Статья по теме "Виды творческих заданий,как способ мотивации учебной деятельности"
статья по теме
Виды творческих заданий в начальной школе имеют большую ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды творческих заданий | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды творческих заданий, как способ положительной мотивации учения младших школьников.
Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся над творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год. Причин здесь: неэффективная служба родовспоможения, в результате чего значительное количество детей рождается с задержкой психического развития; отсутствие серьезной социальной защиты детства и семьи со стороны государства привело к снижению материального положения и росту неблагополучных семей; недостаточный медицинский контроль над здоровьем детей; увеличение заболеваемости.
Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Прежде всего, необходимо совершенствовать ведущий вид деятельности в начальной школе – учебной. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учениками. Учителю нужно не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным процессом.
Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны учебного процесса обучения. Коммуникация в обучении предполагает разные модели взаимодействия при усвоения учебного материала «учитель-ученик» (при изучении нового материала), «ученик-ученик» (парная работа), «ученик-микрогруппа учеников» (групповая работа проблемного характера), «ученик - большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания методом беседы), «ученик –учебный материал» (индивидуальная работа) и т.д.
Такое разнообразие моделей позволяет преодолеть учащимся страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать свое мнение, приводит к взаимообогащению каждого.
Учителям нужно совершенствовать свои коммуникативные способности на основе психологической установки: нет плохих детей, они просто другие, с другими способами мышления, приемами работы с информацией.
Отсюда следует внимательно присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом. Ведь период младшего школьного возраста является сенситивным, когда проявляется особая пластичность нервной системы ребенка к педагогическому воздействию. Вот почему важно, чтобы это воздействие было продуктивным, гуманным, ориентированным на выявление скрытых потенциальных возможностей учащихся.
Главная цель моей деятельности - обратить средства. Цели обучения, способы мотивации учебно-воспитательного процесса на развитие воображения и фантазии учащихся, применения творческих заданий в начальной школе.
Для достижения поставленной цели с первых дней обучения ребенка в школе решаю следующие задачи:
- воспитание трудолюбия, коллективизма, культуры поведения;
-развитие самостоятельности;
-привитие жизненно необходимых знаний и умений в процессе обучения;
-развитие творчества, эстетического вкуса, воображения и фантазии учащихся.
Чтобы достичь поставленной цели, разработала систему целенаправленной работы по развитию воображения и фантазии учащихся, в основу которой заложила идеи результативных технологий Г.А. Альтшуллера,
М.Н. Шустермана, В.С. Ладошкина, Т. Герронимус. Не ставила перед собой задачу полностью отказаться от существующих программ и методик, а перерабатывая их, применяю самое ценное.
Набирая детей в 1 класс, провожу тестирование, в котором проверяю развитие воображения и фантазии. Результаты показали низкий и средний уровень развития. Практика показала, что лучших результатов можно добиться путем постоянных тренировок и творческих заданий. Для того чтобы решить эту проблему, разработала систему работы на уроках технологии с младшими школьниками. Основным видом деятельности первоклассника в значительной степени является игра. Воображение является основой всякой творческой деятельности, дает импульс творческому процессу, поэтому на уроках технологии использую интеллектуально-развивающие игры, стимулирующие развитие воображения и фантазии.
класс | Название игры |
1 класс | « На что похоже?» «Волшебные картинки» «Новогодние подарки» и т.д. |
2 класс | «Перевертыши» «Помоги художнику» «Волшебные очки» и т. д. |
3-4 классы | «Сказочный инопланетянин» «Фоторобот» «Рисует компьютер» и т. д. |
Задача игр направлена на развитие у учащихся способность, создавать произвольный образ по заданному условию, используя обобщенные схематические изображения.
Так как у первоклассников слабо развиты мелкие мышцы пальцев, и они плохо владеют графическими умениями и навыками, игровые действия связываю с манипулированием фигурными трафаретами. Практика показала, что ребенку удобно работать с прозрачными трафаретами, где полностью видно все изображение.
В 1классе беру вариант игровых действий – работа с готовыми, вырезанными из цветной бумаги подобными фигурами.
Во 2классе больше игровых действий провожу с трафаретами и шаблонами.
В 3-4 классах учу ребят геометрические фигуры строить при помощи линейки и циркуля. Варианты игровых действий – работа по замыслу, по тематическому заданию. Результат каждой игры – это аппликация.
класс | Вид аппликации |
1 класс | Простая, предметная. |
2 класс | Плоская, сюжетная. |
3-4 классы | Тематическая, объемная. |
Выбор интеллектуально-развивающей игры связываю с темой и целью урока,
интересами учащихся, творческой направленностью и т. д.
Например: 2класс
Тема: «Обработка бумаги и картона». Изделие «Закладка».
Игра: «Рисует компьютер».
У учащихся на парте карточки с программой компьютера (можно использовать слайд компьютера). Она определяет, какие геометрические фигуры могут быть использованы для аппликации данной закладки для книг. Критерии: подбор цвета, аккуратность, творчество, экономия использованных материалов. В итоге получились аппликации, не похожи друг на друга.
3класс
Тема: «12 апреля – День Космонавтики».
Игра: «Сказочный инопланетянин».
У ребят на партах фигурные трафареты, волчок с изображением планет. На сказочной планете обитают жители. Их внешний вид напоминает форму планет. По считалке каждый ряд выбирает геометрическую форму планеты и выполняет аппликацию.
4 класс
Тема: «Сюжетная аппликация по народной сказке «Гуси-лебеди».
Игра: «Фоторобот».
На партах карточки с частями тела птиц гуся и лебедя (голова, шея, туловище, лапы). Ученикам предлагается поменять части тел местами. Четвероклассники придумали образы фантастических птиц и животных, которых не встречается в природе. В итоге получились сюжетные аппликации.
В ходе применения на уроках такой технологии у младших школьников формируются к 4 классу не только специальные трудовые умения и навыки, но и готовность к волевым усилиям, чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля, а самое главное развивается творческое воображение и фантазия.
К моменту окончания 1класса результаты диагностики по развитию воображения учащихся дали минимальные изменения от 10-12 %, а к концу 2 класса-15-20%.
Исследования убедили меня в эффективности использования технологии.
Предмет «Технологии» можно рассматривать как сквозной, дающий учащимся условия применять на практике знания и умения, полученные на других уроках и наоборот. Развитие мелких мышц пальцев, манипулирование с предметными картинками дают возможность учащимся освоить навыки письма. Развитое воображение и фантазия, речь, память помогают на уроках литературного чтения и окружающего мира. С одной стороны, труд дает учащимся применить теоретические знания на практике, а с другой – побуждает их более глубоко изучать основы наук.
Мои ученики учатся логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать свои «открытия». Ребята со слабыми «успехами» в учебе становятся активными, деятельными, открывателями. Все перечисленное выше считаю важным в учебно-воспитательном процессе в начальной школе, благодаря новой технологии и вовремя оказанной помощи, значительно снизился % слабоуспевающих ребят в классе, повысился интерес к предмету, к знаниям.
В каждой педагогической ситуации большое значение приобретает слово. О силе слова и о необходимости умело и осторожно с ним обращаться хорошо сказал В.А.Сухомлинский: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающий веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное слово приносит беду…».
Министерство общего и профессионального образования РФ
Новосибирский институт повышения квалификации и ПРО
Контрольная работа
Тема: «Творческие виды заданий»
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУСОШ №2 г. Карасука
Гвоздеева Елена Анатольевна
г. Карасук
2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
Статья выступления на педсовете по теме "Мотивация учебной деятельности у учащихся"
это готовое выступление на методическом объединении. Здесь раскрываются приемы работы над формированием мотивации у младших школьников. Найдутся советы педагогам по организации учебного пр...
Статья "Тестирование как контроль, коррекция и мотивация учебной деятельности школьников. Виды. Формы проведения и образцы тестирования"
Виды и формы тестирования...
Статья "Мотивация учебной деятельности и как ею управлять"
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и р...
Статья на тему "Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников".
Статья на тему "Исследование мотивация учебной деятельности у младших школьников"....
Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...
Статья «Мотивация учебной деятельности и её формирование»
21 век – эпоха информационного общества. Поэтому не только доска и мел должны оставаться основными инструментами учителя.Применение современных информационных технологий в школе, в том числе, и ...