«Одаренные дети».
материал на тему
В прошлом учебном году мной была предложена программа работы творческой группы«Одаренные дети».
Цель: Создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся начальной школы.
Задачи: активизировать деятельность педагогов по формированию интеллектуальных способностей учащихся; сделать участие в олимпиадах массовым и систематическим; разработать методические рекомендации для педагогов по проведению предметных олимпиад; разработать рекомендации для родителей по формированию интеллектуальных способностей.
Работу творческой группы составляют 4 занятия по темам: чтение, математика, русский язык, окружающий мир и краеведение. На занятиях основное внимание уделяется подбору олимпиадных заданий. К концу этого года мы будем иметь пакет олимпиадных заданий для проведения классного и школьного туров с 1 по 4 класс.
В предыдущие годы в школе уже проводились предметные недели, и в перспективе олимпиады станут частью работы предметных недель. В рамках предметной недели мы сможем использовать разные формы: конкурсные и интеллектуальные игры; экскурсии; тематические занятия в библиотеке, музее. Используемые методы работы: беседа, рассказ, знакомство с познавательной литературой, игры, интеллектуальные задания (кроссворды, ребусы, чайнворды и т.д.), соревнования между командами, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления; самостоятельное составление интеллектуальных заданий. Разработаны игры «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Кто хочет стать миллионером?», занятия « Клуба знатоков».
С помощью дистантных телекоммуникаций учащиеся из разных школ, городов и стран имеют великолепную возможность участия в дистанционных эвристических олимпиадах. А педагоги школы могут использовать данную олимпиаду для повышения креативности учебного процесса и творческой самореализации своих учеников. Задания олимпиады направлены не столько на поиск известных решений, сколько на собственные, пусть небольшие открытия школьников. Это доступно каждому школьнику от первого до последнего класса. В 2010 году наша школа приняла участие в XXIII-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по математике (игры), во Втором Интеллектуальном Чемпионате среди образовательных учреждений Сибирского федерального округа «КУБОК СИБИРИ – 2010», в Третьем Летнем Чемпионате студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ – ЛЕТО – 2010»
Ожидаемый результат деятельности педагогов – создание методических рекомендаций для проведения предметных олимпиад в начальной школе, создание условий для самореализации одаренных детей, создание банка одаренных детей начальной школы.
Об эффективной работе в рамках реализации программы «Одаренные дети» свидетельствуют результаты мониторинга:
1. Положительная динамика количества победителей и участников школьных, районных, республиканских предметных олимпиад, интеллектуальных образовательных проектов.
2. Наличие лауреатов и стипендиатов премий главы района.
3. Победители и призеры районных, республиканских, всероссийских конкурсов научно-исследовательских и творческих работ учащихся.
4. Победители и участники творческих конкурсов и фестивалей
Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность в школе осуществляется в двух направлениях:
1. Урочная деятельность:
- творческие задания
- моделирование эксперимента
- проблемный вопрос
- проведение наблюдения
- постановка опыта
- проектирование
2. Внеурочная деятельность:
Массовая:
- конкурсы
- олимпиады
- предметные недели
- конференции
Групповая:
- научное общество гимназистов
- факультативы, элективные курсы
- творческие краткосрочные и долгосрочные проекты
Индивидуальная:
- исследовательская работа
- проект
- творческая работа
Ожидаемые результаты работы по развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся.
1. Повышение качества обучения, которое может быть выражено:
- Увеличением количества учащихся занимающихся на «4» и «5»;
- Увеличением количества участников победителей городских, краевых, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов;
- Увеличением количества победителей предметных олимпиад;
- Увеличением количества учащихся – членов Научного общества учащихся.
2. Создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;
3. Формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;
4. Изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;
5. Формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:
- В уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;
- В активном применении учащимися новых информационных технологий;
- В применении учителями разных предметов информационных технологий в обучении;
6. Повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:
- Повышением квалификационной категории;
- Увеличением числа учителей – руководителей исследовательской работой школьников;
- Увеличением числа учителей, самостоятельно занимающихся исследовательской деятельностью;
7. Создание банка данных одаренных детей и учителей, работающих с одаренными детьми;
8. Создание банка данных методических разработок с использованием исследовательских, проектных и других развивающих технологий, направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.
Проведенная в этом учебном году работа позволит в дальнейшем создать компьютерный вариант классного тура предметных олимпиад; разработать программу занятий кружка «Эрудит» для одаренных детей; вести на сайте школы страничку «Олимпиады». Все только начинается!
Результативность
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных работ, которые можно использовать в учебном процессе (сборники, рефераты, доклады, альбомы, видеофильмы) и в воспитательной работе.
Конференция «Первые шаги в науку» - первый опыт представления собственной исследовательской работы учащихся начальной школы.
Победители и призеры конференции «Первые шаги в науку»
за последние три года
Табл.1
Учебный год | Кол-во школ-участников | Кол-во участников | Кол-во секций | Кол-во победителей | Кол-во призеров |
2008-2009гг. | 3 | 36 | 2 | 8 | 13 |
2009-2010гг. | 4 | 45 | 4 | 10 | 12 |
2010-2011гг. | 4 | 58 | 7 | 12 | 15 |
|
| 139 |
| 30 | 40 |
Победители и призеры республиканских, всероссийских конференций за последние три года
Табл.2
Учебный год | Название конференции | Уровень | Кол-во участников | Победители | Призеры |
2008-2009гг. | Сибирская весна | республиканский | 1 |
|
|
Серебряная альфа | республиканский | 1 |
|
| |
Первые шаги | республиканский | 3 |
|
| |
Природа. Человек. Страна. | республиканский | 1 | 1 |
| |
Историко-культурное и природное наследие Сибири | региональный | 8 | 2 | 2 | |
Созвездие | республиканский | 8 | 1 | 2 | |
2009-2010гг. | Национальное Достояние России | всероссийский | 1 | 1 |
|
Серебряная альфа | республиканский | 3 | 1 |
| |
Национальное Достояние России | республиканский | 6 | 1 | 3 | |
Созвездие | республиканский | 9 | 1 | 4 | |
Шаг в будущее | республиканский | 6 |
|
| |
2010-2011гг. | Национальное Достояние России | всероссийский | 2 | 1 | 1 |
Первые шаги | республиканский | 5 | 2 | 2 | |
Моя малая родина: природа, культура, этнос | республиканский | 1 |
| 1 | |
Национальное Достояние России | республиканский | 4 | 1 | 1 | |
Созвездие | республиканский | 7 | 1 | 2 | |
Шаг в будущее | республиканский | 6 |
| 2 | |
|
| 72 | 13 | 20 |
Победители и призеры предметных олимпиад среди учащихся начальных классов за последние три года
Табл.3
Учебный год | Предмет | Уровень | Кол-во участников | Победители | Призеры |
2008-2009гг. | математика | школьный | 32 | 6 | 7 |
русский язык | школьный | 41 | 5 | 10 | |
бурятский язык | школьный | 20 | 4 | 5 | |
математика | районный | 8 | 2 | 3 | |
русский язык | районный | 9 | 3 | 2 | |
2009-2010гг. | математика | школьный | 40 | 7 | 8 |
русский язык | школьный | 37 | 6 | 12 | |
математика | районный | 15 | 4 | 5 | |
русский язык | районный | 16 | 5 | 4 | |
2010-2011гг. | математика | школьный | 43 | 8 | 10 |
русский язык | школьный | 40 | 6 | 13 | |
математика | районный | 13 | 4 | 3 | |
русский язык | районный | 15 | 4 | 5 |
Участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах
Табл.4
Год участия | Название олимпиады | Кол-во команд | Кол-во участников | Результативность |
2 марта 2010г. | XXIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике (игры) | 1-2 кл. | 34 | 2-е место (общекомандное) 1 лауреат – Иванов Матвей, 1 класс |
Апрель-май 2010 г. | Второй Интеллектуальный Чемпионат среди образовательных учреждений Сибирского федерального округа «Кубок Сибири – 2010» | 1-7 кл. (7 команд) | 105 | 1 финалист - Папаев Бурин-Жаргал, 4 класс |
27 мая 2010 г. | Третий Летний Чемпионат студентов и школьников «Эрудиты Планеты – лето-2010» | 1-2 кл. (3 команды) | 18 | Победителей – 9
|
- Демонстрация опыта в педагогическом сообществе (конкурсы, фестивали, конференции и т.д.)
Год участия | Название мероприятия | Результативность |
2008, октябрь | Смотр-конкурс научных обществ учащихся школ РОО«Ассоциация педагогов-исследователей» | Диплом |
2009, ноябрь | Республиканский профессиональный конкурс «Инновации в этнокультурном образовании» Защита авторской образовательной программы «Родимая сторона – мать» | Поощрительный приз |
2009, 9-10 апреля | Региональная научно-практическая конференция «Качество дошкольного и начального образования в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» | Публикация в сборнике |
Региональный конкурс проектов среди учителей общеобразовательных учреждений «Педагогическая элита Бурятии» 2009 г. | Проект «Компетентностный подход как идея открытого заказа на содержание школьного образования в реализации проекта «Истоки» | Грамота, денежный приз 60000 рб. |
2010, 27 августа | Августовская конференция педагогических работников «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность» | Диплом |
VI. Внешняя экспертная оценка ( благодарственные письма, отзывы, рецензии).
Год | Внешняя экспертная оценка |
2008 г. | Рецензия на образовательную программу по краеведению «Родимая сторона – мать» для учащихся начальной школы Рецензент: Лыгденова В.Б., зав. лаб.этнопедагогики ПИ БГУ, к.п.н., доцент |
2010 г. | Благодарность Управления образования АМО «Окинский район» |
2010 г. | Свидетельство центра дистанционного образования «Эйдос» №290310023 |
2010 г. | Сертификат Российского комитета по регистрации рекордов планеты, международного клуба рекордсменов «Интерстронг» За организацию, проведение и активное участие во Втором Интеллектуальном Чемпионате среди образовательных учреждений Сибирского федерального округа «КУБОК СИБИРИ – 2010» |
2010 г. | Диплом Российского комитета по регистрации рекордов планеты, международного клуба рекордсменов «Интерстронг» За организацию, проведение и активное участие в Третьем Летнем Чемпионате студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ – ЛЕТО – 2010» |
2010 г. | Благодарность администрации МОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа» за подготовку победителя и призеров IIIрайонной межшкольной конференции «Первые шаги в науку» |
2010 г. | Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия, ЦДОД «Малая Академия Наук» за подготовку дипломанта Iстепени VIРеспубликанской НПК учащихся начальных классов «Первые шаги» |
2011 г. | Грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, РДЮЦТиК за подготовку дипломанта IIIРеспубликанских Давыдовских краеведческих чтений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...
Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...
Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?
Одаренные дети – что такое одаренность?...
Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.
Общая интеллектуальная одаренность является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию....
Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...