ЛЕТО – 2010»

2010 г.

Благодарность администрации МОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа» за подготовку победителя и призеров IIIрайонной межшкольной конференции

«Первые шаги в науку»

2010 г.

Благодарственное письмо  Министерства образования и науки Республики Бурятия, ЦДОД «Малая Академия Наук» за подготовку дипломанта Iстепени VIРеспубликанской НПК учащихся начальных классов «Первые шаги»

2011 г.

Грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, РДЮЦТиК за подготовку дипломанта IIIРеспубликанских Давыдовских краеведческих чтений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...