Здоровьесберегающие технологии
статья (4 класс) по теме

Статься посвещена актуальному вопросу по здоровьесбережению учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_gpd.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                 Использование  здоровьесберегающих технологий  

в группе продленного дня

                                                                                                                       

                                                                                                      Вотинова  Галина  Николаевна

                                                                                                  учитель  начальных  классов 

В.А.Сухомлинский писал:

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».    

           Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников.

К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось.

Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического, психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь о физическом или  о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода.

 Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически.  Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия ,способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.

Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

Довольно высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, которые могут привести к тяжёлым увечьям, а иногда и гибели детей, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

Цель воспитателя группы продленного дня: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся в группе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье,

Задачи:  профилактика вредных привычек; создание условий для обеспечения охраняя здоровья учащихся; формирование здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта; просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Для решения задач широко используются в практике   конкурсы,  экскурсии,   игры,   соревнования  и другие.

Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на  занятиях в комплексе с другими приемами и методами организации клубных занятий укрепляет мотивацию,  помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

 Приоритетные направления здоровья детей во время пребывания в  группе продленного дня:

-соблюдение режима дня;

-соблюдение правил личной гигиены;

-оздоровительно-просветительные  мероприятия (беседы);

-питание; спортивные праздники; разнообразные формы физического воспитания,  подвижные игры,  экскурсии, физминутки, веселые старты.

   В группе продленного дня   детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами

 Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей. Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными

Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их выполнению, формирует наблюдательность, внимание. Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой. Для удобства взрослого, который проводит двигательные минутки, все упражнения можно представить в виде карточек-заданий, которые   воспитатель выбирает по своему усмотрению или по желанию детей.

Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить во время  занятий в группе. Успешно проводится в группе продленного дня игра «Путешествие в страну Здоровье». Игровая программа «Путешествие в страну Здоровье » включает следующие направления:

  1. развитие межвозрастного конструктивного общения, социализации, творческого развития каждого учащегося;
  2. создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, интеллектуальной творческой деятельности;
  3. использование в повседневной работе разнообразных доступных и интересных детям младшего школьного возраста форм и методов работы;
  4. развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;
  5. включение родителей учащихся в воспитательный процесс;
  6. сплочение коллектива.

За основу программы взята игра – путешествие, которая служит педагогическим инструментом для комплекса воспитательных задач.

В программе отражена идея сотрудничества: младшие, старшие, взрослые действуют вместе. Формирование личности каждого ребенка осуществляется:

  1. в процессе учебной деятельности.
  2. в процессе внеклассной работы.
  3. через связь с родителями.

Программа предлагает примерные ориентиры для определения роста младшего школьника с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей.

Воспитательная программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Данная программа рассчитана для учащихся 1-2х классов и проводится в течение учебного года. Проводимые занятия состоят из игр, бесед, творческих заданий, конкурсов, викторин.   Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, рисовать.

  Коллектив делится на экипажи, каждый из них имеет свое название, эмблему и девиз. Во главе экипажа стоит командир. Для игры – путешествия оформляется карта и дневник путешествия.

Содержание программы

I. Старт игры 

Цель: знакомство с игрой,  организация детей 

Часы общения на тему «Мы – будущие путешественники». Конкурс на лучшую эмблему.

Название станции

Цель

   Методические приемы, формы проведения

Доктор Айболит

«Мой организм - моя планета»

  Привлечь внимание детей  вести здоровый образ жизни.

-Показать важность режима дня в формировании здорового образа жизни.

-Определить принципы   закаливания организма и занятий спортом.

-Способствовать укреплению здоровья детей через физические минутки.

Игра-путешествие.

Практическое занятие по составлению режима дня.

 Разучивание физминуток.

Пилюлькина

Ознакомить учащихся с группой витаминов, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах и их значение для организма

 Викторина

Кафе «Здоровье»

Создать условия для формирования знаний о правильном питании: показать учащимся, в чём заключается польза и вред жевательной резинки на здоровье; углублять знания детей о рациональном питании, вреде переедания ;учить выбирать продукты полезные для питания, поддерживать режим дня.

 

Творческое задание: «Украшаем стол», составляем меню на завтрак.

Замок принцессы «Гигиены»

  Научить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья. Познакомить с режимом дня школьника. Убедить детей в том, что соблюдение режима дня способствует сохранению здоровья.

Практическое занятие по составлению режима дня и  отработки гигиенических навыков

Родничок

Показать роль воды в жизни людей.

Конкурсы, практическое занятие, работа с пословицами и поговорками, сочинение сказок

Лесная аптека

Вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

 Творческое задание «Помогаем в беде».    

Мостик опасности

Формирование навыков опасного поведения

Анализ опасных ситуаций в школе и дома, и их моделирование.

Тропинка отзывчивости

  Обсудить с детьми, что должен уметь делать отзывчивый человек.

Игра «Отзывчивый колобок», творческое задание  «Помогаем в беде», конкурс рисунков «Подарки для жителей земли»

Дорога волшебных знаков

Закрепление правил дорожного движения

Викторина, конкурс рисунков на правила дорожного движения, игра на местности

Веселый стадион

1.Развитие физических качеств; красивой осанки, пластики движений.
2. Развитие волевых качеств, стремление выполнить задание быстро и точно.
3. Воспитание «здорового духа соперничества».

Веселые старты

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...