Из опыта работы.
материал (3 класс) по теме

Кургина Нина Ивановна

Из опыта работы "Уровне-групповая дифференциация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Из опыта работы.

                     Дифференциация в начальной школе.

Кургина Нина Ивановна, учитель начальных классов, школа №73,

г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область.

Многие учителя обычно боятся, что при дифференцированной работе усложнится проверка тетрадей. Поэтому предлагаю при данном виде работы использовать листочки.

Нужно только помнить, что и работа на листке должна обязательно оцениваться, контролироваться аккуратность выполнения работ.

                                Математика.

( Класс поделен на 4 группы: сильные, середнячки, слабые, дети с ЗПР)

Дифференцированная работа при решении задач.

( 4 класс, с.92, №516, автор М.И,Моро)

S=96км

V1=26км/ч

V2=22км/ч

t =?

«Сильным» детям достаточно прочесть условие задачи один раз и они решают её самостоятельно.

«Середничкам» - прочесть ещё раз, выяснить способы решения задачи, составить краткое условие и приступить к самостоятельной работе по памятке.

                                   Памятка.

  1. Прочти ещё раз задачу.
  2. Подумай, как найти скорость сближения.
  3. Подумай, как найти время?

«Слабые» получают ещё более подробный инструктаж повторно и приступают к работе самостоятельно, используя памятку и таблицу.

                                  Таблица.

                   S = V x t

                   V = S : t

                    t = S : V

Дети с задержкой психического развития работают под руководством учителя.

К тому времени, когда четвёртая группа приступает к работе, первая, а потом и вторая заканчивают работу. Эти обучающиеся получают карточки для дополнительной работы.

( Все работы по любым карточкам дети выполняют на отдельных листках. Эти работы оцениваются учителем позднее.)

Чтобы избежать ненужного шума, использую сигнальные  карточки ( с одной стороны красного цвета, а с другой – зелёного). Если требуется помощь, дети сигналят красным цветом, а если закончили работу – зелёным.

Когда работу заканчивает последняя группа, решение задачи обязательно проверяется.

Аналогично можно работать дифференцированно и при решении любых задач.

Дифференцированный подход при решении примеров.

(Деление многозначного числа на однозначное. 3класс, с.92, №514)

Первая группа решает все примеры самостоятельно.

Вторая группа решает самостоятельно половину примеров.

Третья группа коллективно решает 1 -2 примера, получают подробную инструкцию и тоже приступают к самостоятельной работе.

Четвёртая группа работает под руководством учителя.

Первая и вторая группы в это время заканчивают решение и получают карточки для индивидуальной работы.

Так как одним из главных условий дифференцированной работы является оперативная связь, использую доски обратной связи. Получают их несколько учеников из разных групп. Затем, когда решение заканчивают все дети, доски обратной связи  выставляются на классную доску для проверки.

Дифференцированный подход при выполнения домашнего задания.

Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Он происходит без руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для его успешного выполнения. Одно из главных условий – доступность домашней работы. Обычно даётся домашнее задание всему классу. Для одних оно лёгкое, для других – трудное. Первые не тренируют себя на более трудном материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственное отношение к учёбе.

Поэтому лучше домашнее задание давать дифференцированно:

- при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;

- при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;

- при выполнении работ над ошибками проверочных и контрольных работ.

Главная цель этого закрепление знаний, умений, навыков; развитие логического мышления, формирование самостоятельности, самоконтроля.

Предлагая дифференцированное домашнее задание, нужно учитывать:

- способность быстро и глубоко усваивать материал;

- организованность в работе, умение доводить работу до конца;

- отношение родителей к учёбе ребёнка.

Даю дифференцированное домашнее задание по учебнику. Например, при изучении темы «Решение задач на движение», предлагаю сильным детям не только решить задачу, но и составить обратную. Более слабым – решить её по действиям с пояснением. Детям с ЗПР в классе помогаю составить схему – опору, чертёж или краткую запись. Иногда записываем в черновик памятку по решению задачи.

                  Уроки литературного чтения.

На уроках чтения, как и на любых других можно и нужно осуществлять дифференцированный подход.

При знакомстве с творчеством И.А.Крылова ( Басня «Ворона и Лисица»), после проведения обычной работы ( беседы, чтения, анализа текста…), слабо читающим детям нужно повторное чтение, а другие в это время скучают. Чтобы это исключить, можно несколько человек занять иллюстрированием, несколько – подготовкой к чтению по ролям, два – три ученика делают разметку басни для выразительного чтения и т. п.

При подведении итогов урока выставляются иллюстрации, басня читается выразительно и по ролям.

                  Окружающий мир ( Автор А.А.Плешаков).

На обобщающих уроках использую карточки – задания как для сильных, так и для слабых учеников.

               

Например, при обобщении темы «Полезные ископаемые» предлагаются вопросы:

- Расскажи по рисунку о добыче каменного угля.

- Каковы свойства каменного угля?

- Как используется каменный уголь?

- Какие шахты г. Ленинска-Кузнецкого ты можешь назвать?

- Почему наш город часто называют шахтёрским городом?

При изучении новой темы «Животные леса» в карточках следующие вопросы:

- Какие животные живут в лесу?

- Чем питаются эти животные?

- Какое значение этих животных в жизни человека?

По этим карточкам сильные дети готовят небольшие сообщения дома с использованием Интернета и дополнительной литературы к урокам – объяснения нового материала, тем самым, оказывая помощь учителю в подготовке к уроку.

Подобные карточки – задания не составит труда подобрать к каждому уроку.

Удобно использовать тесты для 1 -2 групп, пока идёт доусвоение материала слабыми детьми.

                   Русский язык.(Автор Т.Г.Рамзаева).

При изучении темы «Безударные гласные» на минутку чистописания предлагается пословица «Друг познаётся в беде».

Сильные учащиеся  подбирают по Толковому словарю синонимы и антонимы к словам друг и беда. 

Дети более слабые подбирают самостоятельно проверочные слова к словам познаётся, беда.

Дети с ЗПР списывают пословицу после предварительной работы по предупреждению ошибок.

Аналогично можно построить работу на любом этапе урока.

Из вышесказанного не следует думать, что все 45 минут урока нужно проводить дифференцированную работу.

Конечно же, нет.

Достаточно на каждом уроке стремиться дойти до каждого ученика.

2 -3 задания дифференцированно уже сильно подтягивают учащихся, а у сильных появляется стремление сделать ещё больше.

А если сильные ученики становятся Вашими помощниками, то это облегчит Вашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...