Здоровьесберегающие технологии
статья (4 класс) по теме
Статься посвещена актуальному вопросу по здоровьесбережению учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_gpd.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий
в группе продленного дня
Вотинова Галина Николаевна
учитель начальных классов
В.А.Сухомлинский писал:
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников.
К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось.
Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического, психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь о физическом или о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия ,способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.
Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Довольно высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, которые могут привести к тяжёлым увечьям, а иногда и гибели детей, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Цель воспитателя группы продленного дня: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся в группе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье,
Задачи: профилактика вредных привычек; создание условий для обеспечения охраняя здоровья учащихся; формирование здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта; просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Для решения задач широко используются в практике конкурсы, экскурсии, игры, соревнования и другие.
Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими приемами и методами организации клубных занятий укрепляет мотивацию, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Приоритетные направления здоровья детей во время пребывания в группе продленного дня:
-соблюдение режима дня;
-соблюдение правил личной гигиены;
-оздоровительно-просветительные мероприятия (беседы);
-питание; спортивные праздники; разнообразные формы физического воспитания, подвижные игры, экскурсии, физминутки, веселые старты.
В группе продленного дня детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей. Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными
Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их выполнению, формирует наблюдательность, внимание. Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой. Для удобства взрослого, который проводит двигательные минутки, все упражнения можно представить в виде карточек-заданий, которые воспитатель выбирает по своему усмотрению или по желанию детей.
Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить во время занятий в группе. Успешно проводится в группе продленного дня игра «Путешествие в страну Здоровье». Игровая программа «Путешествие в страну Здоровье » включает следующие направления:
- развитие межвозрастного конструктивного общения, социализации, творческого развития каждого учащегося;
- создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, интеллектуальной творческой деятельности;
- использование в повседневной работе разнообразных доступных и интересных детям младшего школьного возраста форм и методов работы;
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;
- включение родителей учащихся в воспитательный процесс;
- сплочение коллектива.
За основу программы взята игра – путешествие, которая служит педагогическим инструментом для комплекса воспитательных задач.
В программе отражена идея сотрудничества: младшие, старшие, взрослые действуют вместе. Формирование личности каждого ребенка осуществляется:
- в процессе учебной деятельности.
- в процессе внеклассной работы.
- через связь с родителями.
Программа предлагает примерные ориентиры для определения роста младшего школьника с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей.
Воспитательная программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Данная программа рассчитана для учащихся 1-2х классов и проводится в течение учебного года. Проводимые занятия состоят из игр, бесед, творческих заданий, конкурсов, викторин. Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, рисовать.
Коллектив делится на экипажи, каждый из них имеет свое название, эмблему и девиз. Во главе экипажа стоит командир. Для игры – путешествия оформляется карта и дневник путешествия.
Содержание программы
I. Старт игры
Цель: знакомство с игрой, организация детей
Часы общения на тему «Мы – будущие путешественники». Конкурс на лучшую эмблему.
Название станции | Цель | Методические приемы, формы проведения |
Доктор Айболит «Мой организм - моя планета» | Привлечь внимание детей вести здоровый образ жизни. -Показать важность режима дня в формировании здорового образа жизни. -Определить принципы закаливания организма и занятий спортом. -Способствовать укреплению здоровья детей через физические минутки. | Игра-путешествие. Практическое занятие по составлению режима дня. Разучивание физминуток. |
Пилюлькина | Ознакомить учащихся с группой витаминов, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах и их значение для организма | Викторина |
Кафе «Здоровье» | Создать условия для формирования знаний о правильном питании: показать учащимся, в чём заключается польза и вред жевательной резинки на здоровье; углублять знания детей о рациональном питании, вреде переедания ;учить выбирать продукты полезные для питания, поддерживать режим дня. |
Творческое задание: «Украшаем стол», составляем меню на завтрак. |
Замок принцессы «Гигиены» | Научить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья. Познакомить с режимом дня школьника. Убедить детей в том, что соблюдение режима дня способствует сохранению здоровья. | Практическое занятие по составлению режима дня и отработки гигиенических навыков |
Родничок | Показать роль воды в жизни людей. | Конкурсы, практическое занятие, работа с пословицами и поговорками, сочинение сказок |
Лесная аптека | Вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных; | Творческое задание «Помогаем в беде». |
Мостик опасности | Формирование навыков опасного поведения | Анализ опасных ситуаций в школе и дома, и их моделирование. |
Тропинка отзывчивости | Обсудить с детьми, что должен уметь делать отзывчивый человек. | Игра «Отзывчивый колобок», творческое задание «Помогаем в беде», конкурс рисунков «Подарки для жителей земли» |
Дорога волшебных знаков | Закрепление правил дорожного движения | Викторина, конкурс рисунков на правила дорожного движения, игра на местности |
Веселый стадион | 1.Развитие физических качеств; красивой осанки, пластики движений. | Веселые старты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...