Проектная деятельность. Выступление
статья по теме
Предлагаю Вашему вниманию материалы по проектной деятельности в школе 1 ступени. Проектирование в школе находится на сегодняшний момент на начальной стадии, материалов как теоретического характера, так и практического недостаточно.Данное выступление можно использовать не только для самообразования, но и в работе МО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Proektnaya_deyatelnost.docx | 36.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в школе 1 ступени.
Васильева Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
г. Лермонтова
Ставропольского края
Предлагаю Вашему вниманию материалы по проектной деятельности в школе 1 ступени. Проектирование в школе находится на сегодняшний момент на начальной стадии, материалов как теоретического характера, так и практического недостаточно.
В рамках города обобщён мой опыт по теме: «Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе школы 1 ступени», эти материалы включены в сборник «Методика проектной деятельности»,подготовленный ИМЦ Отдела образования г.Лермонтова.
Являюсь членом Городской Экспериментальной площадки, которая работает по теме: «Развитие креативных способностей как условие повышения качества знаний».
С 1998г. принимаю активное участие в конкурсах « Школа года России». Проводила семинар для руководителей школ города по теме «Одарённые дети», участвовала в городских семинарах «Профильное обучение», «Проектная деятельность как условие саморазвития учащихся». Надеюсь, данная работа поможет моим коллегам, интересующимся и внедряющим проектирование в свою педагогическую деятельность.
Образование сегодня оказалось в своеобразной ловушке реального жизненного противоречия: с одной стороны – свобода изобретательства и всяческих реформ, с другой стороны – их варварское, разрушительное действие, по сути, в любой сфере: в экономике, строительстве, образовании и т.д. Развитой культурной формой инновационной деятельности в образовании , по моему мнению, является проектирование. |
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний. Поэтому этот первоначальный этап проектного образования учащихся 1 ступени назван нами «Введение в проектную деятельность».
Основными задачами проектного образования младших школьников являются:
- По содержанию: формирование наглядно – образного представления об окружающем мире.
- По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.
Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.
Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
В МОУ СОШ№ 1г. Лермонтова метод проектов активно используется с 2001-2002 учебного года. Для освоения проектного метода в коллективе учителей 1 ступени была создана проблемная группа. Подготовку к работе по данной методике учителя проходили ступенчато. Первоначально осваивали данную технологию применительно к внеклассной работе. Так появились проекты: «Моя родословная», «Витамины» и др. Данной методикой овладели все учителя начальных классов нашей школы. Все проекты представлены на школьной научно- практической конференции.
На следующем этапе освоение проектной технологии было перенесено на урок. В методической копилке учителями начальных классов нашей школы на основе проектного метода представлены уроки по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике, трудовому обучению. Созданы проекты: «Создание школьных словарей», «Мои любимые сказки», «Мой город» и др.
В 2004/5 учебном году по договору с СКИПКРО г.Ставрополя на базе школы создана городская экспериментальная площадка, которая работает по теме: «Развитие креативных способностей младших школьников как условие повышения качества знаний». Руководитель экспериментальной работы – Хижнякова О.Н., зав. кафедрой начального образования, кандидат педагогических наук.
Именно проектная методика помогает сделать мои уроки в начальной школе яркими, запоминающимися, ведь у детей 1 – 4 классов больше всего развито наглядно – образное мышление. Работая по проектной методике, я поняла, что она дает огромные возможности для развития каждого ребенка. Наблюдая за деятельностью своих детей, я заметила, что они уже более продуктивно работают в группах, учатся очень важному: видеть в обычном - необычное, задавать вопросы, менять свое отношение к процессу познания мира. А это и есть результат воплощения в жизнь проектной методики – методики настоящего и будущего школ России.
Для реализации поставленных задач в моей педагогической практике сложились две системы организации проектной деятельности учащихся школы 1 ступени:
1. Индивидуальная и индивидуально-групповая, предполагающая организацию внеурочной проектно-исследовательской деятельности младших школьников в системе работы «Проектирование», направленной на исследование процессов окружающего мира и осмысленно-преобразовательную деятельность ребенка в нем. Тема исследовательской деятельности носит модульный характер и философию самоопределения ребенка в Поле знаний, описание конкретных явлений и процессов различными средствами. Этапы осуществления проектов:
- Организационный. Включает представление и поиск партнеров. Самоопределение, выбор темы, главной идеи и способа ее реализации.
- Сбор, обработка информации.
- Обсуждение методических аспектов, обучение и организация работы на уроке и внеурочной деятельности через внеклассную работу.
- Работа научного руководителя с каждым учеником.
- Структурирование проекта с выделением подзадач для каждой группы учащихся.
- Интенсивный обмен информацией.
- Обобщение работы, оформление ее в виде книги, видеожурнала, презентации, других продуктов своего творчества.
- Выступление и защита проекта в классе, на школьных конференциях, участие в конкурсах.
- Публикация работ, в том числе на школьном Интернет-сайте.
Наиболее сложным остается вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы нет, и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
2. Командно-групповая, направленная на синтез урока и внеурочной деятельности, являющаяся методом систематизации и углубления знаний по конкретному программному теоретическому блоку базисного образовательного плана, вовлекающая в проектно-исследовательскую деятельность весь класс. Этапы осуществления проектов:
- Коллективное разделение проекта на составляющие.Класс делится на несколько команд. Каждая команда выбирает себе одну из составляющих темы.
- Самоопределение в теме с активизацией внимания на актуальности данной проблемы, значимости для конкретного ребенка и способах применения полученных знаний, умений, навыков и мультимедийного продукта в жизни.
- Самоопределение в команде, уточнение плана, содержания и распределение обязанностей.
- Самостоятельная работа над проектом. Сбор, обработка информации. Налаживание коммуникаций.
- Оформление в печатном или электронном вариантах.
- Внутренняя экспертиза (вместе с руководителем) проекта.
- Внешняя экспертиза проекта в классе.
- Выступление и защита проекта перед другими классами, на школьных конференциях, участие в конкурсах.
В первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Предметом наблюдений за деятельностью учащихся являются:
- собственное его «самочувствие» на уроке;
- соблюдение договоренности о «правилах игры» во время урока: один отвечает – остальные слушают, оценка ответа товарища после его полного ответа; правила работы в группе, паре;
- действия учащихся на основе заданного эталона.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи); На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я ставлю перед учащимися проблемы, предлагаю банк проектов, раскрываю требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) на этом этапе использую метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки (ознакомление учащихся с автоматизированным банком проектов).
Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создаю группу «генераторов идей». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить путем выполнения соответствующих проектов. «Эксперты» проводят экспертизу идей и выбирают наиболее актуальные и интересные из них. Таким образом, создается банк (список) творческих проектов. Например, сказки, загадки, ребусы и т.д.
- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности) ;
-информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); На этом этапе учащиеся осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определенных продуктах или услугах, интеллектуальные возможности себя.
Используя метод информационной поддержки, предоставляю детям книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты. Справочники, компьютерные продукты, Интернет и другие источники.
Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник формирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта, или все это делаем коллективно. Затем осуществляем анализ предстоящей деятельности и разрабатываем «Модель обдумывания» – схематичное изображение составляющих творческого проекта. С помощью детей разрабатываем алгоритм выполнения творческого задания, включающий основные этапы его реализации.
Для определения внешнего вида изделия можно использовать метод морфологического анализа. Я помогаю составить «морфологический ящик».
Признаки | Альтернативные варианты |
Конструкция | Загадка, рисунок, ребус |
Способы оформления | Презентация |
Цветовое решение | Разные цвета |
С целью анализа объекта проектирования использую метод фокальных объектов, где составляется таблица признаков.
Объекты | Признаки |
Персональный компьютер | Самый лучший исполнитель |
Школьники мысленно переносят признаки различных объектов на проектируемые ими объекты.
На основе ассоциативного мышления получают необычное сочетание признаков, позволяющее найти оригинальное решение творческого проекта. Активизации мышления можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта.
Признаки | Идеальный объект | Реальный объект | Действия по устранению противоречий |
|
|
|
|
В результате таких упражнений у школьников формируется алгоритм творческой проектной деятельности.
На основе проведенного анализа разрабатываем рабочий эскиз модели с описанием. Затем определяем перечень необходимого оборудования, приспособлений. Я уточняю, дополняю этот список, объясняю правила пользования, раскрываю правила техники безопасности при работе с персональным компьютером и санитарно – гигиенические условия организации рабочего места.
Исследовательский (подготовительный) этап проектной деятельности заканчивается разработкой порядка изготовления спроектированного продукта. В младшей школе – это простое последовательное перечисление выполняемых действий. Я также уточняю критерии проверки и оценки качества творческого продукта.
Технологический этап. На этом этапе происходит непосредственное выполнение работы. Основным методом обучения проектной деятельности выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, исправление допущенных ошибок.
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выс На основе этой работы учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений. На данном этапе использую метод дизайна – анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, цветовое решение продукта.
На этом этапе осуществляем корректировку деятельности, контроль, защиту проекта.
Корректировка помогает обнаружить на основе метода сравнения и метода мини – маркетингового исследования, несоответствия с задуманным. Метод мини – маркетингового сравнения можно организовать с помощью следующего алгоритма:
Когда проекты готовы, они допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся представляют краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.
Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, целесообразно заполнять оценочные листы проектов по следующей форме:
Оценочный лист проекта
Группа №__
Тема проекта :
Этапы выполнения проекта | Оценки |
Исследовательский (Сбор информации) |
|
2. Работа в группе |
|
3. Защита проекта |
|
Общая оценка |
|
С третьего по четвертый класс умения проектной деятельности формируются аналогично, но проекты предлагаются более высокого уровня
Активизации мышления можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта.
Признаки | Идеальный объект | Реальный объект | Действия по устранению противоречий |
|
|
|
|
В результате таких упражнений у школьников формируется алгоритм творческой проектной деятельности.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Сегодняшний выбор стратегии развития образования в России основан на концепциях Всеобщего управления качеством и Международных стандартах качества.
Качество образования, на мой взгляд,- это не только качество результата, но и качество самого процесса. Ведь результаты в образовании бывают разные: не только те, которые измеряются количественно в ходе текущего или итогового контроля, но и иные, связанные, в первую очередь, с воспитывающей и развивающей функциями обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Презентация к выступлению "Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"
Презентация победителя ПНП "Образование - 2011" к выступлению на предметной секции учителей начальных классов " Стандарты второго поколения замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение: М...
Выступление на педагогическом совете "Проектная деятельность"
Ведущим методом обучения младших школьников является метод творческих проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную...
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
Материал содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах, так же описаны методики исследования сформированн...