Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
методическая разработка по теме
Творческий отчет учителя по теме "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayuschie_tehnologii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследования психического здоровья учащихся показывают, что в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья, но уже к концу 1-го класса их число увеличивается до 60-70 %. Это свидетельствует о том, что школа является зоной риска.
ФОТО первоклассников.
Состояние здоровья школьников требует внимания со стороны учителей.
На психическое здоровье учащихся влияют следующие факторы:
- морально – психологический климат в классе;
- стиль педагогического руководства;
- создание ситуации успеха на уроке;
- снятие тревожности у учащихся на уроке;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Как же помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников- взрослых и детей. Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся.
Каковы же принципы здоровьесберегающей педагогики, которыми я руководствуюсь в своей работе?
- Наглядность - предназначена для связи чувственного восприятия с мышлением, способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. ПРИМЕР.
- Систематичность и последовательность – система подготовительных, подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, а, опираясь на него, приступить к изучению последующего, более сложного, материала. Например, ___ (своими словами).
- Организация повторения. В результате повторения вырабатываются динамические стереотипы, облегчающие процесс усвоения ЗУН учащимися НУВ. Например, на каждом уроке русского языка я использую упражнения на правописание безударных гласных, так как данная тема является камнем преткновения в 1 по 11 класс. Но повторение должно быть не надуманным, а логично включаться в содержание урока. ФОТО С УРОКА.
- Индивидуализация процесса обучения – опора на природные данные ребёнка, отсутствие чрезмерных требований. Пример индивидуального подхода, например, тетрадь индивидуальных заданий Черноусова.
- Принцип активного обучения – обучение в парах, группах (фото с классного часа), игровые технологии.
В своей работе, при организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики я использую следующие рациональные факторы урока:
- Обеспечиваю необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их психолого-возрастных особенностей. То есть моя основная задача – создать детям комфортные условия для обучения.
- Планирую урок таким образом, чтобы плотность урока была не менее 60% и не более 75-80 %.
- средняя продолжительность одного вида деятельности не более 10 минут, рационально использовать от 4 до 5 видов учебной деятельности; частота чередования видов деятельности не позднее через 7 – 10 минут.
- Отсутствие однообразных методов обучения. Еще Выготский сказал: «Лень и утомление ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранного метода работы с данным ребенком».
- Рациональное применение технических средств обучения (уместность, целесообразность, соблюдение требований гигиены зрения).
- Стараюсь создавать доброжелательный психологический климат. Преобладание положительных эмоций.
- Строю работу таким образом, чтобы момент утомления (по снижению учебной активности) наступал не ранее, чем в конце урока.
- Наличие эмоциональных разрядок на уроке (количество 2 – 3). Это не только физминутки и гимнастика для глаз, но и эмоциональные энергизаторы, уместные шутки. ФОТО.
- Осуществление опоры на ранее полученные знания. То есть изучение любого нового материала начинаю с определения границы между известным и неизвестным (что мы знаем, что мы не знаем, что должны узнать, каким образом это сделать). ФОТО.
- Активизация мыслительной деятельности. ПОКАЗАТЬ НЕСКОЛЬКО ПРИЕМОВ.
- Использование рациональных приемов мышления, запоминания. Например, при изучении написания словарных слов мной используется ассоциативное восприятие (пример); при заучивании наизусть – знаковое мысленное рисование (пример).
- Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье (НОТ, памятки). Здесь необходимо сказать, что ничто так не помогает ребенку учиться, как рациональный режим дня, четкие инструкции и алгоритмы для самостоятельной деятельности. Считаю важны научить детей приемам самоорганизации, рациональному выполнению домашних заданий и пр. Для этого мной используются разнообразные памятки «Секреты успешной учебы». ПРИМЕР.
- Тщательная диагностика, прогнозирование планирование и контроль каждого урока. Урок не будет носить в себе стрессовый характер, не будет сложным и скучным для учеников, если учитель сам следует правилам самоорганизации и в системе готовится к урокам, основываясь на анализе предыдущего урока, на анализе содержания материала. То есть заранее предусматривает сложности и коллизии.
Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условиям здоровьесберегающей педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....