Проектная деятельность младших школьников
статья (3 класс) по теме

Хохлова Галина Владимировна

Виды проектов. Критерии успеха работы над проектом. Логическая схема проекта. Отчет по проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Из выступления на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Инжавинская  СОШ»                                           Хохлова Г.В.

Проектная деятельность младших школьников

     Вспоминая, как росли наши дети, память восстанавливает много любопытного. Вот малыш пытается растащить на винтики будильник, вот он ссыпает различные виды круп в молочную бутылку, а вот он проводит опыт на возгорание различных предметов!

Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!

С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется  только то, что вызывает настоящий интерес.

Затем ребёнок идёт в детский сад, школу и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил!

Постепенно эти качества угасают и к 7 классу, когда в школах начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок слушает об участии в исследовательской деятельности, как о чём – то до этого ему неизвестном!

Вот почему в начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование.

 Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Различают следующие виды проектов:

        Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного             вида деятельности.

        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

        Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

        Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами  школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.

         Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Что является критериями успеха работы над проектом?

        Достигнут конечный результат.

        Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

        Результат проекта может быть использован другими коллективами.

        Информация о проекте широко распространена.

        Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

        Получено удовольствие от своей деятельности.

Логическая схема проекта

        Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

        Методы-виды деятельности.

        Результат.

Проект может выполняться индивидуально, или группой.  Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем.

 Отчёт должен содержать следующие разделы:

        Введение, в котором следует чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.

        Отчёт о проведённых исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные резу

        Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведённого исследования. Можно спрогнозировать изменения этого состояния в ближайшее время и в отдалённом будущем при сохранении существующей ситуации.

Данный материал собран из разных источников и на основе собственного опыта работы. Он помогает проследить все этапы работы над проектом. В начальных классах я успешно  осуществляю проектную деятельность уже с первого класса. Ведущее место занимают творческие проекты с элементами исследования. Считаю, что такая комбинация уместна, так как творчество обязательно сталкивается с желанием  добыть, исследовать, доказать. Материал для исследований черпаем из жизни.

 Непосредственные наблюдения за природой и работой представителей разных специальностей предоставляют большие возможности для развития творческого мышления.

Экскурсии на  природу, в краеведческий музей, в Дом детского творчества, способствуют формированию у детей живых конкретных образов, пониманию многообразия цвета, разнообразия форм при выборе  исходного объекта действия.

Темы проектных работ тесно связаны с изучением окружающего мира с использованием краеведческого и природоведческого материала,  с уроками технологии, с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем, ножницами, кистями).  

В  третьем классе мы заинтересовались вопросами сохранения здоровья, здорового образа жизни.  Дети выполняли проекты на темы: «В гостях у витаминки». «Здоровое питание- отличное настроение», «Каждый – кузнец собственного здоровья», «Золотые правила питания». На основе полученных результатов была создана презентация о правильном питании, а также прошло внеклассное мероприятие по здоровьесберегающим технологиям «Здоровое питание – отличное настроение». Материалы были представлены на муниципальный конкурс методических разработок «Разговор о правильном питании».

 Работа над проектами увлекает как учителя, так и учеников, открывая горизонты неизведанного, таинственного, помогает раскрыть скрытые способности каждого учащегося  в отдельности и применить их, работая в одном сплочённом коллективе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...